Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Да не отрекусь от Христа Спасителя»

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, родился в XIV веке в городе Трапезунд. Город служил удобным пристанищем для кораблей, потому жители Трапезунда обыкновению занимались торговлей и мореплаванием. Святой был родом из благочестивой семьи. Он совмещал в себе талант к торговому промыслу и одновременно мудрость в учении. Бедняки же знали Иоанна как милостивого человека и благодетеля.

Верный проповедник Христов

Добродетельная жизнь этого подвижника не могла остаться незамеченной для невидимого врага. По торговым делам святой совершал частые путешествия по морю. Однажды он плыл вместе с венецианским купцом Реизом. Начальник корабля, державшийся другого исповедания веры, начал досаждать святому спорами о восточном (православном) благочестии. В многочисленных словесных прениях о вере святой Иоанн обличал неправомыслие собеседника. А тот гневался, раздражался, из чувства вражды замышляя злое.

Корабль пристал к берегу у Белгорода Босфорского (восточная часть исторической Молдовы), находившегося в те времена под властью татар-идолопоклонников. Там злой корабельщик пошел к местному градоначальнику – известному огнепоклоннику. Европеец стал клеветать на святого Иоанна так: «Со мною на корабле прибыл сюда муж, который желает, отказавшись от христианской веры, преданной отцами, приступить к вашей вере и быть общником ваших преданий. Если ты позаботишься скорее привести его к единоверию с вами, то тебе будет великая похвала от твоего народа».

Услышав это, градоначальник исполнился радости. Он повелел с почетом привести к себе блаженного Иоанна, предложил принять огнепоклонство, а Христа похулить. Святой Иоанн безбоязненно сказал в ответ: «Мне думается, что ты явно лжешь, начальник! Не говорил я, что хочу отречься от Христа моего; да не будет со мною сего, да не попустит Господь мой Иисус Христос когда-либо даже мысли о сем во мне; это умышление врага истины, твоего отца, сатаны. Войдя в тебя, как в свой истинный сосуд, он чрез тебя беседует со мною, надеясь привлечь меня к погибели, и принуждает меня отступить от истинного Бога, Создателя как иных всех видимых и невидимых тварей, так и самого этого солнца, которое ты чтишь как Бога, прельщенный властью тьмы, и в безумии воздаешь твари ту честь, которую подобает воздавать Самому Богу. Не прельщай же меня склониться ко лжи. И не считай Богом солнце, видимое на небе, но знай, что это – светило огненного свойства, поставленное Создателем для служения людям и сотворенное в четвертый день. А создание разве может быть Богом?». Сказав это, святой Иоанн воздел руки, возвел очи к небу и во всеуслышание воскликнул: «Да не отрекусь от Тебя, Христа Спасителя моего, с безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым Духом славимого Бога! Не поклонюсь солнцу, не послужу огню, не принесу жертвы звезде, которую языческое баснословие называет Венерою, одноименно с блудной страстью!».

Обольщенный градоначальник чувствовал себя униженным и посрамленным. Он повелел воинам тот час же сорвать с мученика одежды, а затем положить пред мучеником множество палок. «Ты обещался не басни повествовать, а отречься от твоей неполезной веры, и усердно желал присоединиться к нашей светлой вере и украситься нашими законами». Святой мученик сказал в ответ: «Я не баснословец, а раб и проповедник истинного, в Троице славимого, Бога, в Которого научился веровать от прародителей и родителей моих; ныне Ему Одному поклоняюсь, Ему приношу жертву хвалы, Его признаю и исповедую Создателем всего, Его ожидаю как Судию живым и мертвым; Он придет воздать каждому по делам в то время, когда повелением Его померкнет это видимое солнце, поставленное на служение людям».

Мучитель тотчас приказал бить святого палками. Доблестный страдалец мужественно переносил это мучение и благодарил Христа за возможность пострадать за Него. Избиение продолжалось до тех пор, пока не умолк голос мученика. Израненное тело отволокли в темницу. Наутро святого Иоанна со светлым и радостным лицом привели к градоначальнику. Нечестивый судья продолжил уговаривать страдальца отречься от Христа, обещая прислать к нему лучших врачей и исцелить изнеможденную плоть. Святой же остался верен Истинному Богу.

Тогда мученика снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями. Наконец, один еврей схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову. Так доблестный воин Иисуса Христа в тридцатилетнем возрасте окончил свой страдальческий подвиг, предав святую свою душу в руки Господа. Это произошло в 1330 году.

Великая святыня Молдавии

Когда настала ночь, то жители квартала увидели чудо над телом мученика. Над ним ярко горело множество лампад, и три светоносных мужа творили каждение и воспевали песнопения. Один иудей думал, что это пришли священники христианские. Он взял лук и стрелу, но не смог ни выстрелить, ни рук освободить. На рассвете стали невидимы чудные мужи. А люди, во множестве пришедшие на это место, видели стрелка, пребывающего в том же положении. Против воли вынужден был этот иудей поведать подробно обо всем увиденном. После чего он освободился от наказания. Правитель, узнав об этом, весьма устрашился и повелел христианам предать погребению тело мученика.

Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину. Но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Когда митрополит Молдавский Иосиф узнал о чудесах, исходящих от святых мощей, он убедил благочестивого господаря Александра Доброго перенести их в столицу Молдавского княжества, Сочаву.

Господарь отправил посольство из вельмож, духовенства и воинов с княжеской повозкой для того, чтобы выкупить святые мощи. Когда посольство с мощами приблизилось к Сочаве, митрополит и господарь и весь народ вышли навстречу и прославили святого мученика. 2 июня 1402 года мощи святого Иоанна с большой честью были положены в соборной Мирэуцкой церкви, и многие получили тогда от них чудесные исцеления. С тех пор святой великомученик Иоанн Новый почитался покровителем молдавского народа и стал именоваться Сочавским.

11400.d.jpgВ 1589 году его мощи были перенесены из старой господарской церкви в новый митрополичий собор. В 1622 году, во время нашествия татар на Сочаву, народ обратился к святому великомученику. После тройного крестного хода вокруг собора с Евангелием и мощами их собирались было спрятать в Сочавской цитадели, но волы не могли сдвинуть повозку с места. На утро же заступничеством святого Бог послал шквальный дождь, и река Сочава вышла из берегов. Татары не смогли переправиться к городу и в замешательстве отступили.

В 1686 году мощи святого были взяты польскими войсками Яна Собеского и перевезены в Жолкву. В течение 97 лет они пребывали здесь; как православные, так и римо-католики прибегали к заступничеству святого.

13 сентября 1783 года благодаря неустанным трудам епископа Радовецкого Досифея эта великая святыня молдавского народа вернулась из Польши. Мощи святого Иоанна встречали всем миром – почти три месяца их возили по городам и деревням северной Молдавии и лишь потом вернули в митрополичий собор Сочавы.

Не менее великое почитание святого было и на Руси. Уже в середине XVI века в его честь в нашей стране проходили торжественные богослужения. А первый русский царь династии Романовых, Михаил Федорович, своего старшего сына (который прожил всего три года) назвал Иоанном в честь великомученика.

Из множества чудес, связанных со святым, неиссякающих и в наши дни, примечательно событие 1898 года, когда одна знатная дворянка тайно оторвала частицу пальца святого. Ее повозка не могла стронуться с места до тех пор, пока она не раскаялась и не вернула частицу мощей. В Патерике архимандрита Иоанникия (Бэлана) приводятся многие свидетельства чудесных исцелений от слепоты, немоты и паралича, совершившихся в 1960-х годах по молитвам святому.

Подготовила Татьяна Уютова

Оставить комментарий
Поделиться в: