Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Под покрывалом «безумия»

Русская Православная Церковь чтит великое множество святых: апостолов, пророков, святителей, мучеников, исповедников, преподобных, праведных… Все они, каждый по-своему, служили Богу, исполняя евангельские заповеди. Но есть особое служение, имя которому «юродство Христа ради». Свое название оно получило от древнегреческого слова «оурос», что значит глупый. Но за внешним поведением сумасшедшего, под покрывалом «безумия» скрывается тяжелое подвижничество во имя Христа.

Мудрое безумие

Подвиг юродства кардинально отличается от деяний других святых, чья жизнь и поступки вызывают восхищение верующих и понятны обычному человеку. Здесь же все непонятно и противоречиво. Мало желающих идти этим нелегким путем, практически «похоронив» себя для «нормальной» человеческой жизни, не имея крыши над головой, ходить босым по снегу на морозе, в ветхой одежде. Почти не спать, не есть. Юродство Христа ради — это постоянное добровольное мученичество, постоянная борьба против себя, против мира и зла. Это трудная и жестокая духовная брань.

Юродивый — это человек, ведущий себя не только нестандартно, но часто вызывающе. Так что же святого в человеке, в котором нет ничего, достойного подражания? Как мы знаем из Священной истории, иногда Господь через, казалось бы, странные поступки и слова Своих избранников обличал лукавство сильных мира сего. Служа Богу, «юродствовали» даже такие великие пророки, как Исаия, Иеремия и Иезекииль. За их как будто бессмысленными фразами и странными действиями скрывались высшая мудрость и предвидение событий будущего. Когда люди считали истинной мудростью умение удачно провернуть сделку и видели смысл жизни в достижении материальных благ, тогда юродивые пытались образумить человечество. Потому что мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3, 18).

Блаженный Никола Псковский

Древнерусское общество много страдало от неправды, корыстолюбия, личного произвола, от притеснения и угнетения бедных и слабых богатыми и сильными. Это и стало причиной появления и процветания на Руси юродства. Юродивые указывали на такие недостатки «сильных мира сего», о которых никто другой говорить не смел.

Одним из них был блаженный Николай Псковский, Христа ради юродивый. Зимой и летом юродивый Николка ходил в ветхой одежде, почти нагой, с терпением перенося морозы и жару. Жил в келье под соборной колокольней, беспрестанно молясь. Более трех десятилетий он нес подвиг юродства, получив от Бога дары чудотворения и пророчества.

Известные нам детали жития праведника связаны с походом войск Иоанна Грозного на Псков в феврале 1570 года. Правитель подозревал псковичей в измене, и как говорит местная летопись, «прииде царь… с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити». Весь город пришел в движение. Храмы были переполнены. Все молили Бога об отвращении предстоящей беды. Услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской иконе Божией Матери «Умиление», «умилившись сердцем, сказал своим воинам: «Иступите мечи о камень, да престанут убийства». Грозный правитель вошел в город, намереваясь его только разграбить.

У каждого дома псковичи встречали царя с хлебом и солью. На одной из улиц появился и блаженный Николай — верхом на палке, будто скача на коне. Он закричал царю: «Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Когда слуги правителя попытались схватить праведника, он стал невидим. Тем не менее Иоанн Грозный захотел взять благословение у юродивого Николая. Когда царь пришел в келью блаженного, тот сказал: «Не трогай, прохожий, нас и пойди от нас, а то не на чем тебе будет бежати». Затем юродивый Никола предложил царю на угощение кусок сырого мяса и в ответ на отказ Иоанна: «Я христианин и в пост мяса не ем», — возразил: «А кровь христианскую пьешь?» А также бесстрашно поучал царя «ужасными словесы еже престати велия кровопролития».

Когда же Иоанн, несмотря на предупреждение, велел снять колокол с собора Святой Троицы, то в тот же час вошел царский конюший и известил, что пал его лучший конь, «по пророчеству святого». Испуганный сбывшимся предсказанием и обличенный в злодеяниях, Грозный приказал остановить грабеж и бежал из города. Подальше от нелепого оборванного человека и его обличающих речей. Опричники писали: «Могущественный тиран ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий Николка устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов». Не побоявшись обличить царские беззакония, он сослужил великую службу Псковской земле.

Блаженный Николай скончался 13 марта 1576 года и был погребен в Троицком соборе (где его мощи почивают и ныне) спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и архипастыри.

Уже через пять лет после кончины праведника началось его народное почитание. Вскоре нашлось и подтверждение его святости: в 1581 году, когда войска польского короля Стефана Батория осадили Псков, кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом псковских святых, молившихся о спасении города, среди которых был и блаженный Николай.

Юродство истинное и ложное

В XVI веке на Руси обличение царей и сильных мира сделалось неотъемлемой принадлежностью юродства. Они выступали как обличители произвола неправедной власти. Для того чтобы так поступать, нужна была особая сила Божия, и юродивые имели эту силу. То, что привлекает любого человека: власть, деньги, положение, хорошая одежда — юродивым не нужно. Благодаря этому они обретают абсолютную свободу и возможность бесстрашно говорить людям правду. И самое главное — правители прислушивались к этой правде. После этого они в чем-то меняли свою жизнь, меняли отношение к людям, исправлялись. Таким образом, «малоумные», совершенно неприметные внешне люди совершали большое дело — привлекали внимание к бедствиям народа, его трудностям и проблемам.

Почитание народом юродивых привело к тому, что начиная с XVII века появилось много лжеюродивых, преследовавших свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей. Поэтому Церковь всегда очень осторожно подходила к их канонизации.

Главное качество истинного юродивого — смирение. Именно оно позволяет безошибочно отличить настоящего от фальшивого. Истинные юродивые Христа ради являлись великими подвижниками, проводившими все ночи во бдениях, коленопреклонениях и молитве. Днем они умудрялись своими «дурачествами» вразумить окружающих, обличали притворяющихся, прорицали будущее, призывая к покаянию. Но они искали не славы, а презрения. Юродивые, живя в миру, были полностью вне мира; совершая великие деяния, они избегали тщеславия и гордости через свою убогую внешность и постоянные насмешки от людей.

Истинное юродство предполагает очень высокую степень духовной жизни и принимается совершенно сознательно. Принять такой подвиг мог человек не просто здоровый психически и духовно, но и достигший бесстрастия. И вот эту высоту жизни подвижник скрывает за юродством, как за ширмой, чтобы послужить Богу втайне. Истинного подвижника как некий ореол окружает слава Божия (отсюда и нимбы на иконах святых) и слава людская, ведь сколько он ни бегает от славы человеческой, она всегда бежит за ним. Поэтому юродивых Христа ради, несмотря на их усердное старание скрыть свой подвиг, почитал и любил мир (Василия Блаженного, как и Николая Саллоса, почитал и слушался царь Иван Грозный; Исидора Ростовского, Прокопия Устюжского, Иоанна Московского хоронили чуть ли не всем городом).

В противовес истинным, все действия лжеюродивых направлены на то, чтобы произвести эффект святого, и ни о каком внутреннем, скрытом подвиге здесь и речи идти не может. Для тех и других мир — это сцена, но если заглянуть за кулисы, т. е. посмотреть на них, когда они одни и не предполагают наличия посторонних глаз, то в первом случае мы увидим святых подвижников, а во втором — проходимцев и грешников. Из всей массы юродствующих (как в прошлом, так и в настоящем) святые подвижники составляют единицы.

Подлинные юродивые — это люди духовные. О духовном могут судить только духовные. Мы не можем проникнуть в тайну их внутреннего мира. Юродство — это содействие человека и Бога. Господь открывает, когда надо, и святость, и лжесвятость, и последние бывают посрамлены. Не всем дано увидеть за невзрачной внешностью силу духа святых людей. Но, тем не менее, многие во все века интуитивно чувствовали величие юродствующих ради Христа. И помощь от них приходила всегда реальная и ощутимая. И потому прославлял и прославляет своих угодников наш народ. Служение юродивых миру совершается не словом и не делом, а силой Духа. Не каждый способен на такой подвиг. Поэтому Христа ради юродивые — не образцы для подражания, а исключения. Их Господь избрал нести это нелегкое, но столь необходимое для общества служение — проповедовать Христову Истину и обличать ограниченную мирскую правду.

 Наталия Бондаренко



Оставить комментарий
Поделиться в: