Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Сигрианский исповедник

«Это был дивный муж и в подвижничестве, и в страдальчестве от иконоборцев. И ученый был, и царского рода…» — так писал святитель Феофан Затворник, Вышенский, о своем небесном покровителе преподобном Феофане Сигрианском. Память святого исповедника и летописца Православная Церковь чтит 25 марта.

От императорского сановника к монашеству

О преподобном Феофане известно из его жизнеописания, которое составил патриарх Мефодий I, а также из его собственного произведения «Хронография». Будущий святой родился в Константинополе в 758 году в знатной семье. Его отец Исаак был в родстве с византийским императором Львом III Исавром и, несмотря на иконопочитание, находился в таком доверии у императора-иконоборца Константина V, что тот назначил Исаака стратигом фемы Эгейского моря, а впоследствии лично заботился о том, чтобы рано осиротевший Феофан получил хорошее образование. Мальчик лишился отца в трехлетнем возрасте и был воспитан в благочестии под руководством добрых наставников и под надзором своей матери.

Повзрослев, он стал сановником императора Льва Хазара. Положение обязывало его вступить в брак, и вскоре он женился на дочери византийского патриция Льва — Ирине. Господь послал Феофану супругу с добрым нравом. По взаимному согласию молодожены решили хранить целомудрие и жить как брат с сестрой, занимаясь благотворительностью, а в будущем совсем оставить мир и поселиться в пустыне.

Однажды они посещали монастыри в Сигрианской области (Малая Азия), где встретили прозорливого старца Григория Стратигия, который предсказал супруге молодого императорского сановника, что ее муж будет удостоен мученического венца.

Через некоторое время супруги, как и задумали ранее, оставили мир, раздав все свое немалое имущество нуждающимся. Жена Феофана была пострижена в монахини в одном из монастырей Вифинии, а Феофан принял иноческий постриг от старца Григория в монастыре Полихнион у Сигрианских гор.

По благословению старца Феофан устроил монастырь на острове Калоним в Мраморном море и затворился в келье, занимаясь переписыванием книг. В этом занятии Феофан достиг больших успехов, так как был человеком очень образованным. На деньги, вырученные от продажи книг, обитель и существовала.

Затем преподобный Феофан основал еще один монастырь в Сигрианской области, в месте, называемом «Megas agros» («Мегагрит», «Великое Село»), и стал его игуменом. Развалины этого монастыря на побережье Мраморного моря, между Кизиком и устьем Риндака, сохранились до наших дней. Несмотря на слабое здоровье, преподобный сам принимал участие во всех монастырских работах и был для всей братии примером трудолюбия и подвига.

За свою благочестивую и подвижническую жизнь святой игумен был прославлен от Бога многими дарами. Он исцелял тяжелобольных, изгонял нечистых духов, владычествовал над стихиями природы, имел дар прозрения и пророчества.

Крепкий духом

В 787 году в Никее собрался Второй Никейский Собор, который осудил ересь иконоборчества. Преподобный Феофан также принимал участие в этом Соборе. В диспуте он победил будущего иконоборческого патриарха
Иоанна Грамматика. За верность Православию преподобного бросили в тюрьму.

Письма святого Феодора Студита к преподобному Феофану, находящемуся в заключении, хорошо показывают и обстоятельства его подвига, и сам характер Сигрианского исповедника. «Правда, поздно, но все же я узнал, многожеланный и славнейший отец, что ты схвачен иудействующими и лжехристианами. О, как они не постеснялись наложить руку на человека Божиего, на мужа преподобного, на тело, изможденное долголетними подвигами и сильной изнурительной болезнью!.. Благодарение Богу за Его неизреченную милость, что тебя, больного смертельной болезнью, Он сделал более, чем других, крепким духом, так что ты стал глашатаем истины, мужественно изобличил язык еретичествующий и остался совершенно непоколебимым в исповедании Христа… Ты угодил Богу, любящему тебя; сделал приятное ангелам, наблюдавшим за твоей похвальной жизнью. Ты увенчал свою голову венцом исповедничества. Вместе с Церковью Христовой ты и для меня, жалкого и ничтожного, стал столпом спасения…» — писал святой Феодор.

В возрасте 50 лет преподобный тяжело заболел и до самой кончины жестоко страдал. Но, даже находясь на смертном одре, он непрестанно трудился: он стал автором грандиозного по своему объему и значению труда «Хронографии» («Жизнеописания византийских императоров») — истории Христианской Церкви с 284 по 813 год. Этот труд до сих пор является ценным источником по истории Церкви.

В 815 году, по воцарении императора Льва V Армянина, иконоборчество возобновилось. Император вызвал святого Феофана в Константинополь и принуждал принять ересь, но святой твердо воспротивился этому, за что был отправлен в ссылку на греческий остров Самофракия. Его обитель «Великое Село» была безжалостно сожжена. Пробыв на острове несколько дней, преподобный исповедник скончался. Шел 818 год.

После смерти императора обитель преподобного Феофана была частично восстановлена, и туда были перенесены его святые мощи, которые были прославлены многими чудесами.

Памятник византийской историографии

Единственное сочинение преподобного Феофана «Хронография» было составлено им как продолжение оставшейся незаконченной всемирной хроники его друга — византийского историка Георгия Синкела, по настоятельной просьбе последнего. Хотя преподобный и подчеркивает случайность своего обращения к истории (он уступил лишь просьбам умирающего Георгия), он создал один из значительнейших памятников византийской историографии.

Рассказ преподобного Феофана начинается с 284 года — правления Диоклетиана — и доходит до 813 года — времени вступления на престол Льва V. Особенно ценна «Хронография» при изучении истории Византии в VII–VIII веках, о которых до наших дней дошло мало иных свидетельств.

Хронологическая система, созданная святым Феофаном, — явление исключительное во всей средневековой историографии. Сочинение распадается на хронологические отрезки (по годам), каждому из которых предпослана хронологическая таблица, отмечающая наряду с годом от сотворения мира и от Рождества Христова годы правления не только византийских императоров, но и персидских, а затем арабских правителей, пап и четырех патриархов.

Преподобный Феофан говорит в своем сочинении о событиях, происходивших у персов, арабов и других варварских народов. Последующие византийские историки во многом зависели от творения преподобного Феофана: «Хронографию» цитирует преподобный Симеон Логофет, выдержки из нее приводил в трактате «Об управлении империей» Константин VII Багрянородный, опирались на нее и другие летописцы. В XII веке византийский историк Иоанн Зонара видел в сочинении преподобного Феофана главный источник по истории VII — начала IX века.

Уже в 70-х годах IX века папский библиотекарь Анастасий перевел «Хронографию» на латинский язык. Этот перевод дошел до нас в рукописях более древних, чем оригинал. Позднейшие историки начинали изложение событий с того времени, каким окончил преподобный Феофан, что свидетельствует о пиетете, который питали они к «Хронографии».

Служба в честь преподобного Феофана Исповедника вошла в официальную Минею. Последование включает три стихиры, седален, кондак, икос и канон, написанный святым Феофаном Начертанным, младшим современником игумена «Великого Села», также пострадавшим за иконопочитание и дожившим до Торжества Православия. В службе, как и в житии, преподобный прославляется за то, что оставил мир и последовал Христу, презрев «житейскую красоту».

Подготовила Наталия Комиссарова

Оставить комментарий
Поделиться в: