Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

От Воскресения до Вознесения

Торжество Воскресения Христова в Церкви не заканчивается вечером праздника Пасхи. Оно длится пятьдесят дней, и во время этих семи недель во время богослужений вспоминаются разные евангельские события. Вместе с клириками епархии узнаем, чем отличаются эти недели от других в году и что происходит в эти дни в храме.

Первые семь недель, или седмиц, после Пасхи — особое время, в которое мы празднуем светлое торжество и вспоминаем события, последовавшие за Воскресением Иисуса Христа. Первая неделя называется Светлой седмицей. Каждый день в храмах совершается торжественное богослужение по пасхальному чину с крестным ходом вокруг храма. В субботу Светлой седмицы верующим раздается артос — особый хлеб, который освящается на Пасху. Что же празднует Церковь на исходе Светлой седмицы? Антипасху! В этом странном, на первый взгляд, названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется следующая, вторая после Светлой неделя, в воскресенье которой Церковь вспоминает апостола Фому, который уверовал позже всех апостолов, прикоснувшись к ранам на теле Христа.

Третья неделя посвящена женам-мироносицам. Верующие вспоминают, как святые женщины пришли ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело ароматными маслами. Но там они обнаружили ангела, который и рассказал им о Воскресении Христа. Мироносицы были первыми, кто узнал о чуде. В этот день принято поздравлять православных женщин.

Шаг навстречу

В четвертую неделю Церковь вспоминает чудо, которое совершил Христос: исцелил «расслабленного». «Мы вспоминаем об исцелении Христом парализованного человека, тридцать восемь лет ждавшего возможности погрузиться в воды иерусалимской купальни Вифезда. В текстах богослужения Недели о расслабленном наши души сравниваются с расслабленным, и причина болезни одна — грех, и исцеление только одно — Христос, — поясняет настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского п. Мокроус протоиерей Евгений Клементьев. — Еще одна параллель: если ангел лишь раз в год сходил в Овчую купель, давая возможность только одному человеку исцелиться, то сошедший на землю Христос через воды крещения дарует исцеление души и тела любому, кто захочет сделать шаг навстречу Ему».

Почему же именно в воскресенье четвертой недели после Пасхи мы вспоминаем историю об исцелении Христом расслабленного? В эту неделю празднуется Преполовение Пятидесятницы. «Название „Преполовение” означает „через половину”, поскольку этот праздник отмечается на двадцать пятый день от Воскресения Христова — на „полпути” от Пасхи до Сошествия Святого Духа на апостолов. Стоя между днем Пасхи и днем Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами, — добавляет отец Евгений. — Поэтому богослужение в этот день всегда совершается по праздничному чину, включающему малое освящение воды и традицию крестного хода на водные источники. В дореволюционной России в этот день жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освященной водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая».

Источник вечной жизни

Пятая неделя будет посвящена библейской истории о самаряныне. Самаряне — это потомки язычников, которые жили по соседству с иудеями и враждовали с ними. Церковь вспоминает уверование в Христа самарянки, которая встретила Спасителя возле колодца. По преданию, ее звали Фотиния и она обратила в христианство все свое селение. «Это событие является очевидным свидетельством Божественной славы Воскресшего Спасителя. В лице женщины-самарянки Церковь представляет пример восстания из глубины греховной грешников, ищущих спасения и готовых внять призывному голосу Божьему, — разъясняет настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери с. Александров Гай протоиерей Сергий Буриков. — Эта женщина, несмотря на свою греховную жизнь, всё-таки не заглушила в своем сердце добрые чувства, восприимчивость к истине и желание благоугождать Богу, за что и сподобилась обрести Спасителя, „седяща на кладязи”. Он говорит женщине: Кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Господь Сам идет на встречу ищущим святую истину и благодать и способным к раскаянию, милостиво дает им дары Свои и устраивает их спасение. Кроме того, евангельское чтение этой недели — беседа Спасителя с самарянкой — учит нас, как мы должны молиться Богу, чтобы наша молитва была угодна Ему и спасительна для нас».

Наше прозрение

В шестую неделю мы вспоминаем еще одно чудо Христа. Он исцелил не просто ослепшего, а того, кто никогда в жизни не видел, то есть рожденного слепым. Потому эта неделя и называется «о слепом». Евангельский слепорожденный прозрел телесно и духовно.

«Быть может, именно для нас, для нашего поколения особенно важно сегодняшнее повествование об исцелении слепорожденного. Спаситель, проходя мимо слепца, известного всему Иерусалиму, не спрашивая его ни о чем, не спрашивая даже о его вере — исцелил его. Слепой сделался зрячим, а „слепые” фарисеи стали пытать его, кто же сотворил над ним это великое благо, которое они сами никогда не могли и не смогут совершить, — напоминает библейский сюжет настоятель Свято-Троицкого храма г. Красный Кут священник Дионисий Веску. — И мы должны понимать, что мы тоже слепы, глухи, бесчувственны к духовному миру. Ведь привычка жить слепым у слепорожденного очень сильна. И даже обратившись к Богу, мы часто живем, как слепорожденные: привыкли жить только тем, что можно пощупать, на что можно опереться. Получая от Бога, подобно слепому, первые знаки благодати и милости, первые дары, в том числе и пасхальные дары радости, мы не делаем их для себя источниками жизни, а порой от них отступаем. Очень важные вопросы задает нам евангельское чтение этой недели. Они важны, потому что эти пасхальные недели нам даны не для того, чтобы закончить пост и Пасху праздновать, а для того, чтобы в сердце каждого из нас сохранялась радость и каждый из нас по-настоящему жил Божией благодатью».

В середине Недели о слепом, в среду, происходит отдание праздника Пасхи. Совершается оно всегда за день до Вознесения Господня, в 2024 году это будет 12 июня. Именно в этот день христиане в последний раз в году приветствуют друг друга возгласами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». На Литургии в этот день также последний раз в году звучат пасхальные песнопения, а вокруг храма проводится торжественный крестный ход.

Знаете ли вы?

Почему Светлая седмица в древней Церкви именовалась Пасхой Воскресения?

В первые три века христианства название «Пасха» носили две недели: предшествующая дню Воскресения Христова и последующая. Предшествующая именовалась Пасхой Крестной или Пасхой Страстной и только после Первого Вселенского Собора, прошедшего в 325 году, получила свое современное название — Страстная седмица. Также и Светлая седмица. А собственно Пасхой соборяне постановили называть сам день, в который воскрес Спаситель.

Чем это время отличается от обычного, да и от всех иных праздников?

Настоящим ликованием. Так, например, если Великим постом пение, где это возможно, уступает место чтению, то на Пасху и Светлую неделю даже часы (богослужение, обычно состоящее исключительно из чтения псалмов) поются.

А что меняется в нашей повседневной жизни?

Мы оставляем обычное утреннее и вечернее молитвенное правило и вместо них всю первую неделю по Пасхе читаем Пасхальные часы. На время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам отменяется. Отменяются до самой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе) земные поклоны. Все покаянные молитвы из богослужения на это время исключаются, и каждый день совершается торжественный крестный ход.

Людмила Питайчук
Поделиться в: