Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Как создают иконы?

Рука с графитовым карандашом плавно скользит по доске, намечая лик пока еще не узнаваемого святого. Две пересекающиеся по центру линии делят все изображение на четыре части. Каждый штрих несуетлив, образ еще не прорисован. Жизнь только начинается на этой доске из липы. Но совсем скоро родится икона, и станет она святыней. И, может, достаточно одного крестного знамения, поклона, и человек своими мыслями вознесется к Богу. Именно для этого и трудится иконописец Покровской епархии Наталья Андреевна Горбачева.

За руку ведет Господь

В еще недостроенном, но уютном помещении иконописной мастерской просторно и светло, на столе – незаконченные работы, баночки с красками, кисти в высоких стаканах, рядом с окнами – несколько двухметровых эскизов, нанесенных на бумагу. Сейчас Наталья Андреевна работает над несколькими иконами одновременно. Придя в мастерскую, я поймала себя на мысли, что больше всего меня изумляет здесь какая-то удивительная тишина. Тишина, наполненная светом, мягкая, молитвенная, благоговейная.

Четырнадцать лет назад Наталья Горбачева решила свои таланты посвятить Богу. С детства мечтала стать художником, любила рисовать портреты. Потом хотелось стать модельером, но девичьи замыслы оборвались девяностыми годами, когда жизнь стремительно изменилась, и надо было думать, как и на что жить. А уж о том, чтобы учиться на художника в Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е. Репина, и речи не могло быть. По совету родителей Наталья поступила в Саратовский политехнический университет на архитектора.

Как-то на одной из лекций по истории искусств студентам показали изображение Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, и девушка ахнула: «Шедевр». Все линии показались Наталье настолько гармоничными, что захотелось самой написать что-то подобное.

Однако осознанная вера в Бога в ее жизни возникла спустя несколько лет и, как теперь понятно для нее самой, отразилась на ее творческом самоопределении. Как и у многих, через личные скорби и трагедии знание о существовании Бога переродилось в стремление к Нему. Как и многим, не сразу удалось выбрать единственно верную дорогу. Пришлось преодолеть многое, чтобы однажды оказаться в Свято-Никольском монастыре и услышать главные слова о смысле своей жизни. «Должна послужить Богу тем, что тебе дано, не переживай, рисовать будешь», – сказал ей тогда священник, и к Наталье пришло понимание того, что надо посещать богослужения, молиться утром и вечером дома. Ей совсем не хотелось проектировать здания и делать декоративные вещи, которые предназначены лишь для украшения человеческого быта. В этом она не видела уже никакого смысла.

Произошло что-то не только внутри, но и внешне мир вокруг Натальи стал меняться. У нее появилось ощущение, что она готова начать писать, хотя специализированных книг или пособий у нее не было, и уж тем более учиться было негде – иконописных школ в нашей области нет. С чего начать? На все эти вопросы ответило время. Все получилось каким-то невероятным образом. Но верующие знают: так происходит, когда за руку тебя ведет Господь.

Служение

Во время своего послушания в Свято-Троицком соборе в Саратове Наталья Горбачева стала делать первые и очень осторожные шаги в иконописи. Часто ходила по разным храмам, подолгу разглядывала иконы, присматривалась, изучала. По благословению духовника ей удалось встретиться с молодыми иконописцами, приехавшими в Свято-Никольский монастырь из Москвы, и перенять необходимые навыки. Тогда она по заданию написала образ пророка Даниила с новгородской иконы. Не все получалось гладко, были времена уныния. Но один день стал для нее знаковым и развеял все сомнения. Утром подруга подарила ей книгу об известном иконописце Феофане Греке, а ближе к вечеру, встретившись случайно в храме с московским иконописцем, получила в дар краски…

«На одном дыхании я читала “Труд иконописца” монахини Иулиании (Соколовой), все было в книге легко и просто. Я еще удивилась, как трудно мне давались учебные материалы по архитектуре», – вспоминает Наталья Андреевна.

С тех пор ей удалось сохранить, приумножить полученные знания и продолжать совершенствовать свое мастерство в лучших традициях иконописного дела. Первую икону, которую написала Наталья по благословению настоятеля собора отца Пахомия (ныне Епископа Покровского и Николаевского), был образ Иоанна Крестителя. «Именно на примере этой иконы у меня было ощущение, что Господь ведет меня и показывает, как надо писать. Эта икона у меня хранится до сих пор», – говорит собеседница.

Сегодня в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска (Энгельса) находятся многие иконы, написанные Натальей Горбачевой. Все аналойные иконы к двунадесятым праздникам, образы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского в правом приделе, преподобных Паисия Святогорца и Силуана Афонского, страстотерпцев Бориса и Глеба – в левом, большие иконы Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы.

Свое дело Наталья не любит называть профессией, это слово в данном случае кажется ей слишком поверхностным. Написание икон — прежде всего служение, иначе к нему относиться нельзя. И в этом смысле дело жизни и сама жизнь должны быть очень тесно связаны между собой.

Секреты мастерства

Образы скрывают тайну Божию. Наталья Андреевна всегда помнит об этом, когда берет в руки тоненькую, буквально в несколько волосков кисточку, чтобы писать возвышенные лики святых угодников Божиих, от которых исходит чувство того-самого – небесного.

Она создает иконы в каноническом стиле письма. Так писали в Древней Руси в ХV-XVI веках. Работает и в академическом стиле, где применяется реалистичный подход.

Процесс создания иконы непрост. Сначала готовят липу – древесина весьма долговечная, собирают доску из брусков, идеально подходящих друг к другу. Затем на поверхность наклеивают ткань – поволоку – из льна или хлопка, а после наносят специальный грунт – левкас, смешивая мел и рыбий клей. Каждый нанесенный слой грунта тщательно шлифуют, выравнивая наждачной шкуркой. На это может уйти целый день, а толщина просохшего левкаса бывает лишь 1–3 миллиметра. Получается совершенно ровная белая поверхность.

Наталья все это умеет, но пока работает на готовых досках. А начинает она с эскиза на кальке. Потом через кальку переводит изображение на доску. Далее с помощью иглы обводит изображение – это называется графья. Таким образом формируется контур, который будет заметен под любым слоем краски. Затем отдельные участки покрывают золотом и закладывают основные цвета.

Некоторые профессиональные навыки Наталье приходилось постигать сразу на практике. Так было с обучением технике наложения золота. Это кропотливая работа, требующая терпения и внимательности, потому что сусальное золото очень тонкое и легковесное. Иконописец помнит свои первые попытки работы с ним. Показывает мне желтые пластинки. Открывает осторожно, чуть дыша, первый листок. Одно неловкое движение, резкий вдох, и листок завернул краешек. Как его теперь распрямить? «Аккуратненько подуть в нужном направлении», – объясняет мастер и подходит к этому процессу с повышенной осторожностью, со временем она отточила этот навык до идеала.

Рисунок на иконе с годами не меркнет. В чем секрет? Он делается натуральными красками, которые готовят из природных компонентов. «Минералы необходимо соединить со специальной эмульсией из яичных желтков и уксуса. Лишь тогда можно приступать к нанесению рисунка, при этом образ сохраняет яркость и насыщенность цветов веками», – показывая, разъясняет мастер.

Иконы пишутся строго в соответствии с канонами – определенными правилами изображения того или иного святого. Канонам подчиняется любая, даже самая мелкая деталь: поворот головы святого, выражение на лике, цвет одежды. В иконописи многое делается наоборот, если сравнивать с обычной живописью – работа идет от темного к светлому.

Написание ликов начинается с накладки санкири. Это – темный, оливковый или коричневый тон, поверх которого кладут более светлые слои. Порой иконописец накладывает до десяти слоев краски, причем каждый слой должен сохнуть не менее суток. В завершении работы, чтобы придать краскам свежесть и глубину, предохранить их от сырости и порчи, икону покрывают олифой. Но, как говорят сами мастера, икона становится иконой, когда на ней сделана подпись: имя того святого, чей образ написан. Затем икону освящают в храме.

Проповедь в красках

Так издревле называли икону. Красота духовная здесь выше красы телесной. И прежде чем писать образ святого, Наталья Андреевна обязательно читает его житие и поучения. «Чтобы у меня создалось впечатление об этом святом. Если можно так выразиться, я его стараюсь понять. Затем я читаю молитву перед началом иконописания, – рассказывает она и прибавляет: – Икона призвана настроить человека на молитву. Икона молитве помогает».

Все иконы, написанные Натальей Горбачевой, дороги ее сердцу. На этом пути ее ожидало много открытий. «Это происходит каждый раз, с каждой новой иконой я получаю новые знания, а тонкости, секреты искусства записываю в тетрадь. Господь, видя твои старания, постоянно тебя учит и направляет», – делится она. Порой, когда икона готова, иконописец удивляется, как ей, обычному человеку, удалось так написать, например, мелкие детали образа, маленький шрифт. «Смотришь на икону, и хочется перекреститься. Так было и с иконой преподобного Паисия Святогорца. Я сейчас захожу в храм, молюсь перед ней и даже не вспоминаю, что ее писала я», – признается она.

Вот так и создаются удивительные образы, возрождая забытые традиции этого искусства и принося в нашу жизнь частичку вечности. Так бывает: зайдешь в храм, поставишь свечку за всех дорогих тебе людей и обязательно задержишься у «своей» иконы. Просто созерцая святых, их смирение или умиление на ликах. И как-то яснее становятся мысли, спокойней на сердце от их ответного взгляда… Неспроста же говорят: икона является окном, через которое Господь заглядывает в наши души.

 

Людмила Питайчук
Теги: икона, иконописная мастерская.
Оставить комментарий
Поделиться в: