По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Нельзя быть легковерным

Хочу все знать – это и девиз детства, и жизненное кредо взрослых людей. Несмотря на жажду знаний и тот факт, что сегодня все больше появляется статей, книг, написанных священниками и мирянами в противовес псевдохристианской беллетристике, религиозная безграмотность не идет на спад. Вместе со священником Алексием Талалаевым мы размышляем над тем, почему так происходит и какие учения уводят нас от истинного Света.

– Отец Алексий, в одной из наших бесед Вы сказали, что все люди тянутся к неизведанному: магия, экстрасенсы, тайные знания. Что это – «плохая» наследственность от прародителей, которые хотели подобно Богу знать абсолютно все? Нужно ли стремиться узнать то, что по каким-то причинам нам недоступно, как, например, знание о мире ангелов и демонов, загробной жизни и т.д.?

– Самосовершенствование, особенно в духовном плане, никогда не повредит. Но изучение духовной науки не должно быть самоцелью и идти в отрыве от духовной жизни. Теория без практики бессмысленна. А с другой стороны, если человек по-настоящему интересуется Православием, то рано или поздно Бог откроется ему.

Жаждать тайных знаний не полезно. Да и для чего – чтобы удостовериться, что в мире не все так просто? Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». В Церкви нет ничего тайного, сокрытого. Что касается знаний о потустороннем мире, то по этой теме у христиан есть святоотеческие труды, основанные на Священном Писании, есть само Священное Писание. Нам должно быть достаточно догматов. Мы чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Как это будет, неизвестно. Зачем узнавать? Чтобы в прелесть впасть? Это страшно, поэтому я всегда говорю, что подобные знания никак не влияют на спасение, не удаляют нас от Бога, но и не приближают к Нему. А есть науки, которые приближают. Например, литургика – богословская дисциплина, объясняющая церковное богослужение.

Человек, пришедший в храм, обязательно должен прочесть Новый Завет – Четвероевангелие и Апостольские послания. Все это нужно читать с толкованиями, которые помогут понять, что и почему говорил Христос и Его ученики. Одно из самых понятных толкований принадлежит святителю Феофилакту Болгарскому. Хорошо прочесть Толковую Библию под редакцией профессора А.П. Лопухина, Закон Божий протоиерея Серафима Слободского (дореволюционное издание) и Закон Божий современных авторов – священника Даниила Сысоева и священников Гумеровых. Для начала стоит изучить эти книги, а потом попросить священника посоветовать еще что-нибудь.

– Почему человек считает, что беды случаются с ним по вине кого-то и что лучше за помощью обратиться к потусторонней силе, причем к той, что «вечно жаждет зла», через экстрасенсов, а не через молитву, дела благочестия и духовный подвиг к Богу, который есть Истина, Жизнь, Свет?

– Для того чтобы быть с Богом, нужно самостоятельно исправлять свою жизнь, исправлять не окружающих, а себя в первую очередь. И причину бед тоже нужно искать не в ближних, а в себе, своих поступках. Святые отцы говорили: «Дай кровь и прими Дух». То есть потрудись в борьбе с греховными страстями – во все времена рецепт один и тот же. Но большинство людей не готово работать над собой, вследствие чего и набирают популярность тренинги «самосовершенствования» и «самопознания», направленные на утверждение собственного я, собственной гордыни и, по сути, на укоренение греха. И именно по такому же принципу действуют чародеи и колдуны. Они обещают решить проблему, утверждая, что ее причина кроется не в тебе и твоих делах, а в злом и завистливом окружении.

– Верит ли Церковь в колдовство и сверхъестественные способности или магический «дар»?

– Церковь не считает колдовские способности даром, скорее несчастьем. При этом Церковь не отрицает возможность контакта с надмирной силой, которая и позволяет совершать действия, нарушающие законы материального мира. С одной стороны, это может быть благостью, чудом, но с другой – проявлением силы демонской. Если это так, то любое обращение к Богу, Божественной благодати через молитву, крестное знамение остановит ее действие. Многим известен рассказ о том, как Ванга не смогла пророчествовать, когда в ее комнате находились святой крест и мощевик. И абсолютно всем известно, кто не выносит креста.

Человек может обладать сверхъестественными способностями, вопрос в другом: как он их получил? Если сам просил, готовился в ученики чародея, то тем хуже для него, потому как заигрывание с бесами приводит только к печальным последствиям. Передать против воли колдовские способности невозможно, потому как быть с Богом или быть противником Бога – личный выбор человека.

– Можно ли молиться за тех, кто занимается оккультизмом?

– Христианин должен молиться за всех. О человеке, занимающемся колдовством, можно возносить молитву дома. Например, за утренним правилом. Сугубые молитвенные подвиги в данном случае нужно обсудить со священником. Что касается возможности церковного поминовения заблудшего человека, то есть две точки зрения. Первая запрещает поминать «колдунов» за богослужением. Это логично, ведь тот, кто целенаправленно занимается экстрасенсорикой и целительством, пусть даже считая, что делает это с помощью Божией, сознательно отвергает заповеди Господа и не является полноценным членом Церкви. На проскомидии «колдунов» не поминают, но это можно сделать за молебном, указав в записке, что человек является заблудшим. За сбившегося с пути молиться можно и нужно. Но в любом случае, лучше обратиться к священнику и все подробно обсудить.

– Как христианину следует относиться к рассказам о явлении ангелов или бесов, душ умерших?

– Церковная история знает множество примеров явления духов людям и учит относиться к этому без экзальтации. Святитель Феофан Затворник писал, что бесплотный Ангел-хранитель, дабы уберечь человека, берет его за руку душевную, а в особенном случае и за руку телесную. И святым, и благочестивым людям были явления как ангелов, так и демонов, душ умерших, но все же это были исключительные ситуации.

Видения умерших наяву или во сне частично связаны с нашей психикой. Когда мы постоянно думаем о почивших близких людях, тоскуем по ним, мозг воспроизводит желаемое. В церковной среде считается, что если снятся усопшие, значит, их нужно помянуть. Можно так и сделать. Есть рассказы о том, как души являлись, чтобы поблагодарить молитвенников, ангелы – чтобы предостеречь, а бесы – чтобы напугать. Возможно, таким образом нам дается ответ, вразумление, предостережение. Всегда нужно помнить, что явления происходят по Божией воле или по Божиему попущению. Не стоит их ждать или как-то намеренно искать.

– Если видения в какой-то мере можно отнести к играм разума, то как Церковь понимает интуицию, предчувствие?

– Не только Церковь, но и многие люди убеждены, что интуицию как способность постигать истину, минуя опыт и логику, все равно объясняет именно наличие определенного опыта, жизненного и духовного. Попытки предугадать, предсказать что-либо напоминают азартную игру, результат которой часто не соответствует ожиданиям. И потом – люди всегда употребляют слово «предчувствие» с негативным оттенком. Предчувствие, что с нами или близкими случится что-то нехорошее, может быть связано опять-таки с личным опытом и еще с тем, что мы сердцами соединены с теми, кого любим. Но нельзя исключать и вмешательство бесовской силы. Когда мы сомневаемся, мы хоть чуточку, но перестаем доверять Богу. А для злых духов это лишний повод подлить масла в огонь. Я советую не доверять своим чувствам, не накручивать себя и не гадать, как все будет. Как будет, так и будет — так надо, значит.

– А как же прогнозы на будущее от «ведущих специалистов» астрологии? Батюшка, в действительности могут ли на человека повлиять звезды? В конце концов, мы метеозависимы, и даже природа под влиянием небесных тел изменяется – происходит смена времен года, возникают приливы и отливы – периодические колебания уровня воды в акваториях на Земле.

– Не нужно путать астрофизику с астрологией. Природные явления объясняются законами физики и поддаются измерению приборами. И если подумать, то какую власть неодушевленные, созданные Богом звезды могут иметь над Его высшим творением – человеком? Никакой. К тому же это нам с Земли кажется, что звезды образуют созвездие в виде какого-то животного, например. А если посмотреть на это созвездие с другого ракурса, то, возможно, мы и увидим что-то другое. И здесь снова можно вернуться к вопросу, почему разные астрологи дают разные прогнозы и почему они стабильно не реализуются на многочисленных представителях того или иного знака зодиака.

– Конечно, вопросы не лишены иронии, ведь христианин знает: если с ним Господь, то ему ничего и не страшно. Но, увы, они и не беспочвенны, поэтому, отец Алексий, скажите, как нам сохранять бдительность?

– Главное — не предаваться эйфории и страху и не предавать значения сверхъестественным, на наш взгляд, происшествиям. Святые отцы учат даже богооткровенные сны оставлять без внимания. Если этот сон важен, он обязательно повторится. Вспомните, люди отправлялись на поиски чудотворных икон после далеко не первого и единственного знамения, но святыни все равно были обретены. Поэтому к любым странным явлениям относитесь спокойно, с рассуждением, молитвой и мыслью о том, что без воли Господа не происходит ничего.

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: