Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Хранители сокровищ

Богатство может быть настоящим и не настоящим. Что такое богатство для человека? Варианты можно подбирать бесконечно долго. Осмелюсь предложить один из них — книгу, особенно печатную. Хотя бы потому, что возможность подержать такую книгу в руках несколько веков назад стоила неимоверно дорого. Вспомним, как трудно «книгопроизводство» давалось людям и как было необходимо, ведь даже печатный станок изобрели дважды (в Китае и в Европе).


Что ценного?

А что было до этого? Книги переписывали от руки, для их создания использовали все, что могло заменить невиданный на тот момент писчий материал — бумагу. Страницы украшали миниатюрами и орнаментом, текст — декоративным письмом, а переплет — драгоценными камнями, металлами, эмалью и филигранью. Книги, как и грамотность, превращались в настоящее сокровище, обладать которым мог далеко не каждый состоятельный человек. Изобретение печатного станка сделало книги доступными. Однако доступность сказывалась на цене, но не на ценности, которую составляло содержание. В России рукописные и печатные книги хранили священные, богослужебные тексты. А первыми сокровищницами — библиотеками — оказались храмы и монастыри.

14 марта у нас есть возможность почтить настоящее богатство, отпраздновав День православной книги. 14 марта — день рождения первой печатной книги «Апостол», изданной в России в 1564 году первопечатником диаконом Иоанном Федоровым. В преддверии праздника мы встретились с библиотекарями — хранителями сокровищ, чтобы побеседовать о необходимости чтения, о жизни библиотеки и роли ее работников в воспитании и, конечно же, о профессии. С нее и начнем.

О профессии

Валентина Федоровна ДубцоваНевозможно начать разговор, не расспросив собеседниц о деле, которому они посвятили свою жизнь. Валентина Федоровна Дубцова — библиотекарь храма во имя пророка Божия Илии г. Покровска (Энгельса) — вспоминает, как мечтала стать актрисой или певицей. Но любовь к чтению и работе с детьми подсказывала, что есть не менее творческие специальности. Например, учитель младших классов или как вариант — библиотекарь. Валентина Федоровна окончила Саратовский библиотечный техникум (c 2009 года — Саратовский областной колледж культуры им. Е. Н. Курганова). Представление о будущей профессии было следующее: тихое и мирное чтение книг, которому ничто не может помешать. «Но когда я устроилась на работу и соприкоснулась с миром библиотеки, я поняла — здесь нужно быть и артистом, и воспитателем, и учителем, и организатором. Читать некогда», — говорит библиотекарь с 54-летним стажем.

Валентина Федоровна работала в городской центральной библиотеке, была заведующей детской библиотекой-филиалом № 11 в п. Мелиораторов, 23 года вела просветительскую деятельность в библиотеке МОУ СОШ № 27, имеет звания «Ударник коммунистического труда», «Лучший библиотекарь города» и «Отличник народного просвещения». В 2007 году по приглашению настоятеля храма священника Виктора Лузгана Валентина Федоровна возглавила библиотеку Свято-Ильинского храма. За несколько лет она собрала довольно большой фонд — 4500 книг и привлекла около 650 читателей, среди которых — воспитанники воскресной и учащиеся общеобразовательных школ, родители, прихожане. Со всеми она поддерживает живую связь. «Главная задача библиотекаря — не просто записывать людей, а делать их постоянными читателями и тем самым обеспечивать жизнь библиотеки, показывать богатство ее фонда», — считает Валентина Федоровна, не скрывая, что сделать это сложно.

Изначально храмовая библиотека едва насчитывала 100 читателей и 1000 книг на полках. Приходилось самостоятельно покупать книги, обращаться к прихожанам с просьбой пожертвовать духовную литературу. Постепенно фонд начал расти. В числе жертвователей оказались Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, священники храма. Огромный вклад в развитие библиотеки внес настоятель. Но особенно Валентина Федоровна заботилась о наполнении библиотеки детской литературой: «Франсуа Рабле говорил, что дети — не сосуд, который нужно наполнить, а светильник, который нужно зажечь. Сделать это может духовно-нравственное воспитание, в основе которого лежит православная культура», — продолжает библиотекарь, отмечая, что мало воспитать в ребенке добрые качества, нужно сделать так, чтобы они проявились с возрастом.

«Я всегда хотела работать с детьми», — говорит заместитель директора центральной библиотеки для детей и юношества им. Л. А. Кассиля г. Энгельса Алла Тихоновна Ермолова. Ее путь в профессию начался с Самарского института культуры (ныне Самарская государственная академия культуры и искусств), с отделения детского библиотековедения. Она также мечтала стать учителем начальных классов, а стала библиотекарем в надежде много времени уделять чтению. И, наверное, не случайно встретила Валентину Федоровну, которая стала для нее наставницей, помогла укрепиться в профессии, передала традиции, опыт работы с детьми, которую вела вдохновенно и талантливо.

На вопрос: «Особенна ли профессия библиотекаря?» — мои собеседницы единодушно отвечают согласием. «Аптекарь — лекарь тела, а библиотекарь — лекарь души», — говорит Валентина Федоровна, рассказывая, что читатели храмовой библиотеки нередко приходят в скорбях и надежде на утешение. Здесь библиотекарь всецело полагается на духовную литературу, которая способна излечивать людей, давать ответы на все вопросы.

О книгах

В обществе не перестают твердить: люди мало читают, в особенности дети. Самое время задуматься — популярно ли чтение, востребованы ли книги сегодня? А как на счет книг библиотечных, скромно стоящих на стеллажах и ожидающих своих читателей? Есть ли у них «свои читатели»? Не забыли ли мы о них, как, впрочем, и о библиотеках, живя в мире технологий, таких модных, но бездушных гаджетов? Валентина Федоровна считает, что определенный спад интереса к литературе и к познанию есть, однако она смущается обобщать. Конечно, это печально, ведь, по ее словам, книги — лучшие воспитатели целых поколений. Алла Тихоновна же думает, что потребность как в книгах, так и в библиотеках будет всегда. Например, сейчас общее число читателей в библиотеке им. Л. А. Кассиля — 5250 человек. По ее оптимистическим прогнозам, электронные ресурсы не в состоянии вытеснить книгу печатную. Хотя бы потому, что все люди разные. Кому-то нравится работать с планшетом, ведь он легкий, компактный и может одновременно хранить десятки книг. А кому-то дороже шелест бумажных листов, неповторимый запах книги, ее красочное оформление. Как ни старайся, а техника до такого пока не дошла. Так что сравнивать книгу печатную и электронную — все равно что сравнивать настоящее драгоценное украшение и бижутерию.

«Ребенок привык мыслить образно, электронная книга ему в этом не помощник. Мне кажется, она вообще может отбить желание читать. И что интересно, многих детей, приходящих к нам в библиотеку, поражает один вид полок с яркими переплетами», — продолжает Алла Тихоновна.

Что касается Интернета, в котором есть все, то на счет достоверности гарантий мало. Поисковая система найдет многое, но будет ли это то, что ищет взрослый или ребенок? Наверняка каждый сталкивался с тем, что сколько ссылок, столько и вариантов ответов. С печатным источником все совсем не так. Не зря же сказано: «Что написано пером — не вырубишь топором». В библиотеке, Алла Тихоновна уверяет, в отличие от компьютера всегда подскажут, посоветуют и помогут найти.

О чтении и воспитании

«Дети и правда читают мало. На это есть свои причины. Они не получают эстетического наслаждения от чтения», — считает Алла Тихоновна, отмечая, что огромную пользу ребенку приносит семейное чтение. Дети живут в сказках, стихах, которые им читают родители, помогая формировать образное мышление. Во время чтения нужно постоянно напоминать, что это большой труд, причем не столько ума, сколько души, и на него необходимо настроиться. Позже родителям нужно беседовать о прочитанном, обсуждать понравившееся произведение, так как это подчас раскрывает ребенка с новых, неожиданных сторон. И настоящий библиотекарь всегда поинтересуется, чем понравилась или не понравилась книга, что маленький читатель из нее почерпнул, чего не понял, чтобы в будущем не только подобрать добрую книгу, которая придется по сердцу, но и развить вкус к чтению, поспособствовать становлению личности.

О духовной и классической литературе

В чем их отличие и сходство, есть ли точки соприкосновения? Алла Тихоновна полагает, что объединяющая сила — идеи, нравственные идеалы и непреходящие ценности: «Мне кажется, в классической литературе все излагается более понятно и доступно мирянину». Для примера предлагается творчество советских детских писателей Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского, А. Барто, которые раскрывали нравственный потенциал, борьбу добра и зла, писали о том, что, несмотря на прогресс и эволюцию, остается ценным для людей — любовь, дружба, уважение, ответственность. В духовной литературе часто сложно понять героев — святых, подвижников, чья жизнь — подвиг во имя Бога и ближних.

В храмовой библиотеке центральное место, наряду с Библией и Евангелием, занимают жития, святоотеческое наследие, произведения православных авторов — архимандрита Тихона (Шевкунова), Б. Ганаго и Н. Сухининой. Маленьким читателям библиотекарь рекомендует книги «Простыми словами о Боге» священника Михаила Шполянского, энциклопедии «Детям о православной вере» и «Беседы Спасителя».

Однажды некий человек спросил у мудреца, зачем он каждый день читает духовные книги, ведь он читал их вчера, позавчера. И уж точно выучил наизусть. Выслушав, мудрец спросил, вкушал ли тот вчера и сегодня пищу. Человек ответил утвердительно. Мудрец удивился, возразив, зачем же насыщаться вновь. Человек сказал, что пища нужна, чтобы не умереть. «Так и я читаю духовные книги для того, чтобы жить», — ответил мудрец. Эту притчу вспомнила Валентина Федоровна, рассуждая о духовной литературе. Она, по ее мнению, может быть сравнима с солнцем, без тепла и света которого темно и безрадостно, с пищей, которая живит и поддерживает душу, открывая путь к Богу.

Дарья Хохлова


Оставить комментарий
Поделиться в: