Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в канун Дня Святой Троицы

Во имя отца и сына и святого духа, Аминь!

«Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа». Слова праздничного кондака, дорогие братья и сестры, свидетельствуют нам о великом чуде – сошествии Святого Духа на святых учеников Христовых, апостолов, и, конечно же, на нас с вами, как на последователей этих учеников.

Авторы кондака приводят пример из Ветхого Завета, когда люди, занимающиеся строительством Вавилонской башни, возгордились и посчитали себя выше Бога. Тогда Божественная благодать смешала языки. Люди перестали понимать друг друга. Между ними было потеряно единство, а предприятие, которое было против Божией воли, распалось само собой.

В День Святой Троицы Господь собирает всех воедино, посылая Святого Духа в виде огненных языков. Единение – первый признак явления Божьего. И не случайно рождение Церкви Христовой – это День Святой Троицы, День Духосошествия. Господь посылает Свою благодать, и апостолы, принимая ее, обретают истинное единство. Из этого единства и рождается Церковь. Единство с Церковью есть главный критерий веры человека. Если мы говорим, что верим во Христа, то мы должны быть едины друг с другом и с Богом. Если среди нас разномыслие и нет единения, то мы не ведаем Христа.

Святой Дух сходил на людей и в ветхозаветные времена. Сегодня на вечернем богослужении, мы с вами слышали рассказ о том, как Господь послал Святого Духа на семьдесят мужей. Это было во времена пророка Моисея. Мы знаем, что Божественной благодатью обладал пророк Илия, а также пророк Елиссей, который был его учеником, стяжал сугубую благодать, так что мог и мертвых воскрешать, и чудеса творить.

Господь собирает апостолов в одной Горнице дает им одного духа, чтобы дальше из этой горницы выросла Церковь, которая бы имела одно учение, одну веру и одно богословие. Каждый из нас, дорогие братья и сестры, называя себя христианином должен сравнить себя с апостолом, с той проповедью, которую они понесли по миру. Согласны ли мы с ней? Являемся ли мы участниками этого великого дела?

Евангелие от Иоанна, которое положено читать в день Духосошествия – это рассказ о том, как Христос явился Своим ученикам, которые были собраны в единой горнице. И вот апостол Иоанн говорит, что Христос явился через запертые двери. «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20, 19–21). И самое главное: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20, 22,23). И вот эти три условия, дорогие братья и сестры, являются также неким критерием истинности Духосошествия.

Христос дает мир Своим ученикам. Если нет мира в душе человека, то он не почувствует Божьей благодати, не поймет истинной веры. Если душа человека мечется, ее смущают страсти и помыслы, значит, его божественная благодать не коснулась. Только истинный мир, смирение, являются своего рода критерием Божественной благодати. И Господь этот мир дает. Но для этого мы должны свое сердце приготовить к этому чувству: простить ближних, примириться, перестать гордиться.

И следующее условие Господа. Он говорит Своим ученикам: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20, 21). Следуя примеру нашего Спасителя, мы должны помнить, что на нас лежит обязанность, идти и проповедовать слово Божье, делиться этим словом со своими ближними. Ведь Господь оставляет власть своим ученикам, прощать и вязать грехи, исцелять души человеческие. Все это, братья и сестры, невозможно без благословения Господа, без того, чтобы Он дал нам сверхъестественные силы. И действительно, если мы посмотрим на апостолов, на учеников Христовых, то до Пятидесятницы они были всего лишь немощными людьми. Они спорили, сомневались, наверное, даже ругались между собой. Но получив, Святого Духа и загоревшись верой, они пронесли учение Христа народам до края земли. Церковь Христова живет две тысячи лет. Это живое свидетельство того, что Господь управляет Ею. Господь Ее хранит. Господь Ее взращивает.

Я вас всех сердечно поздравляю, дорогие братья и сестры! И хочу нам с вами пожелать единения, чтобы мы искали Божию благодать, возделывали свои сердца для принятия Святого Духа. Чтобы мы всегда сохраняли мир, шли за Христом и не боялись показать свою веру и упование на Бога. Тогда и Господь нам дарует силы, власть и мужество, все необходимое и потребное для жизни. Всем помощи Божьей, любви и самого всего доброго. Храни вас Господь. Аминь.

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска,
30 мая 2015
Теги: Троица, Пятидесятница.
Оставить комментарий
Поделиться в: