Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Всё как у людей

Пожалуй, именно об этом в первую очередь стоит думать, глядя на священнослужителя. Да, его служение необычно, и потому мы относимся к нему, как к необычному человеку. Мы предъявляем к нему больше требований, возлагаем на него больше надежд… Вместе с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием мы продолжаем рассуждать о личности священника и его взаимоотношениях с окружающим миром.

 – Владыка, мы все сталкиваемся не только с чужой радостью, но и болью. Сознательно или нет, мы стремимся защитить психику от травмирующей информации. Скажите, а как должен воспринимать чужое горе пастырь?

– У священника точно не должно быть «профессионального цинизма». Для него это самое страшное падение. Современный человек часто слышит циничные высказывания, шутки, он обижается, страдает и, тем не менее, он сам относится к сказанному точно так же. Однако циничное слово из уст священника, проявление равнодушия с его стороны способны ранить очень глубоко. Причем абсолютно любого человека. Потому что большинство людей все равно относятся к Церкви серьезно, как к последней инстанции, где нет места фальши, лжи и пренебрежению. От Церкви, от священника как от представителя Церкви ждут решающего слова, которое, возможно, судьбу чью-либо определит. Поэтому очень важно быть внимательным и выдержанным. Особенно если испытываешь раздражение или обиду. Не нужно удивляться – у священника все, как у мирских людей. Он тоже может уставать, плохо себя чувствовать, иметь семейные и финансовые трудности. Естественно, в какой-то момент он может не выдержать, ошибиться и на грубое слово или на глупый вопрос ответить соответствующе. А делать этого нельзя – от тебя ждут совершенно другого, поэтому терпи, через силу, но отвечай так, как подобает. Это большой труд, большой подвиг.

Любому священнику необходимо серьезно работать над собой, чтобы не выгореть, не превратиться в циника, чтобы приобрести так называемую защитную реакцию. Многие думают, что пастыря легко выбить из колеи, удивить и обидеть. Часто на исповеди люди долго подготавливают тебя к тому, что сейчас ты услышишь нечто страшное, но, как правило, этого не происходит. Ну не удивить опытного священника какими-то грехами или жизненными ситуациями. Разве что юношу, который только окончил семинарию и впервые вышел к аналою.

В действительности, с чужой болью, скорбью приходится сталкиваться очень часто. И каждый человек, пришедший к тебе, хочет внимания, хочет, чтобы ты занялся его проблемой, досконально изучил ее и решил незамедлительно. А это не всегда возможно. Конечно, можно отстраниться, стать простым наблюдателем… Но преподобный Паисий говорит, что только болея и молясь за человека, принимая его скорбь за свою собственную, можно получить помощь от Бога. Уже ради такого отношения священника и вообще христианина Господь обязательно откликнется. Да, к некоторым вопросам или ситуациям батюшка должен относиться спокойно, но и сердце свое прилагать должен. По-другому нельзя. И исповедник тоже должен трудиться – если он идет на исповедь, просит совета у священника, значит, он должен быть готов этому совету следовать, исправляться. И тогда по вере, по делам этого человека Господь подаст просимое.

– Как Вы думаете, что священнику помогает больше в общении: законы психологии или евангельские заповеди?

– Думаю, евангельские заповеди. Преподобный Паисий как-то говорил, что раньше в Греции не было ни психологов, ни психотерапевтов, а все потому, что люди на исповеди открывали свою совесть, приносили покаяние и Господь не оставлял их.

Сегодня в храм ходит немного людей, а исповедаются вообще единицы. Вера уходит, ее место занимают суррогаты, неспособные заменить настоящую духовную пищу, благодать Божию. Вот поэтому услуги психологов, психотерапевтов сегодня так востребованы. Хотя ни в коем случае не умаляю достоинства и профессионализм этих людей, в конце концов, они стараются помочь ближним. Более того, я был бы рад, если бы в семинарии будущим пастырям преподавали краткий курс психологии и даже психиатрии. Ведь не секрет, что часто к священнику приходят не только духовно, но и душевнобольные люди. И от них нельзя отмахиваться. Страждущие пришли в Церковь, к Богу, к тебе лично. Не нужно часами обсуждать с ними евангельские притчи и богословские вопросы, но проявить к ним любовь, заботу необходимо.

Современное общество, к сожалению, постепенно утрачивает навык общения. Священников это тоже касается. Любой батюшка должен знать историю Церкви, ориентироваться в богословских науках, владеть искусством проповеди, но еще он должен уметь слушать, логически мыслить, рассуждать на самые разные, в том числе сложные для него темы, потому как верующему они могут быть интересны. То есть нужно постоянно заниматься самообразованием.

– В повседневной жизни мы можем избежать неприятного разговора или собеседника. Может ли это себе позволить священнослужитель?

– Ежедневно к священнику с положительными и отрицательными эмоциями, разными проблемами обращаются десятки людей, и, как я уже сказал, от них нельзя просто отмахнуться. Однако бывают ситуации, когда вопрошающего действительно нужно остановить. Самый распространенный случай: приходит человек с огромным количеством вопросов и проблем и на все хочет получить готовый ответ сию секунду. Определенно, священнику отвечать нужно не на все – только на самые главные вопросы. Мой духовник всегда так делал и говорил: «Об остальном потом поговорим». Позже я понял, что ответов на по-настоящему важные вопросы и вправду достаточно. Если ты с этим приобретенным знанием молишься, подвизаешься, то находишь ответы на все остальное самостоятельно. Всему свое время. Нужно просто подождать, потерпеть. Умный человек так и поступит.

– Вы как-то сказали, что духовники, священники дают друг другу наставления относительно того, как общаться с паствой. Возможно, что эти рекомендации специфичны, но также возможно, что они будут полезны и мирянам. Владыка, пожалуйста, поделитесь с нами некоторыми секретами пастырского общения.

– Любому человеку, не только священнику, важно грамотно использовать опыт ближнего. Мы учимся на своих ошибках, а все потому, что в нашей жизни очень мало послушания: детей – родителям, родителей – пастырям, пастырей – архипастырю, подчиненных – начальнику. Все помнят, прежде всего, о своих правах. Не об обязанностях. Но одно без другого не работает. Что касается священников, то батюшки делятся друг с другом опытом, интересными случаями из практики. Поэтому общаться нужно больше и чаще. Особенно это касается батюшек из глубинки, где зачастую не хватает людей их круга. Нужно ездить друг к другу в гости, обсуждать разные темы. Так можно найти ответы на многие вопросы.

Полезно периодически прислушиваться к чужому мнению. Ведь что такое духовничество? Это не бездумное выполнение указаний человека, который за тебя все решает. Хотя, конечно, у каждого своя мера послушания относительно вопросов духовной жизни – поста, богослужения. У семейного человека – одна, у монаха – другая. Вообще, было бы хорошо, если муж и жена, жених и невеста исповедались бы у одного батюшки. В семьях нередко возникают взаимные обиды, претензии, и священник в таких ситуациях может выступить в качестве независимого судьи. Он любит и знает супругов и постарается сделать все возможное, чтобы примирить их. Поэтому спрашивать совета священника, который во многом ориентируется на заповеди Евангелия, хорошо и полезно. Но свое мнение тоже должно быть. Принять совет или нет – каждый решает самостоятельно.

– Как священник должен реагировать на грубость, на ситуацию, которая выводит из себя?

– Меня учили, что никогда нельзя на грубость отвечать грубостью. Вот у почившего Патриарха Московского и всея Руси Пимена была интересная традиция: на столе он хранил папку, в которую складывал все рапорты, прошения, жалобы, чтобы они, как он говорил, «отлежались». Это очень мудро – ты вернешься к этим документам через какое-то время, увидишь их совершенно в другом свете и примешь решение взвешенное, а не продиктованное эмоциями.

Если вопрос не требует молниеносного решения, то лучше подождать, все обдумать, помолиться. И только потом действовать. Если вопрос не терпит отлагательств, то нужно опираться на Священное Писание. Не знаешь, как поступить? Вспомни заповеди Евангелия, примеры из святоотеческой литературы. Вот, например, очень известная притча. Старец с учениками остановился на ночлег в языческом капище, а ночью ученики увидели его то молящимся перед идолом, то кидающим в него камни. Так старец преподнес всем урок: чтобы ни случилось, хвалят ли тебя или ругают, молчи, как молчала статуя. Безусловно, есть случаи, когда нужно постоять за себя и ближних, но в большинстве случаев лучше потерпеть. Воздаяние злом за зло ни к чему хорошему не приведет.

– Но ведь наша реакция во многом зависит от нашего восприятия, от того, теряем мы душевное равновесие или нет. Как этого не допустить?

– Хороших солдат или спортсменов готовят долгими тренировками. Повторяя какое-то действие несколько тысяч раз, человек рано или поздно начнет выполнять его автоматически. В духовной жизни этот принцип точно так же действует. Если ты себя воспитываешь, постоянно стараешься поступать по слову Господа, смиряешься, прощаешь, то и в непредвиденной ситуации ты поступишь так, как привык, как подсказывает тебе сердце, совесть. Преподобный авва Дорофей в книге «Душеполезные поучения» описал такой пример: авва Зосима считал себя грешным. Его слова удивляли окружающих: старец живет праведной жизнью, как он может так думать о себе? Но он правда так думал и чувствовал. И авва Дорофей на это сказал, что для человека, который совершенствуется в определенной добродетели, добродетельное поведение становится естественным что в повседневной жизни, что в экстремальной ситуации.

Дарья Хохлова

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: