Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Возвышение души — залог психического здоровья

Когда известный православный психолог Татьяна Львовна Шишова читала в нашей епархии цикл лекций, ей задавали много вопросов. Возможно потому, что темы, которыми занимается психолог, не просто актуальны, они затрагивают самые болезненные проблемы нашего общества. Ту сторону человеческой жизни, которая мало кого оставляет равнодушным - воспитание детей.


— Вы автор 18 книг, посвященных детской психологии, воспитанию детей в современном мире. Расскажите, пожалуйста, как рождаются Ваши книги?

— Как правило, возникает какая-то необходимость. Обычно это идет от идеи, которая потом обрастает какими-то подробностями. Допустим, когда-то мы с И. Я. Медведевой написали книгу «Наследники царя Ирода». Возникла необходимость как-то противостоять проекту полового воспитания, который на самом деле был направлен на развращение наших детей. Сначала мы писали просто доклады, потом эта тема начала расширяться. Мы стали больше узнавать, увидели новые аспекты и стали писать статьи на эту тему, которые потом объединили в книгу.

Обычно мы пишем о довольно сложных вопросах, нередко бывает так, что как будто бредем в потемках. Когда начали писать о ювенальной юстиции, мы и не думали, что получится целая книга. Ведь никто же не объяснял, что такое ювенальная юстиция, как она будет работать на самом деле. Благодаря тому, что у нас есть за рубежом знакомые, мы стали узнавать, как на Западе это действует. И постепенно собирали материал, какие-то свидетельства.

— Вы часто пишете о негативных моментах в поведении детей. Порой создается впечатление, что вырастить спокойного, воспитанного ребенка в современных условиях просто невозможно. Так ли это?

— Конечно, это возможно, только надо понимать, что это непросто. В последнее время стали уже открыто говорить о том, что наша страна существует в ситуации информационной войны. В условиях войны можно вырастить ребенка? Можно, но сложнее, чем в условиях мира. Когда многие люди поймут это и начнут обороняться, тогда нам быстрее удастся достичь мира и нам будет легче воспитывать своих детей. Долгое время многие люди пытались страусиную позицию занять: все так живут, ничего страшного, не надо рассказывать страшилки. Ведь пока на Западе и в России не начали отнимать детей, очень многие люди спокойно относились к ювенальной юстиции. И даже сердились, когда начинали говорить о ее опасности. Потому что когда ты впускаешь что-то в сознание, надо как-то на это реагировать, а им не хотелось.

— Меня всегда поражало, что люди, воспитанные в советское время, как-то быстро сдали нравственные рубежи. Они стали говорить: «Ну как запретить дочери сожительствовать с мужчиной? Такое время. Все так живут»…

— Дело в том, что в советское время очень у многих людей развился конформизм — как партия сказала, значит, так и надо жить. Советская власть не насаждала разврат, но люди привыкли жить, как все. Потом стали внушать, что как все — это жить в разврате. А на самом-то деле жить надо, как должно, и будет, как Бог даст.

— Чем страсти в духовном их понимании отличаются от психологических проблем?

— Бывает, что человек все понимает, но без медицинской помощи он не может справиться со своим болезненным состоянием. Например, в случае сильной депрессии. Он может даже исповедоваться, молиться, но чисто духовными средствами не всегда удается ее преодолеть.

Но с другой стороны, если человек начинает все-таки следить за своим поведением, стараться его менять, исповедоваться, можно многие процессы изменить. Проблема ребенка в том, что он не может себя контролировать, анализировать свои поступки в той степени, в какой взрослые могут.

— Вы автор уникальной методики решения психологических детских проблем с помощью кукольного театра. Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

— Для детей это выглядит как театральная студия. Они приходят к нам вместе с родителями раз в неделю на протяжении двух месяцев. Родители участвуют в этих занятиях, помогают ребенку выполнять домашнее задание. Каждому ребенку индивидуально задаются на дом две сценки, которые нужно разучить. Но это не случайные пьесы, они позволяют глубже вникнуть в суть проблемы ребенка, понять, что скрывается за его страхами, застенчивостью. Он, может быть, просто трусишка, а может, он боится неудач из-за гордости, а выглядит это как застенчивость.

Мы выявляем патологическую доминанту, которая определяет поведение ребенка. А затем ищем адекватные именно для него способы правильного реагирования на разные ситуации, с которыми он не справляется. Выявив эту доминанту, мы стараемся перевести недостаток (если он лежит в структуре личности и его невозможно искоренить полностью без вреда для психики) в разряд достоинств. Упрямство — в упорство, страх — в осторожность, осмотрительность, агрессивность — в мужество, защиту слабых, благородство. Мы назвали свою методику методикой драматической психоэлевации, которая предполагает возвышение души.

— Вы обучаете коллег Вашей методике?

— Да, мы проводим ознакомительные, обучающие семинары для молодых психологов. Эти методы новые, из разряда игровых, их практически не было при советской власти. Сейчас многие наши ученики успешно работают в разных детских центрах. Мы заинтересованы в распространении своего опыта.

— Мы живем в довольно обеспеченное материальными средствами время. Но на улице — практически ни одного радостного лица. Как Вы думаете, что мешает современным мамам быть счастливыми, хотя у них гораздо меньше забот с одним ребенком, чем у многодетных мам прошлых веков?

— Действительно, рожают меньше, но это происходит потому, что убивают во чреве или не дают родиться. Господь хотел бы дать детей, а они препятствуют. Живут не по воле Божией. Люди могут не впускать в сознание это, а душа все равно чувствует. Многие стали жить богаче, уровень комфорта повысился. Но ощущение того, что мир с большой скоростью несется в некую пропасть, возникает у все большего количества людей. Я думаю, что это определяет и тревогу, и отсутствие радости.

Рождается один ребенок, кажется, все блага в него. Но с другой стороны, это же все тревоги, все страхи, все надежды — все на нем. Не дай Бог с ним что-то случится — крах всей жизни. Поэтому по своему желанию менять то, что установил Господь, опасно и непредусмотрительно.

— Многие мамы, воспитывающие девочек, начинают задумываться над тем, что застенчивость, целомудрие устарели. Лучше воспитать бойкую девочку, которая всеми способами будет добиваться того, что она хочет.

— Я, конечно, не могу с этим согласиться. Что значит: чего она хочет? Каждый человек в конечном итоге ведь хочет счастья. А человек не может быть счастлив, если у него совесть не на месте. Если воспитывать девушку так, что она будет готова на любую подлость, добиваясь своей цели, на коварство, как у нее будет на месте совесть? Я уж не говорю о том, что есть духовные законы, по которым человек рано или поздно получает сторицей за то зло, которое он причинил. К примеру, давно замечено, что от своих детей мы часто получаем то, чем грешили по отношению к своим родителям. Если мы ориентируем ребенка на злое поведение, мы обрекаем его на то, чтобы стать очень несчастным.

Что касается распущенного поведения, то оно сопряжено с массой болезней. Это и дурные болезни, которые сейчас очень распространены и очень тяжело поддаются лечению. И опухоли, которые могут быть следствием приема гормональных препаратов. Рак сильно помолодел. Поэтому, поощряя у дочери смену партнеров, родители своими руками толкают дочь на путь смерти.

А православный человек должен еще понимать, что на земле мы готовимся для жизни вечной, и с него Господь спросит, что он делал для спасения детей.

— Порой родители боятся показаться устаревшими, не понимают, можно ли что-то запрещать, раз мир изменился…

— Как можно от детей требовать стойкости, если ее взрослые не проявляют? Надо начать с себя и с собой перестать лукавить. Ведь если мы хотим идти в ногу с этим временем, которое нас все больше и больше уводит налево, то мы должны понять, что не только ранние половые связи признаются нормальными сегодня, но и гомосексуализм. Поэтому сейчас очень опасно говорить о том, что время изменилось. Так мы очень быстро дойдем до того, что и людоедство будет считаться нормальным.

Надо себя спросить: в каком мы хотим оказаться мире? В новом, который предлагает либерализм? Это очень страшный, очень жестокий мир, где каждый сам за себя, где сильный пожирает слабого, где постепенно вводится в разряд нормы любая патология и агрессивно подавляется норма. Если мы не хотим этого, значит, нужно проявлять стойкость. Тогда уже можно что-то и от детей требовать.

Беседовала Марина Шмелева

* * *

Рекомендация психолога родителям

Советую почитать книги Н. Е. Пестова о воспитании, о душе. Они написаны достаточно просто, но в то же время и глубоко. Полезно читать книги старца Паисия Святогорца, у него есть целый том о семейной жизни. Очень содержательны статьи отца Павла Гумерова о семейной жизни, их часто размещают на Православии.ру. Много поучительного можно найти в произведениях А. С. Макаренко, в том числе в «Книге для родителей». Принесут пользу работы К. Д. Ушинского, С. А. Рачинского. Важную роль в свое время сыграла книга В. В. Абраменковой «Игры и игрушки для наших детей: забава или пагуба?». Ответы на многие вопросы можно получить в учебнике «Культура семьи» (сост. Н. Г. Храмова, Г. Г. Алексеева, А. А. Сараева).


Оставить комментарий
Поделиться в: