Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

 Страдать, чтобы спастись

Братья и сестры, началась череда особенных постовых служб – пассий, иначе называемых акафистом Страстям Христовым. Пассия – это не совсем органичная часть наших богослужений, это заимствование из западной традиции, которая в центр нашего внимания в деле спасения ставит страдания Христа.

По мысли западного богословия страдание – это момент, в котором Христос искупает нас от смерти, от греха. Перенося Пассию на русскую почву, святитель Петр Могила не соглашался с тем, что страдание само по себе является ключевым моментом нашего спасения. И, тем не менее, не путая цель и средство, достижение и инструмент, нужно сказать, что страдание имеет для нас огромный смысл. Многие люди, приходя к вере, читая впервые Евангелие и доходя до момента крестной смерти Христа, задают себе вопрос: «Зачем все это нужно?» Неужели Всемогущий, Милостивый Бог не мог обойтись без того, чтобы не причинять своему Единородному Сыну такие страдания? Даже первоверховный апостол Пётр пытается отговорить Спасителя. Поддавшись человеческой слабости, он говорит Христу: «Господи, да не будет этого с Тобою!».  И что отвечает ему Христос? Он говорит страшные слова: «Уйди от Меня, сатана!» (Мф.16;22,23). Вот это отповедь! А почему так? А потому, что Христос понимает, что мысль об избежании страданий соблазнительна и очень опасна. Потому что страдание наше стало следствием нашего грехопадения. Христос не имеет греха, Он страдает безвинно, но на Нём наша природа, которая за долгие века прочно пропиталась грехом.

Душа просыпается в страдании

Все болезни человека лечатся только через обострение. Поразил организм какой-то вирус, и поднимается температура, и человека лихорадит, трясет, он страдает. Но нужно ли бороться с температурой? Врачи говорят – нет. Температуру надо перетерпеть, потому что именно она убивает вирус. Так же и страдание, как горькое исцеляющее лекарство, неизбежно сопутствует выздоровлению нашего духовного недуга. Мы можем избегать страданий, но большинство людей, пришедших в Церковь в сознательном возрасте, помнят, что этот приход сопровождало именно страдание. Если бы не наступило страдание, душа бы не проснулась, человек бы так и не пришёл к Богу, потому что у него всё было хорошо. Бог посещает каждого человека какой-то болью.

У одного тоска и уныние, беспросветность, отчаяние, а кто-то теряет близкого человека. Душа начинает болеть, и человек приходит к такому состоянию, когда помочь ему может только Бог. И Господь являет Свою силу. Он ставит нас перед неизбежностью, не даёт нам в очередной раз ускользнуть, убежать от Него.

Идти спасительным путём

Читая акафист Страданиям Христовым, слыша тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа, мы думаем не только о том, как страдал Христос, но и как по-разному люди вокруг Него открываются.

Один озлобляется, другого одолевает страх, третий в ярости, но всех потрясают Его страдания. И только маленькая группа людей сострадает Христу. Это люди, идущие спасительным путём, мучения Христа принимают близко к сердцу, и Его страдания начинают исцелять их самих. Меняется их душа.

Мы видим рядом со Христом двух разбойников, они оба – убийцы. Но один из них хулитель, он озлоблен и не знает, как использовать страдание себе во спасение. Другой, мучаясь на кресте, видя рядом с собой чужое страдание, находит в себе силы сострадать. И сострадает он потому, что сам понял, что такое страдание. Кто сам не страдал, тот не может сострадать. Без страданий мы людьми не станем, не говоря уже о том, что спастись не сможем.

И вот благоразумный разбойник начинает испытывать ко Христу жалость, понимать несправедливость Его мучений, угрызения своей совести. Сначала он укоряет своего злосчастного соседа по кресту, говорит, что они оба «осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал»» (Лк.23,41). И тут же, испытав начаток покаяния, эту капельку спасительного отрезвления, просит Христа: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твоем» (Лк. 23,42).

Вверить Богу свою жизнь

Правый разбойник понял, что рядом с ним Бог истинный, Создатель мира. Он мог попросить избавить его от мучений, но, покаявшись в неправоте своей жизни, не посмел об этом говорить. Он только просит вспомнить о нём хоть краешком памяти. Человек, который уже не надеется на спасение, который уже, по словам святых отцов, «держит ум во аде», получает от Господа спасение. Христос отвечает ему: «Ныне же будешь со Мною в раю». (Лк.23,43).

Сегодня, взирая на Крест, надо задуматься, насколько  мы честно просим у Бога, чтобы Он дал нам сил  перенести то страдание, которое нам попускает, и оно  полезно для нас. Не бежим ли мы от страданий? Не прячемся ли трусливо за свой комфорт, за свои привязанности? Мы должны доверять Богу, вверять Ему свою жизнь, что бы в ней ни происходило. И если Господь ссудит нам страдать, то надо просить у Бога одного – чтобы это страдание было нам во спасение. Аминь!

 

священник Аркадий Махсумов
Поделиться в: