По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь Епископа Пахомия на Евангельский сюжет об исцелении бесноватого

Дорогие братья и сестры!

Я сердечно приветствую  вас всех и поздравляю с воскресным днем! Сегодня Церковь предлагает нам вникнуть в короткий отрывок из Евангелия от Луки. Этот отрывок повествует о том, как Господь со Своими учениками, переправившись в лодке через Геннисаретское озеро, приходит в пределы Гардаринские, в небольшой городок, стоявший на восточном берегу Геннисаретского озера. И вот, прежде чем войти в город, Христос встречает на пустынном берегу некоего человека, который, как говорит Евангелие, был бесноватым. Он жил в гробах, то есть в пещерах, вдали от жилищ человеческих и наводил такой страх и ужас на местных жителей, что они боялись ходить теми дорогами.  Встретив этого человека, Христос слышит, как к Нему от лица его обращается сам дьявол: «Почто ты пришел мучить нас?»

Действительно, Господь, придя на Землю, врачуя людей, даруя им спасение, надежду, исцеляет много бесноватых. Враг рода человеческого не может терпеть присутствия Божиего. И потому, когда Господь решает исцелить человека, бесы, которых в этом человеке был легион, то есть великое множество, просят Господа, чтобы Он не посылал их в бездну, а позволил им войти в свиное стадо. Господь позволяет это сделать и бесы, выйдя из человека, вселяются в животных. И стадо, в которое они вселяются, бросается с обрыва в море и утопает.

Пастухи, видевшие это, бегут в город и рассказывают о случившемся. Но люди вместо того, чтобы поблагодарить Христа за исцеление бесноватого, поступают иначе. Они в ужасе говорят: «Господи, отойди от нас». Бесноватый же, несмотря на просьбу Христа не говорить никому о чуде,  наоборот идет и проповедует Евангелие. Рассказывает, что сотворил Господь.

Это Евангельское чтение, пожалуй, как никакое другое, может открыть нам то, что происходит сегодня с человечеством, что происходит с каждым из нас. На мой взгляд, здесь очень много поучительных, назидательных моментов. Первое, что бросается в глаза,  – это забота Господа о людях. Бесноватый, по сути, ни о чем не просил Христа. Встретив на дороге несчастного человека, которого мало кто жалел, поскольку его все боялись, Христос тут же вознамерился исцелить его. Это говорит, братья и сестры, что все люди больны, не важно – физически, морально или духовно. Все мы нездоровы. И часто бывает, что прося о чем-то Господа, мы, как нам кажется, не получаем просимого. На самом деле Христос без нашего прошения знает, что необходимо нам, и посылает помощь. Здесь же происходит поразительное чудо: Христос исцеляет того, кто был неисцелим по природе своей.

Второе, на что хочу обратить внимание, – это злоба, ненависть врага рода человеческого. Святые отцы говорят, что часто дьявол рисует нам грех красивым, вожделенным, но стоит только человеку впасть в грех, сотворить неблаговидное дело, как тот же самый дьявол, который только что уговаривал и рисовал перед человеком все блага мира сего, говорит обратное: «Ты погиб. Ты пропал. Нет тебе уже спасения». Дьявол мучает человека. Мы видим, что происходит со свиньями. Мы видим, что легион бесов, вошедших в стадо, тут же приводит их к гибели. К тому, что могло бы быть и с человеком, если бы не Божественный промысел о нем.

Эта притча вызывает много вопросов. Однажды в беседе с духовенством кто-то спросил: «А почему стадо утопло? Что же дальше было с бесами, которые были в нем?»  Об этом в Евангелии ничего не говорится. Но меня волнует больше вот что: почему нас интересуют такие второстепенные вопросы, а не то, что стало с исцелившимся человеком, что могло бы быть и будет с каждым из нас, если мы подвергнемся какому-то бесовскому воздействию или если человек будет просто оставлен Богом? Получается, что уделяя внимание вещам второстепенным, главное мы упускаем.

Ну и третье, дорогие братья и сестры, самое важное, и, на мой взгляд, удивительное, может быть даже страшное… Люди, увидев великое чудо, увидев Христа, который, будучи Богочеловеком, творил великие дела, в большинстве своем испугались этого чуда и сказали: «Уйди от нас! Не надо быть в нашем городе. Мы не хотим никаких перемен».

Подобных примеров из Евангелия мы знаем много. Христос и мертвых воскрешал, и здравие даровал, а народ говорил: «Отойди от нас. Не надо нам этой благодати. Она мешает нам. Нам тяжело думать о том, что в нашей жизни, возможно, тоже есть что-то неправильное». Казалось бы, люди  после чуда должны были пойти за Христом, принять Его в свою жизнь, как те самые самаряне, услышавшие проповедь самарянки. Хотя самаряне были почти что язычниками. А здесь от Христа отрекаются правоверные иудеи… Я уже не говорю, что иудеям по закону было запрещено вкушать свинину. Одно то, что две тысячи свиней находились в стаде, которыми занимались люди, по закону не имеющие права даже приближаться к свиньям, уже вызывает вопрос.

Но, братья и сестры, мне кажется, что читая Евангелие, нам нужно посмотреть и на самих себя. На то, что нас окружает, на то, что происходит в нашем сердце. Чудеса в нашей жизни, хоть и не такие, но происходят. Иисус Христос, так или иначе, открывается нам. Мы сталкиваемся с интересными, даже удивительными ситуациями. Но в большинстве своем мы пугается, закрываемся от благодати и говорим: «Господи, выйди от нас. Мы не хотим, чтобы Ты был здесь».

Конечно, если спросить сейчас каждого из нас, то все скажут: «С нами такого не произойдет. Мы все люди верующие». Но наша жизнь и поступки говорят об обратном. Все вы помните притчу о брачном пире, который собрал для своего сына некий господин. Он послал слуг пригласить людей,  дорогих его сердцу. Но все приглашенные отказались. Один сказал, что купил землю и ему нужно с ней разобраться. Другой купил волов и нужно их испытать. У третьего была более веская причина – он женился. Но он тоже сказал: «Господи, мне не до Тебя, не до Твоих торжеств. У меня своя маленькая счастливая земная жизнь, которой мне вполне достаточно».

Вот, братья и сестры, любой священник вам скажет, что зачастую, совершая богослужение, проповедуя, мы сталкиваемся с тем, что большинство заходящих в храм людей на самом деле проходят мимо церковной жизни. Сил поставить свечку и перекреститься у человека хватает, а вот на то, чтобы менять свою жизнь – нет. Люди к этому не готовы. И, мне кажется, это главная причина, по которой сегодня церковная, христианская жизнь, мягко говоря, находится не в расцветшем состоянии. Большинство из нас, людей церковных, боится пустить в свое сердце Бога по-настоящему, боится изменить свою жизнь.

Помню, когда я был еще священником, со мной произошел очень показательный случай. Не подумайте, что сейчас,  говоря о нем, я буду кого-то осуждать. Глядя на одну прихожанку храма, я удивлялся, почему, несмотря на все возможности, которые предоставляет нам сегодня Церковь, в человеке не было заметно каких-то больших перемен. А порой поступки и вопросы этой женщины говорили о том, что она стоит на неком расстоянии от храма и от меня, как священника. Я спросил ее, почему так происходит. Ответ получил удивительный. Он меня поразил. И сегодня он как нельзя лучше отображает то, о чем говорит Евангелие. Женщина ответила мне примерно так: «Я давно хожу в храм и ко многим вещам привыкла. Сегодня наш храм отреставрирован, духовенство служит прекрасную службу, батюшки проповедуют так искренне, так глубоко и замечательно, что я боюсь все это принять, потому что завтра вы отсюда уедете, и мне придется вернуться в свое повседневное болото».

Когда я спросил ее, нет ли желания хоть на секунду вынырнуть из этого болота,  услышал, что желание есть, но когда придется возвращаться – будет больно, а ей этого не хочется. Я, конечно, удивился тогда ее словам, для меня они стали почти что открытием. Чем больше я служу, тем чаще вижу, что в нашей жизни – не только простых прихожан, но и духовенства – бывает нечто подобное. Мы, обретая Бога, видя перед собой перемены,  удивительные события, часто боимся сделать шаг навстречу Христу.  Переживаем, что нам этого слишком много. Нам хочется простого человеческого счастья, простых человеческих радостей, а то большое, к чему нас призывает Господь, принять трудно и, как кажется, почти невозможно.

Так, вот, дорогие братья и сестры, мне жаль этих гардаринцев, которые встретив Христа, увидев, как Он излечил бесноватого, попросили: «Выйди от нас». Христос уходит. Мы не знаем дальнейшую судьбу этих людей, но, наверное, нам стоит задуматься, что происходит в жизни каждого из нас. Не поступаем ли мы также, когда Христос касается нашего сердца. Не закрываемся ли мы, не боимся ли мы сделать шаг Ему навстречу только потому, что не знаем, что будет дальше, только потому, что не хотим испытать трудности и боль.

Дорогие братья и сестры, я желаю всем нам, чтобы, встретив на своем пути добрых людей, Самого Господа, коснувшись благодати церковной, мы не побоялись делать дальнейшие шаги навстречу Богу. Не побоялись менять свою жизнь, как бы тяжело и трудно нам не пришлось впоследствии. Будем благодарить  Господа за все.

Поздравляю всех вас с воскресным днем и сердечно желаю помощи Божией! 

10 ноября 2019 г.

 

 

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Поделиться в: