Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Черногорский преподобный

«От личности отца Симеона веет безграничной духовной чистотой и евангельским смирением, как от нашего отца Иоанна Кронштадтского… он проникнут светом и тихой благостью, которая умиляет и радует», — писал русский князь Дмитрий Голицын-Муравлин после встречи с преподобным Симеоном Дайбабским.

Будущий святой родился в бывшей черногорской столице Цетинье в декабре 1854 года. Мальчик очень рано потерял родителей, поэтому воспитывался своим дедушкой Миланом и его братом священником Лазо Поповичем, благодаря которому маленький Савва был крещен, также именно он посодействовал определению маленького Саввы в монастырскую школу Цетинье.

Когда юноша подрос, он стал активно интересоваться светскими и духовными науками, поэтому и после школы хотел продолжить обучение дальше, однако его родные рассчитывали, что Савва женится и станет главой их огромного имения. Старец Михаил, духовный наставник семьи, благословил юношу продолжать обучение, чем разрешил спор.

Савва Попович получил стипендию Русской Православной Церкви и учился в Киевской духовной семинарии, а затем и в академии. Его духовником во время обучения был иеросхимонах Николай из Киево-Печерской лавры.

После выпуска молодой человек какое-то время изучал философию в Париже и Сорбонне, слушал лекции в Женевской католической семинарии, «ради знакомства с тогдашним западным миром». Но этот мир был ему чужд и непонятен, поэтому он опять вернулся в Россию и принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре.

Так Савва стал отцом Симеоном. Вскоре после пострига он был рукоположен в священный сан. Иеросхимонах Николай благословил его на монашество и подарил из своей библиотеки много книг, которые и ныне хранятся в Успенском монастыре Дайбабе.

После рукоположения преподобный Симеон еще некоторое время путешествовал по царской России, был в Москве и Санкт-Петербурге, наконец в 1888 году вернулся в Черногорию. Сначала его определили в монастырь Враньина на Скадарском озере, где святой прожил год, пока не заболел малярией, после чего был переведен в знаменитый монастырь Острог, о котором он мечтал с детства.

Когда там открылась монастырская школа, отец Симеон стал преподавать, в этот же период он побывал паломником у христианских святынь на Афоне и в Иерусалиме.

Однажды в монастырь Острог пришел Петко Ивезич, бедный крестьянин из села Дайбабе. Он рассказал отцу Симеону о своем видении, которое случилось с ним днем, а не во сне: в безлюдном месте Петко увидел человека, одетого в расшитое золотом облачение и с шапкой, на которой был изображен крест. Этот человек сказал: «Я не злой дух, как ты думаешь. Я святой, но меня здесь закопали от турок. Я был владыкой этого края и учеником великого святого… Хочу, чтобы ты построил мне монастырь». На это Петко ответил: «Я беден, отче». — «Богатый и не нужен. Нашлось бы желание. Построй сначала маленькую церковку».

Отец Симеон понял, что речь идет об ученике святителя Саввы Сербского, чьи мощи монахи спрятали от турок, чтобы те не осквернили святыню, как часто бывало в сербской истории времен османского ига, однако сам Петко, рассказывая о видении, не знал об этой истории, так как об этом в то время могли знать только образованные люди.

Преподобный Симеон решил помочь юноше в исполнении воли святого. С благословения митрополита и разрешения черногорского короля Николая I недалеко от села Дайбабе была построена и освящена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Этот храм уникален, потому что является единственным пещерным храмом в Черногории: фасад пристроен к скале, а по бокам располагаются две колокольни. Войдя внутрь, человек оказывается в пещерах, со стен которых на него смотрят лики просто, но очень по-доброму написанных святых. Росписи делал также преподобный Симеон самостоятельно. Церковь напоминает пещеры Киево-Печерской лавры, воспоминания о которых были очень ценны для отца Симеона, ведь в них он когда-то принял монашеский постриг.

После строительства храма жизнь Петко Ивезича изменилась: он поступил в послушание к старцу Симеону, потом принял монашество с именем Платон и до глубокой старости служил в монастыре Дайбабе иеромонахом, почил в 90-летнем возрасте.

Сам преподобный Симеон предавался духовным подвигам в этом уединенном месте всю оставшуюся жизнь, почти полвека. Он сподобился от Господа дара прозорливости, так что видел, что скрывается в душах людей, и с помощью этого приводил их к жизни по святому Христову Евангелию. Также он исцелял молитвой больных и избавлял от тяжких искушений. Постепенно о его даре узнавало все больше людей, и за духовным наставлением к нему приезжали не только со всей страны, но и из-за границы. Так, частый гость француз Ниселе говорил о старце как о «поистине ангельском явлении, вокруг которого веет дух небесного блаженства».

Народ очень любил и почитал старца Симеона, так же относились к нему и знаменитые сербские подвижники того времени. Например, святитель Николай (Велимирович) называл старца Симеона «святым монахом», а преподобный Иустин (Попович) в 1937 году, когда первый раз посетил Дайбабе, написал, что «удостоился сладостного лицезрения великого сербского аввы — отца Симеона».

Возле преподобного Симеона собралось несколько учеников, самым выдающимся стал его преемник игумен Феофил (Попович). Когда с возрастом старец уже не мог подвязаться физически, он принял на себя больше молитвенного труда. Однажды он говорил про большую братоубийственную войну, но Господь призвал его к себе раньше, чем предсказание исполнилось: преподобный Симеон Дайбабский тихо преставился 1 апреля 1941 года.

В 1996 году состоялось торжественное обретение честных мощей преподобного Симеона, и теперь они покоятся в раке, поставленной в глубине пещер, доступные для поклонения паломников.

Преподобный Симеон Дайбабский оставил после себя литературное наследие, большая часть которого поэтическая. Из прозаического особенно интересны «Основание монастыря Дайбабе», во многом автобиографическое произведение, и письмо Черногорскому митрополиту Гавриилу (Дожичу) от 25 марта 1937 года, в котором старец докладывает о случившихся в обители чудесных явлениях. Но это не единственные примеры его прозы.

Среди духовных поэм преподобного Симеона стоит выделить самое крупное сочинение, озаглавленное «Отец и сын, или Разговор о вере». Оно представляет собой катехизис в стихах, разделенный на вопросы сына и ответы отца.

Стихи преподобного Симеона, насколько можно судить, написаны в традициях духовной поэзии и в какой-то степени схожи со стихами протоиерея Николая Гурьянова с острова Залит.

Наконец, нужно упомянуть сборник духовных размышлений, которому издатель протоиерей Василий Ивошевич дал название: «Из сокровищницы поучений старца». Это единственное сочинение, которое не было опубликовано при жизни преподобного и сохранилось в рукописи. Оно вышло в свет только в 1991 году. Сочинение состоит из 347 маленьких глав или изречений. По жанру оно очень близко к ветхозаветным книгам притч.

Несколько коротких поучений старца, актуальных для каждого из нас

Людской век краток, как один день, а затем наступает смерть, как глубокая ночь. Потому живи честно и храни себя от греха, покуда длится день твоей жизни, ибо, когда придет ночь твоей смерти, уже будет поздно.

Некоторые люди крестятся, [только] когда слышат раскаты грома, а некоторые вспоминают о смерти, только когда видят мертвого. Перекрестись и без грома, помни о смерти и без мертвеца, и будешь меньше грешить.

Как бережешь и одеваешь тело, чтобы оно жило, так и душа [нуждается в заботе]. Она голодная и голая, когда не имеет добрых дел и чистой веры. А на такую немощную [душу] легко нападают злые духи.

Спокойно море, когда нет ветра, [спокойна] и совесть человека, когда он делает то, что может.

И в город можно войти с разных сторон, и в Царство Небесное [можно войти] с разными добродетелями: если не можешь богатством, как Авраам, [войди] бедностью, как Лазарь.

 

Ксения Алексеева
Поделиться в: