Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Высший пилотаж в искусстве – говорить о Боге, не произнося слова ‟Бог”»

 

Актеры театра-студии «Однажды в воскресенье» перед премьерой спектакля «Волшебный напиток»

Зачем православному человеку театр? И вообще, совместимы ли театр и Православие? А можно ли использовать театральные постановки как инструмент для проповеди христианских идей?

В поисках ответа на эти вопросы участники молодежной театральной студии «Однажды в воскресенье» при храме в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово поставили спектакль «Волшебный напиток», поднимающий метафизическую проблему добра и зла. Но как заговорить о ней, особенно в современном мире, когда массовая культура активно романтизирует то самое зло? Ребята решились на эксперимент – использовать язык популярных трендов, выставляющих зло модным и привлекательным, но исключительно для того, чтобы в итоге показать их истинную сущность, «перевернуть» картинку, сложившуюся в умах современной молодежи.

О том, получилось ли это, мы поговорили с иереем Димитрием Макеевым, настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», Кириллом Грацинским, режиссером студии «Однажды в воскресенье», и Натальей Скляровой, директором музея-театра «Булгаковский Дом», на сцене которого 11 февраля состоится показ спектакля.

«Театр – это хороший инструмент для проповеди христианских идей»

Иерей Димитрий Макеев – настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово г. Москвы. Друг и идейный советник участников театральной студии «Однажды в воскресенье».

Афиша– Отец Димитрий, совместимы ли театр и христианская вера? Для чего христианину нужен театр?

– Театр и культура вообще вторичны в жизни христианина. Святой Марк Подвижник считал, что единственное нормативное дело человека – это богообщение, но поскольку далеко не каждый может жить только молитвой к Богу, важно этот вакуум заполнять доброделанием.

Появление театра в ограде Церкви свидетельствует о том, что дух религиозности выхолащивается. Религия и культура – глубочайше не одно и то же, хотя срыв с религии, на мой взгляд, и породил культуру как защитный механизм, чтобы не потерять человеческое лицо. Культуру можно сравнить с жемчужиной. Когда в ракушку попадает песчинка, которая царапает моллюска, из образовавшейся ранки выделяется специфическое защитное вещество, которое, окутывая инородное тело, формирует драгоценную жемчужину. Так же и культура – это человеческая реакция на зло, боль и смерть. Эти темы проходят через всю религиозную и философскую мысль человечества.

Если главной темой древних философов был разговор о смерти, то современный человек зачастую боится рассуждать на эту тему. Когда мы задаем метафизические вопросы, мы выбиваем людей из комфортного состояния. Но как поднять эти вечные фундаментальные вопросы, не произнося слов «Бог», «грех», «ад», «наказание»? Можно это обыграть в театре? Можно. Человечество давным-давно выработало противодействие своему грехопадению. Театр поначалу претерпевал со стороны людей Церкви серьезную критику, но надо же помнить, что древние театры популяризировали языческие религиозные идеи, а в эпоху христианского возрождения вектор внимания переключился на глубины совести человека.

Театр – это хороший инструмент для проповеди христианских идей, особенно в современном мире, когда массовая культура романтизирует зло. Один из примеров такой тенденции – это Хеллоуин, который проводится в День всех святых на Западе. Почему люди в этот праздник наряжаются нечистой силой и идут на маскарадные вечеринки вместо церкви? Как получилось, что эта языческая традиция стала частью мировой культуры? Самое опасное, что в зло можно влюбиться. Вечность говорит с человеком шепотом, а зло – кричит.

К сожалению, этот крик оглушил уже очень многих, и чтобы люди обратили внимание на тихий шепот вечных законов Бытия, приходится говорить на понятном современному человеку языке эмоций, чувств и образов. С этой целью христианин как раз может использовать театральную деятельность, ведь важен мотив, сподвигающий человека на эту деятельность, а также то, какие заветы человек прославляет в своем творчестве.

– Почему на вашем приходе вы благословили молодежь открыть театральную студию? Какая миссия у ваших спектаклей?

– Нельзя человека заставить быть добрым. Но как сделать так, чтобы наши дети выросли самостоятельными и сами устояли против потока зла, утвердившись в добре? Есть несколько подходов. Можно прятать наших детей от суровых условий современного мира, но тогда вырастут тепличные подростки, которые наверняка пострадают, столкнувшись с реальностью. Можно заранее окунуть чистую детскую душу в это зло, формируя иммунитет, но есть риск собственными руками погубить своих чад. Всему свое время, поэтому для меня было важно, чтобы человек сам ставил перед собой мировоззренческие вопросы, искал Истину и приходил за советом.

В Доме-музее К. Станиславского. 14 января 2024 г.

Когда у молодежи нашего прихода возникла идея организовать при храме театральную студию, я решил позволить им собственными руками создать условия для постановки и обсуждения мировоззренческих вопросов. У них была дискуссия, стоит ли ставить спектакль по довольно спорному произведению Михаэля Энде «Волшебный напиток». Ребят смущала история про мистических персонажей и черных магов, которых писатель в конце произведения отправляет в ад. Я колебался, смущался, но меня очень искушала возможность взбаламутить воду в нашем коллективе и поднять со дна многие метафизические вопросы: что есть добро и что есть зло? Я подумал: а можно ли театральные постановки использовать еще и как педагогический инструмент для тренировки воли человека и устойчивости против зла? Так начались наши многочасовые философские и богословские дискуссии.

Когда я узнал, что никому из ребят не хотелось наряжаться в уродливых злодеев, то я с радостью осознал, что среди нашей молодежи настоящая человечность еще в тренде. Тогда нам пришла идея перехватить инициативу у Хеллоуина. Мы рискнули переосмыслить произведение и преобразить злодеев, переписав трагический конец сказки. С помощью великой силы Любви мы очеловечили злодеев при жизни, чтобы спасти их от вечных страданий. Тогда ребята решились нарядиться в «хеллоуинские» костюмы и поставить спектакль. Хоть получившаяся пьеса разительно отличается от оригинала, я понимаю, что это рискованный поступок, но, опять же, важен мотив. Если основная масса молодежи наряжается на вечеринки из-за тренда и ради веселья, то наши ребята решились на это с надеждой переписать историю и преобразить героев. Поэтому спектакль «Волшебный напиток» – это наше «разоблачение» популярных трендов современности.

«Каким бы зло ни казалось могущественным, добро все равно победит»

Кирилл Витальевич Грацинский – выпускник ВТУ им. М.С. Щепкина и ВГИКа. Актер. Преподаватель профильных театральных классов при ВТУ им. М.С. Щепкина. Режиссер театральной студии «Однажды в воскресенье».

– Кирилл, расскажите, почему вы как режиссер решили взять за основу спектакля такое произведение, как «Волшебный напиток» М. Энде?

– Я работаю в школе и вижу, что подростки часто стремятся быть похожими на героев из голливудских ужастиков или сбежавших персонажей из «Семейки Аддамс». Я думал, чем же заманить молодежь и как им показать, чем на самом деле является зло, которое так привлекательно для них, и как оно проигрывает добру, которое есть истинная, подлинная красота! Мне кажется, что мистическая история Михаэля Энде необычайно подходит для этой цели. На наш взгляд, очень важно помогать детям и подросткам в поиске себя. Всем известно, как трудно взрослеть, и мы надеемся, что через театральное искусство удастся предостеречь ребят от возможных ошибок, которые могут встретиться им на жизненном пути и которых в свое время мне самому не удалось избежать. Этим же занимались В. Розов и А. Эфрос в Центральном Детском театре. Эти цели ставил Р. Быков, снимая свои фильмы.

«Волшебный напиток». Показ для прихожан храма. 8 января 2024 г.

Наш спектакль «Волшебный напиток» – о милости Божьей, о том, что, каким бы зло ни казалось привлекательным и могущественным, добро все равно победит!

– Как возникла идея создать театральную студию при храме? Кто играет в ваших спектаклях?

Александр Демидов, автор музыки к спектаклюАлександр Демидов, автор музыки к спектаклю– Будучи студентом театрального вуза, я мечтал создать идеальный театр. Такой, в котором не будет интриг и сплетен, а будет десять порядочных актеров, искренне увлеченных своим делом. Надо мной посмеивались однокурсники, говорили, что идеальный театр – утопия… К моменту прихода к вере я уже окончил режиссерские курсы при ВГИКе. Стал помогать в службе добровольцев «Милосердие», и когда там узнали, что я актер, то предложили поставить сценку на свадьбу добровольцев. Мы сыграли отрывок из «Женитьбы Бальзаминова» А.Н. Островского. Его увидел епископ Пантелеимон (Шатов) и благословил поставить первый спектакль. Первую часть труппы составили добровольцы службы помощи «Милосердие», вторую часть ‒ участницы хора «Родная земля» при Сретенском монастыре.

Затем инициативу по созданию молодежного театра поддержал брат наших участниц – регент хора при храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и талантливый композитор Александр Демидов. Он решил написать музыку для спектакля, в котором участвуют его сестры. Так наши ряды пополнились ребятами из храма в Перово, и мы познакомились с отцом Димитрием, который взял под крыло нашу театральную студию. Потом присоединились выпускники профильных театральных классов школы № 2123 им. М. Эрнандеса, где я работаю преподавателем и режиссером.

Все декорации делали самиВсе декорации делали самиНесмотря на то, что среди актеров нет выпускников театральных ВУЗов, мы много времени уделяем режиссуре, работе над сценографией, актерской игрой, а также стилистикой, пластикой и вокалом. Все ребята очень талантливые и харизматичные, а играют ничуть не хуже, чем профессиональные актеры, ведь у них уже есть главная составляющая актерского искусства – искренность. Недавно у нашего театра появился художник Анна Желтикова – человек, благодаря которому нам удалось создать очень необычные, яркие декорации. Еще мы приглашаем для постановки танцев балетмейстера Театра на Таганке Ольгу Каплунову.

Так я сам не заметил, как стал режиссером рождающегося театра. В нашей студии мы придерживаемся тех же принципов, что и в студии при Московском Художественном театре, которую организовал К.С. Станиславский для своих экспериментов: у нас нет звезд и массовки, мы все придумываем вместе, сами делаем декорации, сами моем полы и продаем билеты, и, как говорил английский режиссер П. Брук, если хоть один актер уйдет обиженным, это не стоит самой гениальной постановки.

В Доме-музее К. Станиславского. 14 января 2024 г.

– Какие спектакли вы играете, и кто ваши зрители?

– Первый спектакль театральной студии «Однажды в воскресенье» был поставлен по роману испанского писателя Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Его мы играли в Первом московском хосписе, в больнице Святителя Алексия, в нескольких московских храмах. Вторым спектаклем в нашем репертуаре стал «Волшебный напиток» по мотивам сказки М. Энде. Мы очень сильно переосмыслили, переписали и «высветлили» эту мистическую историю, выявив в ней христианские смыслы.

Этот спектакль мы уже дважды успели сыграть в нашем храме – в канун Нового года и на Святках. Также было дано два показа в Доме-музее К. Станиславского, для наших друзей и детей из Фонда К. Хабенского. В феврале нас пригласили к ребятишкам из РДКБ и в музей-театр «Булгаковский Дом».

Играем для детей из Фонда К. Хабенского. Дом-музей К. Станиславского

– Очень интересно! Больницы, хосписы, храмы – это логично… А как вы оказались на сцене Булгаковского театра?

– Эта удивительная история произошла накануне Рождества. Чудесным образом судьба столкнула нас с директором музея-театра «Булгаковский Дом», которая оказалась прихожанкой храма Малое Вознесение на Большой Никитской. Узнав о нашей театральной студии, она предложила показать спектакль «Волшебный напиток» на сцене Булгаковского театра, приурочив его ко Дню православной молодежи. Интересно, что, когда мы зашли в здание театра, нас встретил чугунный Дон Кихот.

Когда мы зашли в здание театра, нас встретил чугунный Дон Кихот. Он ждал нас, словно указывая нам дорогу

Эта статуэтка принадлежит к числу наиболее известных работ иностранных скульпторов в каслинском литье. Имя Дон Кихота стало нарицательным и применяется к людям, чьи благородство, великодушие и готовность к рыцарским подвигам вступают в трагическое противоречие с действительностью. Символично, что точно такую фигурку я приобрел на барахолке в память о первой постановке нашего добровольческого театра, и именно она сопровождала нас на всех репетициях театральной студии. Потом мы встретили такого же Дон Кихота в Доме-музее Станиславского, где играли «Волшебный напиток». И здесь, в Булгаковском театре, он снова ждал нас, словно указывая нам дорогу. Будем надеяться, что это хороший знак, и наше дело сможет принести добрые плоды.

Благотворительный показ спектакля «Дон Кихот» в больнице свт. Алексия

«Молодежи нельзя запрещать быть злыми – их надо заинтересовать добром»

Наталья Петровна Склярова – депутат Совета депутатов ЦАО (МО Пресненский). Исполнительный директор музея-театра «Булгаковский Дом». Член союза театральных деятелей. Прихожанка храма Малое Вознесение на Большой Никитской.

– Наталья, расскажите, почему вы решили включить в репертуар Булгаковского театра спектакль «Волшебный напиток»?

– Это семейный спектакль. 2024 год обозначен нашим Президентом как год сохранения семейных ценностей и традиций. Я считаю, что важнейшей ценностью является воспитание любви к Богу и ближним. Нам, взрослым, важно объяснять подрастающему поколению, что есть добро и зло, помогать им делать правильный выбор и поддерживать все добрые инициативы.

 Откуда у вас интерес к теме православной молодежи? Ведь среди молодых людей церковной молодежи крайне мало, они не авторитетны, не модны…

– У меня интерес к молодежи в принципе. И я вижу, что у нецерковной молодежи есть ошибочные предубеждения против Церкви и Православия. Но как им рассказать о традициях Церкви и православной вере? Я руковожу музеем-театром Булгакова, и мне хотелось бы использовать эту возможность, чтобы говорить о вечных ценностях. Когда наша группа энтузиастов во главе с Николаем Борисовичем Голубевым открывала в Москве Дом-музей Булгакова, обнаружилось, что на месте этого доходного дома, в котором жили многие известные личности, в том числе и Булгаков, было Патриаршее подворье. А когда мы поднимали исторические документы, оказалось, что именно в этом месте скрывалась Блаженная Матронушка. После открытия мы освятили все помещения нашего театра-музея. Также мы ежегодно проводим коллективное Соборование наших сотрудников и стараемся просвещать их и приобщать к церковным традициям.

Познакомившись поближе с ребятами из театральной студии «Однажды в воскресенье», я захотела пригласить их к нам в театр. Не зря театр называют храмом искусств, через которое можно доносить людям, не знающим, что Бог есть Любовь, христианские идеи.

– Как вы считаете, есть ли необходимость говорить с молодежью о фундаментальных, корневых человеческих ценностях на языке популярных трендов?

– Молодежи нельзя запрещать быть злыми – их надо заинтересовать добром. Запретный плод сладок, а для того, чтобы наши ценности стали авторитетными, важно говорить на понятном человеку языке. Стать своим среди чужих.

– Вы видели спектакль? Какие у вас впечатления?

– Самые светлые. Ребята очень талантливые, и, по-моему, у них здорово получилось преобразить историю, рассказанную в сказке «Волшебный напиток». Может показаться, что это детская сказка, но даже у меня в некоторые моменты спектакля бежали мурашки по коже. Это прекрасно, если, побывав на таком спектакле, зрителям захочется преобразиться и зайти в церковь. Приходите и сами все увидите.

Приглашаем вас 11 февраля в 13:00 в музей-театр «Булгаковский Дом», на спектакль «Волшебный напиток», показ которого будет приурочен ко дню Православной молодежи. Спектакль идет под живую музыку в исполнении автора – композитора и мультиинструменталиста Александра Демидова.

 

 

Поделиться в: