По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Во отоцех Соловецких»

Православная Церковь 21 августа вспоминает преподобных Савватия и Зосиму, Соловецких чудотворцев, точнее — двойное перенесение их мощей. Несмотря на то что эти два святых человека в земной жизни знакомы не были, в небесной истории имя одного подвижника неотделимо от имени другого.

 

Основным источником сведений о преподобных Зосиме и Савватии служат их жития, которые были созданы на рубеже XV–XVI веков двумя выдающимися книжниками — соловецким игуменом Досифеем и митрополитом Киевским Спиридоном. О жизни преподобного Савватия «не сохранилось известий, из какого города или села происходил преподобный, кто были его родители и скольких лет от рождения принял он иноческий образ». Известно только, что сначала он подвизался в Кирилло-Белоезерской обители, где принял иноческий постриг, позднее — в Валаамском монастыре. Затем, узнав о необитаемом Соловецком острове в холодном Белом море, святой решил продолжить свои подвиги в уединении и безмолвии.

В 1429 году преподобный Савватий прибыл на остров вместе со своим собратом — преподобным Германом. Отшельники, водрузив крест и поставив келлии в северной части острова, положили начало новому иноческому жительству «во отоцех Соловецких». Первые годы жизни монахов на острове складывались трудно. Суровый климат и скудная земля не способствовали развитию земледелия — кроме репы, ничего не удавалось вырастить. Для пополнения продовольственных запасов поселенцам приходилось обращаться к приезжавшим на остров промысловикам, а порой и самим отправляться на материк. В суровые зимние холода было неимоверно трудно обходиться без теплой одежды и жилья — все это нужно было добывать большими трудами. Старцы терпеливо переносили все перемены климата в своих убогих хижинах, согреваясь любовью ко Господу.

На шестом году жизни монахов на острове, во время отъезда преподобного Германа в г. Онегу, преподобный Савватий заболел и отправился на Карельский берег. Здесь 10 октября 1435 года старец скончался, накануне причастившись Святых Христовых Таин.

Спустя год новый подвижник, преподобный Зосима, возобновил подвиги преподобного Савватия на Соловецком острове вместе с преподобным Германом. По прибытии, в первую же ночь Зосима был удостоен пророческого видения, вдохновившего двух иноков на основание Соловецкой обители. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству. Так появилась деревянная церковь в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая.

Со временем число братии стало умножаться. Преподобный Зосима был рукоположен во священника и удостоен возведения в сан игумена. Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь.

Через некоторое время был построен новый храм в честь Успения Божией Матери, куда в 1465 году преподобный Зосима совершил перенесение честных мощей преподобного Савватия. Когда вскрыли гроб, в котором тело старца пролежало 30 лет, мощи оказались нетленными (даже одежда оказалась неповрежденной), и в воздухе разлилось необычайное благоухание. Вскоре над местом погребения преподобного была поставлена часовня с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы, в которой ночами молился игумен Зосима.

О последних годах жизни преподобного Зосимы рассказывается, что святой пребывал в неустанных молитвенных подвигах. Он сделал себе гроб, поставил его в сенях своей кельи и каждую ночь плакал над ним о своей душе. Перед кончиной игумен призвал к себе братию, завещал им любить друг друга и обещал, что духом будет неотступно пребывать с ними. На игуменство он благословил инока Арсения, заповедав ему хранить церковный устав и монастырские обычаи. Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 30 апреля 1478 года и был погребен за алтарем деревянной церкви в честь Преображения Господня в могиле, которую он собственноручно выкопал при жизни.

Святые Савватий и Зосима прославились как великие чудотворцы. Известны их многочисленные чудеса, которые стали совершаться уже вскоре после их кончины. Много раз преподобные являлись плавающим по морю, когда те находились в опасности, останавливали бурю и спасали корабли от потопления. Иногда их видели в храме среди молящихся иноков. Больные получали исцеление у гробниц святых Зосимы и Савватия.

Прославление святых чудотворцев состоялось в 1547 году на Московском Соборе, бывшем при святителе Макарии, митрополите Московском. 21 августа 1566 года состоялось перенесение их мощей в Зосимо-Савватиевский придел новоотстроенного Спасо-Преображенского собора. В соборе святыни хранились до самого закрытия монастыря в 1920 году.

После закрытия монастыря и организации в нем Соловецкого лагеря особого назначения мощи святых Зосимы и Савватия были осквернены и вывезены на материк. Последним местом их нахождения в советское время был Государственный музей истории религии, располагавшийся в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

В 1990 году мощи были переданы Русской Православной Церкви и в течение двух лет находились в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В августе 1992 года совершилось перенесение мощей первооснователей в возобновленный Соловецкий монастырь.

В настоящее время мощи Соловецких первооснователей покоятся в церкви во имя святителя Филиппа, а в летние месяцы переносятся в Спасо-Преображенский собор.

На иконах преподобных Зосиму и Савватия изображают вместе. Соловецкий монастырь — их общее детище. Преподобный Савватий положил ему начало, а благодаря преподобному Зосиме обитель разрослась, постепенно становясь той величественной северной святыней, которой она является и поныне.

* * *

Соловецкая обитель

Благодаря монашескому подвигу преподобных старцев Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь стал духовным центром всего русского Севера, местом, где особенно ярко отразилась русская святость во всей своей трагичности.

Основные элементы Соловецкого монастыря дошли до нас с середины XVI века практически без изменений. Постройки монастыря разбросаны по четырем островам Соловецкого архипелага. Архитектурный ансамбль собственно Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова. Пятиугольная территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 м, толщина — от 4 до 6 м) с семью воротами и восемью башнями, построенными в 1584–1594 годах. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 м, их протяженность 1084 м.

В монастыре неоднократно случались пожары, но монахи каждый раз возрождали обитель. Самое большое разорение монастырю нанесла советская власть, здесь устроили лагерь и тюрьму. Соловки на долгие годы приобрели зловещее значение. Десятки тысяч людей погибли на островах в тридцатые годы XX века. Монастырские ценности, иконы, культовые предметы были частично уничтожены и разворованы, частично вывезены в различные музеи страны. В храмах уничтожили росписи и фрески на стенах. Некоторые храмы лишились своих глав, на других вместо крестов установили звезды.

Но молитвы преподобных основателей Соловецкого монастыря оказались сильнее зла и насилия. Время все расставило на свои места, и в святых стенах обители была возрождена полнокровная монашеская жизнь.

На территории монастыря постепенно были воздвигнуты каменные храмы. Из них главный — Троицкий собор и самый большой — Преображенский храм, в котором в августе 2002 года на средства благотворительного фонда имени преподобного Андрея Рублева был сооружен пятиярусный иконостас, ставший главным украшением храма.

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь принадлежит к числу наиболее значимых и хорошо сохранившихся памятников отечественного зодчества. С 1992 года историко-культурный комплекс Соловецких островов, в том числе и Соловецкий монастырь, включен ЮНЕСКО в Список памятников всемирного наследия.

Среди чтимых святынь обители, помимо мощей ее первооснователей: ковчег с частицей мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, мощи святителя Маркелла, архиепископа Вологодского, мощи священномученика Петра, белокаменный крест преподобного Савватия Соловецкого и другие святыни.

Если в 20-е годы минувшего столетия слово «Соловки» звучало зловеще, то теперь сюда едут сотни паломников из различных районов нашего необъятного Отечества и из зарубежья. Наместник монастыря архимандрит Иосиф говорит: «Сейчас, после “десятилетий зимы”, нужен достаточно продолжительный период, чтобы листья души и цветы святости вновь возросли на нашей Русской земле. Я верю, что Господь благоволит к нашему Отечеству… вижу, что увеличивается число приходящих богомольцев, как в сам монастырь, так и на подворья… А это значит, что в людских сердцах есть сожаление о грехе, есть желание быть лучше. И таким людям, я уверен, придет на помощь Господь».

Подготовила Наталия Комиссарова

Теги: жития святых .
Оставить комментарий
Поделиться в: