Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

День радости, а не скорби

Много лет назад в праздник Пасхи соседский парень пригласил меня съездить на могилу его отца на саратовское Воскресенское кладбище. Мы с детства любили бродить по его аллеям, рассматривать старинные захоронения, читать надписи на памятниках, притягивала таинственность и красота. В тот день на кладбище было многолюдно.

Всему своё время, и время всякой вещи под небом.

Екк. 3, 1

Странная традиция

Это были времена безбожия и религиозного невежества среди большей части советских граждан. Почти у каждой могилы устраивались пиршества с алкоголем и непременной стопкой водки, поставленной для умершего родственника. Мой товарищ тоже достал бутылку, обильно окропил вином могилу отца, а, уходя, оставил покойному родителю щедрую закуску. Мне, в то время далекому от Церкви человеку, эти действия показались необыкновенно значительными и трогательными. А ведь ничего общего с православным христианством эта языческая тризна, конечно же, не имела.

Но кто тогда особенно задумывался, откуда пошла традиция посещать скорбные места в радостный день Христова Воскресения и правильная ли она? Отвечая на этот вопрос в одном из телевизионных интервью, протоиерей Димитрий Смирнов с присущей ему иронией сказал, что во всем виноваты… российские дороги! В деревнях их никогда не было, как не было и церквей – храмы строились чаще всего в больших селах, рядом с погостом. Вот и шел верующий люд из всех деревень пешком за сотни верст по разбитым грязным дорогам в сельский храм на ночную Пасхальную службу. Отстояв ее, с освященными куличами и другими пасхальными угощениями отправлялись на кладбище. Не возвращаться же домой, чтобы через несколько дней вновь проделывать тот же самый длинный и тяжелый путь по бездорожью. Поэтому заодно проведывали своих умерших родственников и тут же на их могилках разговлялись. «Это вошло в привычку, она укоренилась в народе и передавалась из поколения в поколение», – пояснил отец Димитрий.

А уж в советское безбожное время, когда многие храмы были закрыты, другого места, чтобы помянуть своих близких и родных и одновременно отметить Пасху, как на кладбище, просто не было. Верующий человек, лишенный возможности посещать храм, отмечал, как мог, отнятый у него церковный праздник.

Но если помнить о сути Христова Воскресения, то это, конечно, нонсенс. Ведь Пасха – праздник жизни, но не смерти. Даже тех, кто в это время умирает, отпевают особым, пасхальным чином. Протоиерей Сергий Архипов на страницах журнала «Фома» так отвечает на вопрос, почему не следует в Пасху посещать кладбище: «Христово Воскресение – это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога – все живы. Пасха – день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды».

Посещать кладбища в этот день нелогично

Конечно, Церковь не может запретить людям посещать кладбища, когда им этого хочется, но стоит прислушаться к священнослужителям и понять, почему этого не следует делать. «Святая Пасха является средоточением всего годичного богослужебного круга. Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Поэтому когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения», – поясняет иеромонах Иов (Гумеров) на портале «Православие.ру».

Так категорически ли Церковь против посещения кладбищ в светлый праздник Пасхи или все-таки не велик грех разделить пасхальную радость со своими усопшими родственниками? Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священник Аркадий Махсумов пояснил, что какого-то догматического учения на этот счет и тем более запрета у Церкви нет, но: «Церковность – это прежде всего культура, христианское отношение ко всем явлениям в нашей жизни. Оно должно исходить из православного мировоззрения. Поминовение усопших – очень значимая часть жизни православного человека, и Церковь увещевает нас всегда помнить о своих ушедших сродниках. Мы молимся за них ежедневно на Литургиях, поминаем на панихидах, существуют в церковном календаре специальные дни поминовения – родительские субботы. Дома в вечерних и утренних молитвах мы так же вспоминаем ушедших от нас родных и близких, молим Бога об упокоении их душ, скорбим и плачем об усопших.

Но есть время для скорби и есть для радости, время плакать и время смеяться (Екк. 3, 3). Христос сошел во ад, разбил его врата, разрушил засовы, мы видим на иконе Воскресения, как обломки ада обрушиваются в пропасть. Он вывел из преисподней души людей, которые томились в ожидании Спасителя, и преодолел то, чего больше всего боятся люди – смерть! Он упразднил смерть, теперь мы называем смерть успением, временным сном. Иисус Христос даровал вечную жизнь всему человечеству, поэтому Пасха – это величайшее событие, самый радостный и самый счастливый праздник в церковном году, и посещение кладбища в этот день просто нелогично. Это можно сравнить с ситуацией, когда царь приглашает тебя на богатый пир и пытается усадить за свой стол, а ты бежишь в каморку к его дворнику и там довольствуешься черствой хлебной коркой. Дело не в том, что, отправляясь на кладбище, когда весь мир с ликованием празднует Пасху, мы совершаем непростительный грех или кощунствуем, но любая скорбь в день Светлого Христова Воскресения разрушает пасхальное настроение.

Было время, когда в Саратовской области действовал один-единственный Свято-Троицкий собор. Негде было вспомнить о Боге, не каждый крещеный человек решался в то время надеть на себя нательный крест, а надгробное крестное знамение было для многих единственным напоминанием о Христе, о вечности, которая ждет каждого человека. Но сегодня, когда, слава Богу, храмы возрождаются, и их в нашей губернии уже сотни, очень странно видеть людей, предпочитающих праздничной соборной молитве, участию в Таинстве Евхаристии, наивысшем спасительном Таинстве, посещение на Пасху кладбищ.

Пасхальная радость, чувство Пасхи доступно всем, верующим и неверующим, богатым и бедным, постившимся и не постившимся, даже тем, кто и не подозревал, какой это изумительный праздник. Какое потрясение испытывает каждый, когда здесь и сейчас, в эту минуту, в этот миг для каждого из нас воскресает Христос – и все мы, единые друг с другом, вместе восклицаем: “Христос воскресе!” Пасхальная радость – это чудо Божественной любви к каждому из нас, и если мы, православные христиане, это поймем, тогда в нашей жизни все будет на своих местах и ко времени. Всю Светлую седмицу мы будем радоваться Воскресению Спасителя, и лишь во вторник второй седмицы – на девятый день после Пасхи – вспомним об усопших родственниках, будем праздновать Радоницу, один из главных поминальных дней в году. Само название праздника говорит о том, что он несет в себе пасхальную радость, это не день траура».

Разделить с усопшими радость

В этом году Радоница выпадает на 25 апреля. Прежде всего надо прийти в этот день в храм, заказать панихиду, помолиться о спасении душ дорогих нам людей, усопших родственников, поставить свечу и подать заупокойную записку. Помочь душе умершего можно только горячей искренней молитвой. Святитель Филарет, митрополит Московский, называет такую молитву спасительной «для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым». Святитель Иоанн Златоуст так же поучает: «Постараемся, сколько можно, помочь усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».

А уже после соборной молитвы в храме следует отправиться на кладбище, где покоятся наши родные и близкие. Нездоровая традиция распивать на могилах спиртное, оставлять умершим рюмку водки и еду, освященные пасхальные куличи, яйца сформировалась в советское время и к Православию не имеет никакого отношения. Принято в этот день раздавать угощения бедным, нуждающимся, а на могильных холмиках оставлять лишь цветы и свечи с лампадками.

Но люди упорно несут на могилы своих близких разную снедь. Недавно услышала, как на полном серьезе служитель кладбища спрашивал у родственников, придут ли они на следующий после похорон день «кормить умершего завтраком»? Так и хотелось спросить: кому это нужно, неужели покойному? Души умерших не нуждаются в еде, им нужна пища духовная, нужна наша молитва. В этот день на могилах молятся, читают акафист об упокоении душ наших близких, поют пасхальный тропарь, украшают могилу. Если рядом окажется заброшенная могила, за которой никто не ухаживает, приберитесь и здесь. Это будет по-христиански. Этому учат священники, наша православная вера.

…Впервые я встречу нынешнюю Пасху не с родными людьми, а приду к их могилам в праздник Радоницы, который еще называют пасхой умерших. В этом году ушли из жизни мой муж и сын. Буду молиться, чтобы Господь простил усопшим «вся согрешения их, вольная и невольная» и сотворил им вечную память. Горько, тяжело сознавать, что никогда уже не будет рядом дорогих моих родных людей, но светлая мечта о будущей встрече в ином мире греет душу, дает силы жить и радоваться жизни.

Ольга Стрелкова

 

Радоница – день особого поминовения усопших. Cовершается на 9-й день после Пасхи. В этот день христиане стремятся разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь. Мы верим, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви, ведь Господь не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32).

Теги: Радоница.
Оставить комментарий
Поделиться в: