Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

О гордости и достоинстве

Как любить тех, кто жесток и наносит нам и нашим близким незаслуженные обиды? Как можно проявлять смирение, когда необходимо дать отпор? Эти вопросы часто задают люди, которые только начинают открывать для себя Евангелие. Ведь в современном обществе вряд ли поймут человека, который на оскорбление будет отвечать улыбкой, подставляя другую щеку после удара. О христианском смирении и о том, как сохранить достоинство, оставаясь верным Христу, пойдет речь в нашей беседе с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священником Аркадием Махсумовым.

— Отец Аркадий, объясните, пожалуйста, цитату из Евангелия: А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39). Согласитесь, нецерковному человеку эти слова могут показаться абсурдными.

— Да, и не только абсурдными. Эти слова вызывают некоторое недоумение, граничащее с враждой по отношению к христианскому учению. А ведь беда кроется всего лишь в невнимательном прочтении самой цитаты. Ведь мы же абсолютно не понимаем, что такое смирение.

Если же мы будем внимательно читать текст цитаты, то раскроем ее истинный смысл. В ней речь идет не о том, чтобы мы проявляли какое-то малодушие, трусость или нерешительность. Здесь говорится о том, чтобы человек учился преодолевать себя, точнее ту агрессию, которая направлена на него одного. Ведь в другом месте Господь свидетельствует: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13). В данной же цитате речь идет о том, чтобы человек научился смиряться и принимать происходящее только тогда, когда оскорбление касается его самого. И это очень сильная позиция. Она проистекает из предположения, что ты заведомо или как минимум равен тому, кто проявляет к тебе злобу и агрессию, а может быть, даже и сильнее.

Ведь в чем проявляется смирение? Если ты силен и имеешь какой-то внутренний стержень, не боишься никого, кроме Бога, и понимаешь, что все происходящее происходит по Его воле, то в этом случае ты терпишь и останавливаешь зло на себе. И это очень сильная позиция. Ты можешь ответить человеку, но ты не отвечаешь. Ты оставляешь ситуацию на суд Божий, тем самым показывая Христу свою веру, говоришь: «Да, Господи, я твердо убежден, что Ты всегда со мной, рядом с нами и правда Твоя неумолима. Я оставляю Тебе этого человека на Твой суд, поскольку Ты сказал: Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12, 19). Поэтому, конечно же, подставить левую щеку — это поступок очень сильного человека. И ничего общего с малодушием, бесхарактерностью, трусостью он не имеет. Не каждому человеку под силу поступить именно так.

— Часто в жизни складываются ситуации, когда необходимо постоять не только за себя, но и за окружающих. Как же не нарушить заповедь Христа и вместе с тем сохранить человеческое достоинство, защитив ближнего своего?

— Мы просто обязаны защитить своего ближнего, даже ценою собственной жизни, не думая при этом о своем тщеславии, самолюбии и о том, как мы выглядим. Ведь часто мы очень боимся поражения, того, что нам придется претерпеть несколько неприятных минут, унижение, услышать в свой адрес какие-то непристойные вещи. А ведь если мы вступаемся за человека или за правду, то обязательно так и будет.

Жизнь нам показывает, что человек, который борется за справедливость, обязательно получит в свой адрес агрессию. Поэтому здесь важно понять, что если мы не остановим зло, то эта трусость будет жить с нами всегда. Она останется на нашей совести.

Другое дело, что это не разрешение на выход за границы христианского миропонимания. Если мы отстаиваем правду, то мы должны быть жесткими, твердыми, сильными. Но мы ни в коем случае не должны уронить достоинства того человека, которому противостоим. Мы не должны вставать на одну доску с ним и отвечать ему теми же недостойными словами, которыми он обращается к нам или нашим близким. Мы должны остановить зло, а не умножить его. Если оно умножилось в результате нашего противостояния, значит, мы не правы.

— Заступаясь за обиженного человека, мы обезопасим его от обрушившегося гнева?

— Безусловно. Необходимо думать прежде всего о том, чтобы спасти честь и достоинство, а возможно, даже и жизнь, здоровье этого человека. Или просто доброе настроение того человека, который терпит неправду. Дать ему понять, что он не один и рядом есть люди, которые чувствуют правду и видят, что он сейчас нуждается в помощи и защите. Проявить участие. А уж справедливость Господь всегда сам восстановит, только тогда, когда Ему будет угодно. Не надо торопиться и желать, чтобы она восторжествовала немедленно.

— А в чем отличие достоинства от гордости?

— Наверное, чувство нашего достоинства — это осознание того, что в нас есть образ Божий. Как любую святыню его нельзя ронять в грязь.

Гордость — это чувство, которое исходит совершенно из другого посыла. Гордость хочет возвыситься за счет других. Она как бы ищет некую подножку или даже пьедестал, чтобы опереться на него ногой. Одним словом, гордость всегда ищет жертву, над которой человек возрастает в своих собственных глазах.

Достоинство же не нуждается в подпорках. Оно существует в человеке в независимости от того, есть ли кто-то менее достойный рядом с нами или нет. Хотя для православного человека такого понятия не существует. Если кто-то считает другого человека менее достойным, то здесь уже есть гордость. Там, где есть достоинство, сравнение с другими не уместно.

— Как быть, если на работе человека понуждают к поступкам, противоречащим нормам христианской этики? Если он вынужден молчать, соглашаться с мнением начальства не из смирения, а из-за страха потерять работу? Бороться с этим страхом и рисковать благополучием семьи? Или благоразумно промолчать и тем самым пойти на компромисс с совестью?

— Я не знаю ни одной такой ситуации в жизни, когда бы человек, проявив доверие к Богу и поступив по совести, об этом пожалел. Понимаю, что в наше время очень непросто найти подходящую работу. Поиски могут занять какое-то время, но Господь никогда не оставит человека, который избрал правду. Ведь Христос говорит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33) Поэтому, когда человек искренне верит Господу, доверяет Ему, понимая, что Господь о нем промышляет каждый миг, то он никогда не поступается христианскими принципами. Такой человек выбирает правду, а не набор материальных благ. Даже если и придется ему претерпеть какие-то временные трудности.

Не надо думать, что если мы уйдем с работы, где нас заставляют обманывать, потакать греху лжи, корыстолюбия, мании обогащения нашего начальства, то, выбрав путь правды, мы останемся без Божьей помощи. Господь нас не оставит. Более того, может быть, именно таким образом Господь нам делает болезненную операцию по удалению из нашей жизни этой работы, из-за которой мы постоянно искушаемся. Поэтому нужно четко знать, что если мы выбираем правду, то точно от этого не пострадаем. А если и пострадаем, то это будет горькое лекарство нам во вразумление и выправление нашего жизненного пути. Но самое главное, так проверяется степень нашего доверия Богу.

— Каким святым посоветуете молиться в таких ситуациях?

— Я не думаю, что есть кто-то из святых, кто выделялся бы из сонма Православной Церкви особым чувством правды. Нельзя ведь сказать, что один святой правдивее других. Правда и истинность — это сущность святости, ее наполнение. Поэтому я не думаю, что кто-то из святых более или менее помог бы устоять нам в правде. Любой небесный покровитель, имя которого мы носим, либо почитаемый нами святой способен помочь нам своими молитвами перед Господом, если мы к нему обращаемся от всего сердца.

Конечно же, лучше обращаться к святому, которого мы больше всего любим и почитаем, больше всего знаем. Ведь от знания рождается доверие. Если мы знаем житие святого и оно нам как-то близко, то это нам помогает и внутренне укрепляет. Этому святому мы и должны молиться при любых жизненных обстоятельствах. В том числе и тогда, когда мы хотим, чтобы Господь укрепил нас в стойкости, правде и нашей решимости исполнять Его заповеди.

Беседовала Елена Гранкина


Оставить комментарий
Поделиться в: