Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, попразднство Богоявления

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры!  Буквально на днях мы с вами совершали великий праздник – Крещение  Господне, двумя неделями раньше – праздник Рождества Христова. А сегодня мы уже ощущаем приближение Великого поста, от которого нас отделяет всего лишь несколько недель. Пост – это время покаяния, осознания своей греховности и время исправления.

Все мы знаем, что пост требует от человека внимания, подвига, труда. Церковь понимает, что человек немощен, что никогда у нас не получается сразу начать доброе дело, нам нужно привыкнуть к этому, и потому предлагает несколько недель подряд поучения, которые могли бы подготовить нас к Великому посту.

Все мы знаем притчу о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде – все это ждет нас впереди. Но сегодня Евангелие говорит нам о Закхее- мытаре. Это рассказ о человеке, который прежде всего хотел увидеть Бога. И обращение любой  души, дорогие братья и сестры, начинается с жажды познания Христа. Не будет покаяния, не будет исправления человека, если человек не захочет встретиться со Христом, не захочет увидеть в своей жизни Бога. Зачастую многие из нас не желают ничего в своей жизни менять – не хотят видеть доброты, чего-либо прекрасного. Я не говорю уже о Боге. Такой человек, как правило, отвечает: «Бога никто не видел, с того света никто не возвращался». А вот Закхей захотел увидеть Христа и увидел. И более того – Христос увидел его и вошел к нему в дом.

Удивителен евангельский рассказ, который мы сегодня с вами слышим. Город Иерихон, который существует и доныне, был небольшим селением. И там жил человек по имени Закхей. В переводе с древнееврейского слово «закхей» означает праведность, и как бы в насмешку своему имени Закхей был человеком грешным, бесчестным, подлым. Он был мытарем, то есть сборщиком налогов.

Как часто это бывает и в наше время, братья и сестры – кто имеет власть, тот не всегда поступает благочестиво, но порой использует свои возможности в своих личных, корыстных целях. И вот Закхей поступал также: собирая налоги в пользу Римской империи, он, видимо, и себе не обижал. Иудеи не любили мытарей, потому что считали их предателями, людьми презренными. Но при этом, имея высокое положение в обществе, имея большую власть и большие деньги, такой человек мог себе многое позволить.

И вот услышав о том, что приближается Господь – чудотворец, праведник, о котором уже молва достаточно широко распространилась в Израиле, Закхей заинтересовался. Имея власть и средства люди знатные, как правило, имеют доступ к самому центру любого события. И если бы Закхей захотел, он мог бы пробиться в самые первые ряды и встретить Христа у ворот города. Однако мы видим, что Закхей поступает иначе. Он поступает как человек смиренный, более того как ребенок – он залезает на дерево, чтобы увидеть проходящего мимо Христа.

Когда мы сегодня молились, мне пришла в голову такая мысль. Вы знаете, когда совершаются богослужения в большие праздники, какие-то большие церковные события, в храм приглашают чиновников высокого ранга. Они выстраиваются перед алтарем на ковре, смотрят, чему-то учатся, чему-то удивляются. А есть у нас в храме лестница, которая ведет на хоры. На этой лестнице обычно дети как галки собираются и смотрят с нее, за тем, что происходит в алтаре. И вот Закхей будучи по положению высоким чиновником, как ребенок лезет на дерево чтобы увидеть Христа. Он не пользуется своим положением, а с ветки свешивается и смотрит, что же происходит, кто же такой Христос. И этот поступок, братья и сестры, открывает в нем человека неравнодушного. Именно поэтому, вошедший в город Христос говорит: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19,5). Он не просится в гости, а говорит: «Мне надобно быть у тебя в доме».

Евангелие добавляет еще одну удивительную особенность Закхея – он был мал ростом. Видимо, если бы он остался в толпе, то ничего не смог бы увидеть. И вот Христос входит в его дом. Мы видим, что люди и знатные, и простые, начинают роптать и говорят: «Как же праведник может войти в дом грешника?» Но Христос как мы знаем, братья и сестры, смотрит не на звание, не на погоны. Он смотрит на сердце человека. И имея жажду в своем сердце увидеть Бога, Закхей сподобляется большему – Христос к нему входит в дом. И когда началась трапеза, Закхей мытарь сказал удивительные слова: «Если кого чем обидел, если у кого что отнял, отдам в четыре раза больше, пол имения моего отдам нищим». То есть за жаждой познания Бога, за жаждой увидеть Христа – в этом человеке, в его сердце рождается желание исправления и он начинает действовать. И Христос  говорит: «…ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19,9).

Один мой знакомый священник, говоря слово в этот день в храме, сказал: «Закхей мытарь забрался на дерево, чтобы увидеть Бога и каждый человек, каждый из нас в своей жизни тоже должен найти такое дерево, забраться на него и увидеть Христа». Это значит, что мы должны уметь совершать поступки, которые на первый взгляд могут показаться безумством.  Например, все считают, что в храм нужно ходить тогда, когда есть свободное время, а христианин ходит в храм регулярно. Все мы знаем о том, что есть великие святыни, монастыри, а много ли  из нас, дорогие братья сестры, были, например, у преподобного Сергия Радонежского или же на Валааме, Соловках? Многие скажут, что это далеко, что нужно много денег на дорогу. Но ведь когда-то были времена, когда наши предки пешком ходили в Иерусалим, в Киево-Печерскую лавру. Это подвиг. Это то, что требует от человека внимания, усердия.  

После окончания службы мы вышли на середину храма и пели тропарь и кондак празднику Крещения Господня Но посмотрите, братья и сестры – духовенство поет, а все присутствующие в храме молчат. Не знают слов. Не умеют петь. Но ведь выучить тропарь Крещения Господне не составляет никакой трудности.

В нашей жизни есть много таких мелких, незначительных моментов, которые очень ярко свидетельствует о том, чем живет наше сердце. Мы должны не стесняться и не смущаться, поступая подобно Закхею. Проезжая на троллейбусе или автобусе мимо храма – не бояться перекреститься. На работе сказать, что сейчас Великий пост, поэтому я не буду участвовать в фуршете. Таких возможностей, когда человек может проявить свою веру, приверженность к православной традиции очень много. Пусть пример Закхея мытаря будет для нас возможностью никогда не бояться искать Христа, делать шаг Ему навстречу. Не бояться поступать согласно этому кодексу, а за этим должны пойти дела покаяния, милосердия, исправления. Тогда Господь найдет наше сердце и скажет: «…ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19,9).

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, Свято-Троицкий кафедральный собор города Покровска (Энгельса), 25 января 2014 г.


Оставить комментарий
Поделиться в: