Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Дело Бога и человека

Православный приход не появляется из ничего и не существует сам по себе. Как бы обманчивы ни были первые впечатления. О хрупком процессе зарождения церковной жизни рассказывает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

 

– Сегодня возрождаются и открываются новые приходы, образовываются общины, строятся храмы. Не без усилий деятельных, горящих желанием и верой людей. Владыка, как Вы думаете, с чем связан такой духовный подъем?

– Такой духовный подъем продолжается уже более 25 лет. С 1987 года в нашей стране начался процесс передачи храмов Православной Церкви. Следующий год, 1988-й, стал переломным. Он стал годом церковного возрождения: состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, на государственном уровне отпраздновали 1000-летие Крещения Руси. В 1990-е годы Церковь окончательно получила свободу, и огромное количество верующих, но нецерковных людей устремилось в храмы. Потому что им этого захотелось.

Храм – это прежде всего община. Но, конечно, и здание, в котором эта община собирается. После советского периода у нас таких зданий осталось очень мало – большинство храмов осквернили и просто стерли с лица земли. В Саратовской области – Православном Заволжье – местами сохранились какие-то остовы, а уцелели единицы. Например, Свято-Воскресенский соборный храм в Николаевске (Пугачеве), храм во имя святого Архангела Михаила в Дергачах и т.д. Вплоть до окончания Великой Отечественной войны храмы были закрыты и приходили в запустение. И поэтому, когда в 1990-х провозгласили свободу совести, многие верующие захотели и стали искать возможность, чтобы в их селе либо возродился, либо появился храм. А Церковь, безусловно, старается такие добрые начинания поддерживать и развивать, потому что так зарождается приходская жизнь. Да, это длительный и непростой процесс, зависящий от желания людей. Однако и духовенству необходимо его стимулировать.

– А как появляются храмы? С чего все начинается?

– Есть два варианта развития ситуации. В первом случае существует некая инициативная группа верующих, повторюсь, возможно, и нецерковных людей. Они пришли к Богу разными путями, но в итоге поняли, что без храма, без священника им тяжело. И теперь они готовы сделать все возможное и невозможное, чтобы получить желаемое. При этом не каждый нарождающийся приход готов принять священника. Община должна просуществовать какое-то время, сформироваться, развиться, укрупниться. И надо быть готовым к тому, что на это могут уйти годы. По-другому полноценный храм и настоящий пастырь, церковная жизнь не появятся.

Во втором случае инициативной группы нет. Но если в районе или поселке без храма не бросить зернышко веры, то там ничего и никогда не взойдет. Поэтому мне, как и любому правящему архиерею, необходимо направить туда священника из ближайшего храма для организации прихода. Он будет общаться с местными жителями, совершать требы. Вокруг него в любом случае соберутся люди, хорошо, если они будут горячими, активными, обязательно найдется тот, кто захочет устроить место для молитвы. У нас много верующих и желающих обрести храм, но не все в полной мере осознают, что успех дела, в первую очередь, зависит от действий каждого из них.

– Может быть, верующие просто не знают, что им нужно делать?

– Конечно, не знают. Людей пугает все новое, неизвестное. Люди обременены житейскими трудностями. Им кажется, что раз они захотели храм, то епархия его без проблем предоставит. Почти в каждом селе, хотя и в городе бывает, меня спрашивают, когда я построю людям храм. Но правящий архиерей – это ведь не государственный бюджет, не государственная программа, которая, руководствуясь собственными прихотями, строит храмы, организует приходы и дает священников. Если люди хотят обрести храм, они должны проявить инициативу: не просто захотеть, но и что-то сделать, потом уже обратиться ко мне за поддержкой. То же самое, если хотят иметь у себя в селе постоянного священника. Они должны создать условия, чтобы батюшка мог нести свое служение. А еще лучше (улыбается) – направить своих детей и внуков в семинарию. Другими словами, люди сами должны идти навстречу Богу, Церкви. Процесс создания общины, храма должен быть обоюдным. Иначе ничего не получится.

Кто-то скажет: зачем Церковь навязывает свое, если нет инициативной группы, нет у людей желания создавать приход? Я скажу: а откуда появится эта группа и это желание, если народ не знаком с церковной жизнью и вообще ничего о ней не знает? В течение нескольких поколений люди не слышали о Боге и Церкви, как же они сами смогут что-то организовать? Мне вообще кажется, что навыки самоорганизации в современном обществе, да и в церковной среде, утеряны... Церковь и священники всего лишь делают первый шаг. Идут к людям с проповедью, и те потихоньку через общение понимают, что им это, оказывается, нужно, интересно.

– В Покровской епархии от кого исходит инициатива создать приход?

– Инициативные верующие – большая редкость для нашего края. И, тем не менее, они есть. К примеру, в Дмитриевке, некогда крупном и богатом селе, не было храма. Но две жительницы, которые обрели веру и захотели поделиться ею с ближними, самостоятельно, за счет своих средств в приспособленном помещении устроили храм. То же самое произошло в селе Лавровка, поселке Головановский, Новониколаевский. Это хорошие, живые приходы, где люди горят верой, их не пугают и не останавливают никакие трудности. Но в основном строительство храмов – моя архиерейская инициатива, планомерная работа, которую я веду в течение пяти лет. До меня почти 10 лет ею занимался Митрополит Лонгин. А еще раньше – приснопамятные Владыка Александр и Владыка Пимен. Это дело, совершаемое архиереями на протяжении не одного десятилетия.

 

 

– Что же нужно делать верующим, чтобы обрести храм и возможность совершать богослужение?

– Редко, но бывает, в инициативной группе можно найти состоятельного человека, готового построить храм. В большинстве наши прихожане — люди бедные, иногда среднего достатка. Поэтому сначала верующие находят помещение и обращаются в администрацию с просьбой предоставить его для совершения молитвы, приводят его в порядок, ставят иконки, аналой, приспособленный престол и обращаются к правящему архиерею за благословением. Далее приход закрепляется за батюшкой, допустим, из районного центра. Если приход развивается, находит единомышленников и жертвователей, то организуется домовый храм. Он так же закрепляется за священником, регистрируется как юридическое лицо, получает подписанный антиминс для регулярного совершения Литургии. Если село крупное и сможет обеспечить священника, то пастыря направляют туда на постоянное место жительства и служения.

– Получается, община содержит батюшку.

– В идеале так должно быть. Священник должен заниматься тем, чему научен и к чему расположено его сердце – служить Литургию, совершать требы, проповедовать, преподавать Закон Божий и «Основы православной культуры» в воскресной или светской школе. К тому же у любого священника есть семья. И одним Духом Святым не проживешь. Поэтому задача общины – обеспечить священника материально, предоставить ему жилье и не дать с голоду умереть. Есть в епархии несколько мест, где меценаты, строящие храмы, сами просят направить в село батюшку и выражают готовность его обеспечить. Но это исключение.

Когда священника назначают на приход, это не значит, что его наделяют всеми благами, это значит, что он сам должен их создать: организовать церковную жизнь, начать строить храм и формировать общину. Конечно же, есть и внутренняя церковная система поддержки духовенства. Например, оказание помощи за счет бюджета крупных городских храмов, который состоит из пожертвований частных лиц, юридических организаций, средств, вырученных от продажи церковной утвари и литературы. Но это опять-таки редкость. Любому храму не хватает средств (в селе это острее ощущается), так как большая их часть идет на оплату налогов, коммунальных услуг и поддержание жизни прихода – ремонт, благоустройство и т.д. У Церкви нет бюджетного финансирования, она отделена от государства, и всё, что мы видим – большие соборы в городе, маленькие храмики в глухих селах, воскресные школы – создано трудами людей. Священников и мирян.

– Вокруг кого или чего формируются и сплачиваются православные общины?

– В церковной жизни все зависит от батюшки. Большую помощь священнику оказывает неравнодушная, инициативная группа верующих, представители государственной власти, которые понимают, что Церковь – это сила, и именно она помогает народу собраться, обрести внутренний стержень. Существуют вопросы, которые духовенство в принципе не может решить без участия госдеятелей. Это и проведение мероприятий, праздников, и организация встреч с педагогами и сотрудниками каких-либо организаций. Поэтому налаживать такие взаимоотношения и мне, и любому священнику просто необходимо. Если батюшка искренний, горячий, он обязательно справится: найдет единомышленников и обретет поддержку. Потому что, как мы знаем, подобное тянется к подобному.

– Как в наше время живет община?

– К сожалению, мы не дотягиваем до того уровня, на котором все должно быть. Народ охладел. Это не зависит от Церкви, но отражается на ней. Люди не готовы нести личную ответственность. Вот построит Церковь храм, да еще возле дома желательно, тогда они и будут ходить. Хотя, скорее всего, нет. Потому как человек, не обратившийся к Богу во время жизненных испытаний (а строительство храма, образование прихода – это тоже испытание), тем более не сделает этого в дни благоденствия. Но ведь чтобы добиться какого-то результата, нужно терпеть, прилагать усилия…

А главный фактор развития общины – литургическая жизнь. Когда молитва возносится к Небу, то даже в самом убогом месте все очень быстро налаживается. Потому что образование прихода – это дело не только человека, но и Бога.

Беседовала Дарья Хохлова

 

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: