Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Всегда радуйтесь!»

Именно так пишет апостол Павел в одном из своих посланий первым христианам. Десятки раз в Новом Завете звучит призыв к радости. Кажется, что это состояние для верующего — самое неизменное и постоянное. Но разве возможно постоянно жить с ощущением радости, если в жизни каждого человека происходит так много печальных событий? Не ладится дома, на работе, болеют дети, ушел из жизни близкий человек, бедность одолела и т.д. Как можно ликовать при этом? На эту тему размышляет клирик Свято-Троицкого храма г. Покровска (Энгельса) священник Георгий Шматко.

 

– Отец Георгий, так о какой радости говорит нам апостол Павел, если в нашей жизни поводов для печали гораздо больше, чем для радости?

– Действительно, слово «радость» постоянно встречается в Священном Писании, в творениях святых отцов, а вот слово «счастье» встречается очень редко. Истинная христианская радость не имеет ничего общего с земными удовольствиями и наслаждениями. Высшая мудрость жизни – в смирении, а не в плотских наслаждениях.

Церковь призывает нас к духовной радости. Это чувство должно наполнять душу любого христианина. Мы радуемся, что мы со Христом, что находимся в лоне спасения, что Господь дает нам возможность покаяния, дарует нам Свою любовь в Таинствах Исповеди, Причастия. Радость – это здоровое состояние души, это радость о Христе, Который любит нас и каждого хочет спасти.

Мы в своей жизни зависим от очень многих вещей: погоды, здоровья, возраста, взаимоотношений в семье, на работе, нашего благосостояния и т.д. А радость о Воскресении Христа – она всегда с нами и ни от чего не зависит. Это пасхальная радость, которая заставляет трепетать наш дух, ее ни с чем не спутаешь. И апостол Павел эту радость испытал, эта радость его согревала, поэтому он не страшился смерти. Он знал, что идет ко Христу, и писал Филиппийцам: Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1, 21). Так умирали святые – с полным осознанием того, что смерть побеждена.

Если же мы этой радости встречи со Христом в себе не видим, значит с нами не все в порядке. Часто люди, приходя в Церковь, поначалу радуются тем переменам, которые в них происходят. Но потом начинается топтание на месте, и человек впадает в уныние. Дело в том, что раньше, до своего воцерковления, человек жил в постоянном грехе. Ему кажется, что стоит только захотеть — и можно избавиться от всего дурного и ненужного. Но одно дело – отделить от себя все внешнее, пагубные привычки и наклонности, и совсем другое – внутренняя борьба с самим собой.

Страсти стали частью человека, он с ними сроднился, стал их рабом. Понятно, что в таком состоянии человек не может испытывать радости, настоящей, духовной, которую надо смиренно выпрашивать у Бога, ради которой стоит потрудиться. Для этого нужно решиться отбросить от себя все худое вон, начать внутреннюю брань, преодолеть грех, искупить его, получить надежду на спасение, и тогда придет ни с чем не сравнимая радость познания Божьей любви. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 10-11).

– Давайте поговорим о следующей строке апостольского послания: «За все благодарите…» (1 Фес. 5, 18). За что, к примеру, должен благодарить Бога человек, родившийся с физическими или умственными недостатками, заточенный болезнью в стенах своего дома, лишенный полноценной жизни?

– Таких людей, безусловно, жалко. Но, как говорят святые, эти люди направлены нам в некое назидание. Что мы выберем – любовь к ним, ждущим нашей помощи, или постараемся от них избавиться, укрыться подальше и не видеть их страданий?

Наша жизнь наполнена скорбями, она многотрудна, и мы своим ограниченным умом не можем понять, кому какие скорби и болезни даются Богом. Вспомните историю жизни блаженной Матроны Московской. К ней, немощной от рождения, незрячей, прикованной к постели, каждый день шли люди с болью и обидой, с просьбой о молитве и помощи. И старица помогала, и до сих пор помогает. Такой великий дар получила она от Бога за свою праведную жизнь. Она смиренно, с благодарностью приняла и свою немощь, и свой великий дар.

Как бы люди ни хотели пребывать в постоянном комфорте – этого не получится, без скорбей мы свой земной путь не можем пройти. И чем ближе человек приближается ко Христу, тем больше он будет, по примеру Господа, страдать.

Люди часто сетуют на Бога, говоря: где же Он был, когда случилась какая-то трагедия? Но Господь всегда рядом, все происходит по Его воле. Любой человек, который живет со Христом, чувствует, что Господь его не оставляет даже в самые тяжелые времена. В этом испытуется наша вера. Известно выражение святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все!». И это сказал тяжело больной человек, безмерно страдавший за свою веру, гонимый за Христа. Это были последние слова, произнесенные святителем перед смертью. Он умирал в пути к месту ссылки, терпя оскорбления конвоя, теряя последние силы. Но все равно продолжал благодарить Бога.

Благодарность – это еще и сильное лекарство от многих пороков: гордыни, эгоизма, зависти, тщеславия, самомнения. Мы должны быть благодарны Богу за один только факт своего рождения, потому что жизнь эта дается нам в дар. Вот почему главная христианская служба – это Евхаристия, что означает «благодарение», и на ней звучат слова: «Благодарим Господа».

В земной жизни мы постоянно окружены Божьими милостями, но порой их просто не замечаем, не способны оценить. Люди потому и несчастны, что не видят этих чудес, невнимательны, неблагодарны. И в храм приходят чаще всего с бедой, проблемами, просьбами — и почти никогда с благодарностью. Благодарности нужно учиться и, стоя перед Богом, чаще говорить: «Благодарю Тебя, Господи!».

Беседовала Ольга Стрелкова

Оставить комментарий
Поделиться в: