Да будет воля Твоя!
Мы часто говорим: «На все воля Божия». Но что мы по-настоящему знаем о воле Бога в отношении нас? Какое она для нас имеет значение и всегда ли мы готовы ей подчиниться? А главное – как узнать эту волю, если общение с Господом было привилегией древних людей? В Ветхом Завете Бог напрямую общался с пророками, предостерегал их от ошибок, указывал, что надо делать и куда идти. Люди слышали голос Божий, понимали, что от них хочет Господь. Сегодня такого прямого водительства мы лишены. Как мы можем узнать волю Божию? Поговорим на эту тему с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
– Воля Божия не всегда открывается прямым образом, как это было в древности. Сегодня чаще всего это происходит через Священное Писание. Воля Божия заключена, прежде всего, в Его заповедях, поэтому, внимательно читая Ветхий и Новый Завет, человек понимает, что же Господь ждет от него. Учение Христа не ограничивается, как люди порой ошибочно считают, десятью заповедями. Евангелие практически все состоит из заповедей. А если еще взять Апостольские послания и посмотреть, сколько там заповедано устами апостолов от Самого Бога! Надо только внимательно читать Священное Писание, и воля Божия обязательно раскроется каждому, кто хочет ее познать.
В каждом человеке есть совесть, есть голос Божий, который раздается в нас, – и это тоже проявление Его воли. Вспомним жизнеописание преподобной Марии Египетской. Когда после долгого пребывания в пустыне она встретила преподобного Зосиму, он был удивлен – святая знала наизусть Святое Писание, хотя никогда его не изучала. Это голос Божий раздавался в ее сердце, и она прислушивалась к нему. Таким образом Господь занимался водительством Марии Египетской, и мы видим, какой святости она достигла.
Поэтому воля Божия узнается чтением Святого Писания, святых отцов, которые его толковали, и следованию голосу своей совести. Когда наш разум и совесть говорят нам: надо поступать так и не иначе, – это и есть следование воле Божией.
– Но как узнать, в чем состоит Его воля, когда дело касается конкретной ситуации, конкретного случая? Например, выбора жизненного пути или спутника жизни?
– Когда человек постоянно читает Священное Писание, у него в большинстве жизненных ситуаций не возникает вопросов, в чем заключается воля Божия. Он находит ответы на свои вопросы. Но люди не живут по Евангелию, слишком часто от него отступают, неверны Богу даже в малом, поэтому и не понимают Его воли, когда дело касается сложных ситуаций.
Христианин знает, что в жизни нет ничего случайного. Если говорить о проявлении воли Божией, надо вспомнить слова одного из великих святых – преподобного Варсонофия Великого: «Старайтесь познавать волю Божию из внешних обстоятельств». То есть надо стараться понять, что от нас ждет Господь в тех обстоятельствах, в которых мы сейчас находимся.
Я бы посоветовал также в поисках ответа на сложный жизненный вопрос чаще обращаться к своим родителям, если вы им доверяете, если их слово для вас что-то значит.
– А воля Божия здесь при чем?
– Знаменитый подвижник Антоний Великий говорил: «И спасение, и погибель от ближнего». И когда мы молим Господа о чем-то, просим Его вразумления, помощи, то, как правило, это приходит к нам через близких людей. Кроме родителей, это, конечно, духовники, но надо понимать, что принимать решение за вас никто не будет. Совет – это не приказ, это всего лишь совет.
К сожалению, очень часто люди, советуясь с батюшкой, ждут от него прямого указания, снимая с себя всякую ответственность за решение какой-то проблемы. Это неправильно, мы все обычные люди, и священник может ошибаться.
Не нужно по всей стране искать прозорливых старцев, святых на земле нет, все святые на Небесах. Спрашивайте совета у батюшки, которого знаете и которому доверяете. Но помните, что на Страшном суде каждый сам будет отвечать за свои поступки, кто бы что ему ни советовал.
– Представим ситуацию, что молодой человек молит Бога помочь ему в выборе жизненного пути. Бог откликается, открывает свою волю через родителей или священника, но она кардинально расходится с его желанием. Как поступить в этом случае?
– Бог создал человека свободным существом, поэтому он может и не принять данный ему совет.
– Но мы ведь не должны противиться воле Божией!
– Однако чаще всего дети идут против воли родителей и лишь с годами понимают, что надо было прислушаться к их совету, вполне вероятно, можно было бы избежать ошибок и проблем. Изменить ничего уже невозможно, но осознание своей неправоты приходит.
Нечто подобное происходит и с волей Божией. Господь подсказывает нам, как правильно поступить, бывает, что прямо направляет по верной дороге, но никогда не принуждает. Это касается любой жизненной ситуации. Господь не препятствует никому из нас совершать свободный выбор, жить по совести или грешить. Человек поступает так, как ему хочется, а потом спрашивает: как же так, почему Господь допустил совершение зла, дурных поступков, преступлений?
– Когда человек совершает хотя бы небольшой подвиг во славу Божию, в этом также проявляется Его воля?
– Добрый плод человек получает тогда, когда он сознательно отвергает грех, а не потому, что другого выхода не было. Напомню знаменитый эпизод из жизни моего небесного покровителя преподобного Пахомия Великого, основателя монашеского общежития в III веке. Однажды он отлучился из своего монастыря, а когда вернулся, то узнал, что братия в его отсутствие не вкушала никакой вареной пищи. Повар рассказал, что монахи решили совершить постнический подвиг, поэтому он не тратил силы на приготовление для братии супов, зато сплел за это время большое количество циновок. Преподобный Пахомий бросил рогожи в печь. Он пояснил свой поступок так: если бы братия имела возможность видеть яства на столе и при этом воздержалась от их вкушения, это был бы подвиг, и повар имел бы плод, как исполнивший свое послушание. Но так как пищи приготовлено не было, то, возможно, кто-то постился не по своей воле, а по необходимости. И результат такого подвига совсем иной.
– Скажите, Владыка, может ли быть воля Божия на беду, болезни, страдания, катастрофы и т.д.? Этот вопрос чаще всего задают люди, когда случается несчастье.
– Безусловно, воля Божия управляет миром, но воли Божией на грех, на убийство, на страдания нет. Почему же погибают дети, льется кровь, не прекращаются войны? Господь ли в этом виноват? У каждого преступления есть имя. Имея свободу, дарованную Богом, именно человек совершает эти жуткие преступления.
Сколько за последнее время произошло трагедий, в которых погибли дети, и причина – человеческий фактор. Человек сам становится источником своих бед, потому что не умеет ответственно распоряжаться даром свободы. Господь делает все, чтобы предотвратить несчастье, чтобы человек пришел в разум, поступал по совести, не творил зла.
Воли Божией на несчастья нет, но дело в том, что Его воля не всегда совпадает с волей человека. От нас зависит – согласовать свою волю с Божией или нет, следовать за Ним или погрязнуть в грехах. К сожалению, люди часто выбирают грех. Как-то одному старцу было видение: сидит на заборе бес и ножками болтает. Старец спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» А бес отвечает: «Ничего, раньше я хоть людей искушал, склонял их к греху, а сегодня они без меня прекрасно справляются. Остался я без работы, вот и сижу, ногами болтаю».
– Как же научиться жить по воле Божией?
– Надо начать поступать по воле Божией там, где мы не сомневаемся, где отчетливо видим, как правильно поступить. Разве верующий человек не знает, что не надо лгать, лицемерить, осуждать, тщеславиться, гневаться и т.д.? Начинайте с малого, а дальше будете поступать по воле Божией там, где сегодня пока сомневаетесь, находитесь в растерянности. Если мы искренне хотим поступать по воле Божией, Господь исправит выбранный нами путь, даже если он окажется неверным.
– Владыка, скажите, как при богообщении не впасть в самообман, в самовнушение?
– В Православии это называется прелестью. Человек может долго и усердно молиться, принимая какое-то решение, а оно заведомо ложное. Почему? Потому что человек, молясь о чем-то, руководствовался собственным помыслом, он не научился его отвергать. В монашеской традиции это целое учение о недоверии к себе, отвержении помыслов. Мирянам надо научиться молиться без гордости, без мысли о том, чего я хочу, но чего хочет Бог.
Перед самым арестом, перед грядущими страданиями, перед Голгофой Иисус молится в Гефсиманском саду: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39). Его человеческой природе был свойственен страх перед смертью, Иоанн Дамаскин так пишет о Гефсиманской молитве: «…Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала, чтобы Его воля человеческая приняла смерть, — страдание стало вольным и по человечеству Христову». Сын Божий отсекает собственную волю, вверяет себя в руки Отца, так и христианин должен поступать.
Даже когда мы просим Господа о самых, как нам кажется, нужных вещах, надо понимать, что у Бога есть свой план в отношении каждого человека. Господь никому не желает зла, но, возможно, то, что мы просим у Него, нам не полезно. Поэтому молитва должна быть правильной: «Да будет воля Твоя!». Сам Спаситель, Богочеловек, явил нам в Себе полное согласие воли человеческой с волей Отца Небесного. И мы должны подражать Господу, по крайней мере, стремиться к этому. В этом подражании и заключается основа нашей христианской жизни.
– Владыка, давайте вспомним молитву Оптинских старцев на начало дня. В ней мы призываем Господа во всех делах руководить нашими мыслями и чувствами, то есть предаемся воле Божией.
– Это замечательная молитва, и я всем прихожанам советую ее ежедневно читать. Она простая, доходчивая и очень глубокая. Эта молитва помогает настроиться на новый день, приводит к смирению, успокаивает душевные волнения. В ней как раз и выражается важная мысль: без Бога человек ничего не может сделать. Как говорят в народе: «Без Бога ни до порога!».
Там, где воля человеческая противится воле Господа, между человеком и Богом встает стена. Единственный способ ее разрушить – привести свою волю в полное соответствие с волей Божией. Тогда и результат будет.
15 апреля 2019 г.