Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Детские суициды: неизлечимая болезнь?

Такое страшное слово — смерть. Но еще страшнее, когда это слово напрямую связано с ребенком. Когда ребенок сам, понимаете, сам решает для себя, что он должен уйти из жизни… По словам уполномоченного Президента России по правам ребенка Павла Астахова наша страна стала лидером по числу самоубийств в возрасте 15–19 лет и занимает одно из первых мест в Европе по детским суицидам. Это означает, что в России дети часто убивают себя. В голове не укладывается, такое чувство, что дети просто играют со смертью. Глазам не верится, когда в сводках новостей читаешь причины суицида: покончил с собой от неразделенной любви, или после того как запретили выход в социальные сети, поссорился с матерью… А зачастую причины просто неизвестны: с девушкой (парнем) не ссорился, в школе вроде бы все в порядке, дома тоже… Одним словом, все хорошо, только жить стало невыносимо. С виду никаких причин для такого страшного поступка нет. Так в чем же дело-то?! А может быть, в том, что детям некому объяснить, что их проблемы вполне решаемы?

В России ежегодно происходит четыре тысячи попыток самоубийства среди подростков. «При такой тяжелой ситуации 65% школ не имеют в своем штате психологов», — отметил Павел Астахов.

Вы только представьте себе: каждый год около миллиона человек сводят счеты с жизнью, или, если перевести сказанное на время, — каждые сорок секунд в мире кто-то убивает себя. Смертность в результате самоубийства составляет около 3% от общего числа смертей в России. И этот показатель почти в два раза выше по сравнению с процентом насильственных смертей.

В феврале этого года Россию накрыла волна детских самоубийств. Прочитайте эту чудовищную статистику. 1 февраля в Якутске повесился 13-летний ученик седьмого класса Айсхан Слепцов. 5 февраля в селе Тамбовка Амурской области повесился семиклассник, предположительная причина самоубийства — запрет родственников посещать сеть «В Контакте». 7 февраля в городе Лобна Московской области две школьницы — 14-летние Лиза Пецыля и Настя Королева — спрыгнули с крыши 14-этажного жилого дома. 8 февраля 14-летний Саша Филипьев выпрыгнул из окна своей квартиры на 17-м этаже жилого дома. 9 февраля в Красноярске повесился 12-летний школьник. 11 февраля 15-летняя московская школьница Диана Сивакова выбросилась с 23-го этажа своего дома. В тот же день в Краснодарском крае отчим обнаружил 13-летнего школьника висящим в петле в подсобном помещении дома. 13 февраля в Томской области повесился одиннадцатиклассник. Тело 18-летнего подростка было обнаружено у него дома в селе Чердаты Зырянского района. 14 февраля 16-летний школьник покончил с собой после уроков, сбросившись с балкона многоэтажки.

В этом же месяце в Саратовской области 13-летняя девочка от неразделенной любви отравилась таблетками. 17 летняя девушка покончила с собой, выпрыгнув из окна. И это — не весь список трагедий…

О причинах трагедии. Эгоизм под маской любви

Причин трагедий много: и наследственная склонность к суициду, и вступление в тоталитарные секты, безответная любовь. Но… «Первая и главная причина лежит в семье, — говорит психолог Светлана Максимова. — Если там все благополучно, ребенок нормально адаптируется в обществе, и ему и в голову не придет покончить с собой». А вот если нет… Представьте такую ситуацию: дома ребенку уделяют внимания мало, от учителей моральную поддержку в достаточном количестве он не получает, одноклассники, друзья берут на «слабо», на «ты что, не можешь?», а если не можешь, значит, ты лузер — врагу такого не пожелаешь, верно? И в такой ситуации оказывается не взрослый человек, с неокрепшей психикой. Тем более что институт семьи на сегодняшний день разрушен. Современная семья зачастую, увы, неполная, и родителям самим не хватает поддержки и душевного тепла. Им нужно день и ночь работать, чтобы заплатить за жилье, купить покушать, одежду для дочери или сына, заплатить за обучение. И не то что душевных — физических сил порой не хватает подойти к своему ребенку раз, другой и поинтересоваться: «Как у тебя дела?». И когда жизнь ставит перед ребенком какую-то проблему, трудную задачу, он не может ее решить, потому что в семье его к этому не приучили. Потому что в кругу родных не видит примера решения трудных задач!

Но зачастую чудовищность ситуации кроется в том, что семьи были благополучные и детей действительно любили. Родители и дети на учете не стояли, успеваемость у детей была нормальной, характеристика положительной… Так в чем же дело? Почему детям в голову приходят такие страшные мысли?

«Вторая причина детского суицида лежит в национальном менталитете», — уверена Светлана Анатольевна. По ее мнению, в нашей стране с подачи Запада навязывается эгоизм, себялюбие. Любить себя, конечно, хорошо. Да вот только все это должно быть в меру! В современном обществе большинство людей живут только для себя. Как многие воспитывают детей? Когда ребенок закатывает истерику — у родителей либо терпение заканчивается, либо, заботясь о здоровье родного дитя, они дают ему желаемое. А потом ребенок требует не только от мамы с папой, но и от других… «Можно сказать, что наше общество — это общество потребления и постоянного недовольства, — говорит психолог. — У нас все вокруг всем недовольны, вплоть до погоды: нет морозов — плохая зима, есть морозы — плохая зима… А если мама и папа привыкли добиваться своего любой ценой, то что же ждать от ребенка?».

Дико звучит, но большой процент самоубийств совершается детьми для того, чтобы сделать больно, доказать: «Вот какой я был хороший, а вы не ценили…». Но разве он понимает в этот момент, что смерть — это не игра? Одна девушка, которая совершила попытку суицида, рассказывала: «Поссорилась с матерью, забралась в шкаф, наглоталась таблеток… Все тогда достали. А в реанимации так жить захотелось…».

Любовь правит миром, но понимают ли наши дети, что такое любовь? Увы, нет. «Очень часто трагедии происходят из-за безответной любви, — рассказывает Светлана Анатольевна. — Дети рассуждают так — например, девочки: она некрасивая (то есть не укладывается в стереотипы красоты глянцевых журналов), у нее нет поклонника, предмет обожания за ней не ухаживает... И ничего о том, что нужно прежде всего любить самому, а значит, отдавать, заботиться, дарить тепло, внимание, облегчать жизнь любимого человека, ничего не требуя взамен. Но разве это — любовь? Скорее, эгоизм».

0002.jpgВ том, что детский суицид зачастую, как это ни страшно звучит, происходит из-за такого эгоизма, уверен и священник нашей Покровской епархии Евгений Клементьев, настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского (п. Мокроус, Федоровский район). «Вспомните недавний случай, когда в Москве девочки покончили с собой, — говорит отец Евгений. — Они оставили записки, что любят своих родителей. И что бы сегодня ни говорили психологи о причинах этого поступка, о том, что родители недодали воспитания, внимания, с позиции самих девочек — это натуральный эгоизм. Они написали, что любят своих родителей, но рана, которую они нанесли им, уже никогда не заживет. Главная причина самоубийства как такового — духовная», — говорит священник. Он убежден, что любой верующий человек понимает, что самый тяжкий грех, который не прощается Богом, — самоубийство. В семье, где учат, что есть Бог, жизнь после смерти, где говорят о том, что нужно быть образом и подобием Божиим, вопрос о самоубийстве не возникнет. «Если бы в нашем обществе воспитывали с позиции, что Бог есть любовь и что нет такого поступка, который бы Господь не простил, лишь бы мы сами нашли силы исправиться! И что любовь всегда жертвенна! Так вот и мы разучились жертвовать, заняты лишь только собой, не замечая, что есть и те, кому гораздо тяжелее, чем нам. И не бывает испытаний в жизни свыше наших сил, лишь бы сами не отворачивались от близких и могли попросить о помощи, а не шли на поводу у своего эго; тогда эгоизма было бы меньше у молодого поколения», — говорит отец Евгений.

Самоубийства понарошку

Но порой жизнь действительно взваливает на ребенка непосильную ношу, созданную проблемами взрослых. Светлана Максимова рассказала историю, которая произошла не так давно в нашей области: девятилетний мальчик хотел выпрыгнуть из окна школы, в классе, чтобы даже так доказать, что он сильный. По словам психолога, ребенок действительно мог совершить задуманное. Но почему? Семья-то у мальчика хорошая, обеспеченная, есть квартира, живут вместе с бабушкой. Папа привык быть непререкаемым лидером, внучок живет под присмотром бабушки в одной  с ней комнате… Что ж плохого? А то, что ребенок был вынужден быть лидером везде, и у него вдруг в новой школе это не получилось. Потому что каждый день он выслушивал жалобы от бабушки, которые должны были слушать мама и папа, а не мальчик. Ребенок просто устал решать взрослые проблемы. Да, он всех любит, но больше так жить не может. Он устал доказывать, что он первый.

К счастью, не все попытки суицида оказываются удачными. Но сколько несчастья они приносят… Страшнее всего, что зачастую эти дети навсегда остаются инвалидами. «Вытянуть из бездны отчаяния таких детей гораздо сложнее, чем поправить физическое здоровье», — говорит психолог.

Что могло бы помочь

Отец Евгений уверен, что склонность к суициду — вполне излечимая болезнь. Ведь большую роль в нашей жизни играет воспитание, которое мы получили не только дома, но и в школе. «Мое сугубо личное мнение, — говорит священник, — если бы, начиная со школы, мы «проредили»  учебники, рассказы тех же классиков, где есть вопрос о суициде. У нас слишком много примеров, которые как стереотипы входят в сознание молодого поколения. Посмотрите: Катерина из „Грозы” Николая Островского, Анна Каренина из романа Льва Толстого… Да и фильмов сегодня с такими примерами хватает… И получается, что, начитавшись романов, посмотрев какой-то фильм, подросток поступает так же, потому что его вдохновляет поступок главного героя. Очень важно, чтобы над этим задумались родители, педагоги, люди, занимающие ответственные посты». По словам отца Евгения, сейчас мы живем в период нестабильности. Зачастую нравственные идеалы меняются, человек не слышит голос Божий, идет против своей совести и совершает преступление, убивая себя.

Отец Евгений и психолог Светлана Максимова дали несколько советов как предотвратить беду.

Как определить, что ребенок хочет покончить с собой

Отец Евгений советует внимательно посмотреть на окружение своего ребенка — все мы знаем, что есть много течений, которые пропагандируют смерть, идею, что умереть нужно молодым. Траурные мотивы в мыслях, одежде, разговоре, картинки с идеей смерти в социальных сетях должны насторожить родителей. У ребенка появится отрешенность в глазах, движениях, мимике. Он будет постоянно плакать без видимой причины, пребывать в отчаянии. В этот момент важно ребенка поддержать, не утрачивать его доверие. Свободу ребенку нужно, конечно, давать, но и направлять его при этом необходимо.

Предупредить беду

Когда ребенок дошел до точки кипения, разговорить его и вернуть из бездны отчаяния очень тяжело. Не дожидайтесь, чтобы стало плохо. Ваш ребенок задумался, у него не горят, не радуются глаза, он не улыбается? Найдите время поцеловать его, расспросить о той жизни, которой он живет тогда, когда вы его не видите. Никогда не называйте ребенка негативными словами, не «одаривайте» плохими качествами. Никогда не отмахивайтесь от ребенка, он должен чувствовать и знать, что папа и мама воспринимают и любят его любым и всегда будут для него спасательным кругом.

Важно донести до ребенка простую истину — любую ситуацию можно исправить, пока мы живы, и ничего нельзя будет изменить, когда умрем. Но чтобы донести эту истину, нужно не только любить ребенка, но и быть ему опорой. Подумайте: взрослый человек, у которого есть и жизненный опыт, и достойный разум, порой оказывается, на его взгляд, в безвыходной ситуации, когда он буквально сходит с ума от отчаяния. Каково же ребенку, когда он не понимает, что должен делать и не знает, кому и как об этом сказать?

Беседовала Наталья Колоярова

 «Курьер Поволжье» № 11 от 21 марта 2012 г.

Оставить комментарий
Поделиться в: