Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Новый Иерусалим

В прошлом номере нашей газеты упоминался Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой. Он был построен как копия Храма Гроба Господня, возведенного крестоносцами в середине XII века. А в XIX веке храм-копия послужил своему первообразу во время масштабной реставрации главной христианской святыни. Сегодня мы предлагаем нашим читателям отправиться в паломничество в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.


Русская Палестина

Размах и красота монастыря удивляет паломников, но еще более поражает величественный замысел его основателя. Патриарх Никон задумал Новый Иерусалим как точную топографическую и архитектурную копию Святой Земли. В XVII веке дорога в Иерусалим и обратно занимала у паломников 13 лет. Нужно было пройти несколько стран, в том числе мусульманских, подвергая себя смертельной опасности. Паломник мог заболеть и умереть, не дойдя до цели. А посетить Новый Иерусалим могло гораздо большее количество русских людей.

Кроме того, этот масштабный церковно-государственный проект был призван продемонстрировать возросшее значение России как оплота мирового Православия, наследницы Византии, а самого русского царя Алексея Михайловича представить вторым Константином, благочестивым поборником истинной веры. В это время Иерусалим воспринимался как символ, который можно «переставлять по карте» и присваивать тому или иному географическому месту, он был синонимом религиозной столицы.

Никоновский проект интересен тем, что соединяет две совершенно разные традиции. С одной стороны, он наследует византийскую традицию, для которой Новый Иерусалим — это грандиозная икона Святой Земли. Однако обитель создается уже в середине XVII века, когда Русь испытывает огромное воздействие западной культуры. Поэтому патриарх стремился создать идеально точную копию реального Иерусалима XVII века.

В Палестину послали келаря Свято-Троицкого Сергиева монастыря иеромонаха Арсения (Суханова). Расстояния между святынями монах мерил выстрелами из лука и составил книгу «Проскинитарий» («Поклонник святых мест»). Документальными источниками для обустройства обители также стали широко известные в Европе гравюры итальянского художника Бернардино Амико с изображениями Храма Гроба Господня, Вифлеемской базилики, Елеонской часовни и других палестинских храмов. Патриарх Никон использовал также для строительства разборную модель Храма Гроба Господня, которую в 1649 году в Москву привез Иерусалимский патриарх Паисий.

Для строительства монастыря патриарх Никон выбрал местность к северо-западу от Москвы. Реку Истру, делающую в этом месте излучину, окружали холмы. Это позволяло максимально приблизиться к палестинскому первообразу. Истру в ее среднем течении стали называть Иорданом, протекающий рядом ручей — Кедроном, холм в их излучине — Сионом, холм к востоку от него — Елеоном, к северу, за рекой, — Фавором. На холме Елеон был установлен Поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.

В центре Русской Палестины находится Воскресенский собор — огромное сооружение, внутреннее пространство которого может вместить 16 тысяч человек (для сравнения — Храм Христа Спасителя г. Москвы вмещает 10 тысяч).

В образ и подобие

8.3.jpgАнсамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря — один из красивейших в богатой истории древнерусского зодчества. Основанный в 1656 году, монастырь начал застраиваться каменными зданиями с 1658 года, и в последующие сорок лет его архитектурный облик полностью сформировался.

Воскресенский собор состоит из трех основных частей: подземной церкви во имя святых равноапостольных Константина и Елены, центральной части с главным престолом в честь Воскресения Христова и ротонды Гроба Господня, перекрытой шатром. Как и в палестинском храме, к Воскресенскому собору примыкает колокольня, а в собор с юга ведут двое «великих врат».

Построенный «в образ и подобие» Храма Гроба Господня в Иерусалиме, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря воспроизводит план и размеры прототипа. При этом его облик и декор неотделимы от традиций древнерусского зодчества и искусства в целом.

Внутреннее убранство должно было напомнить о тех великих событиях, которые столь дороги верующему сердцу. Паломник поднимался на Голгофу и видел там лобное место, представляющее собой огромный плоский камень с тремя лунками, обозначающими места, где стояли кресты Христа и разбойников. В камне была высечена трещина в напоминание о том, как раскололась гора Голгофа, на которую пролилась кровь Спасителя. На лобном месте в резном киоте было установлено кипарисовое Распятие XVII века.

8.2.1.jpgВнутри придела «Темница Христова» находилась каменная колодка в виде стула с отверстиями для ног. Она воспроизводила хранящиеся в иерусалимском храме Узы Спасителя. У входа в заалтарный придел «Авраамова палатка» лежал Камень-Жертвенник, указывающий на то место, где Авраам приносил в жертву своего сына Исаака. Чуть дальше, у входа в подземную церковь, находился камень — подобие колонны, на которой сидел Христос, когда на него возлагали терновый венец. И, конечно, центром храма была копия Гроба Господня.

Державные ктиторы

С самого начала своего существования эта обитель была одной из самых известных в России. При патриархе Никоне в монастыре жило до 500 монахов. А столовалось и до полутора тысяч человек — вместе с послушниками, работниками и паломниками. Сто лет назад по числу паломников Новый Иерусалим не уступал Троице-Сергиевой Лавре.

8.2.jpgВеликое дело, начатое патриархом Никоном еще во время его дружбы с царем Алексеем Михайловичем и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы, почти на 14 лет приостановилось во время ссылки патриарха. Но усердием царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки царевны Татьяны Михайловны строительство обители продолжилось в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель. Он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.

После смерти Федора Алексеевича, при котором все здание собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Иоанне и Петре Алексеевичах. 18 января 1685 года собор освятил патриарх Иоаким. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749–1759 годах был восстановлен. По приказу императрицы он был отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского). Поэтому внутренние интерьеры собора в настоящее время резко контрастируют с его внешним видом.

Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. Последующие императоры устраивали в Воскресенском соборе престолы в память о рождении наследников.

В XIX и в начале ХХ века Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской железной дороги.

Разорение и возрождение

В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены. Сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюрнбергском процессе.

Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.

18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил возобновить деятельность Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и назначить наместника обители. 23 июля 2008 года Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д. А. Медведев. Они осмотрели сооружения обители, и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежнего благолепия, приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

До полного восстановления монастыря еще далеко, в обители постоянно идут строительные работы. Но и сегодня паломник, посетивший Новый Иерусалим, не может не поразиться дерзновению и трудолюбию наших предков. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл в одно из посещений этого удивительного исторического памятника: «Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь относится к числу самых известных и значимых обителей Святой Руси. Он был создан приснопамятным Святейшим патриархом Никоном как некое памятование о Святой Земле и как патриарший ставропигиальный монастырь строился с особым тщанием. Наверное, архитекторы, историки искусств и прочие специалисты, которые сегодня занимаются сложнейшей работой по восстановлению монастыря, не могут не поражаться тому, как за 26 лет, в отсутствие современных научных знаний, инструментов и материалов, была воздвигнута эта небоподобная красота».

Марина Шмелева

* * *

Паломнику

Адрес монастыря: 143500, Московская область, г. Истра, ул. Советская, д. 2. Все желающие посетить монастырь с экскурсией могут записаться по телефонам: 8(49831)4–68–38 с 10.00 до 16.00 и 8(910)461–18–57 в любое время.


Оставить комментарий
Поделиться в: