«ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЗНАМЕНИЕ КРЕСТА!»
Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово Одинцовского района Московской области:
– Крестное знамение – это наше исповедание Креста Христова и несения каждым из нас в память о Крестных муках Спасителя креста своего. А несение человеком креста заключается в перерождении души его в результате того, что ему посылается. Есть такое наблюдение: тебе посылается какая-либо скорбь до тех пор, пока она не принесет тебе внутреннюю духовную пользу, тогда Господь может снять этот крест или облегчить его.
Сам же Крест есть символ победы над смертью, прежде всего над смертью нашей души. Известно, что святитель Игнатий (Брянчанинов) явился после смерти своей духовной дочери. «Думайте о смерти, – сказал он. – Не заботьтесь о земном! Все это только сон, земная жизнь – только сон! Все, что написано мною в книгах, все – истина! Время близко, очищайтесь покаянием, готовьтесь». У нее тут же мелькнула мысль: «А у меня – сын!» (Она непрестанно работала, чтобы содержать его). «Это не ваше дело; судьба его в руках Божиих! – ответил он ей. – Вы же заботьтесь о переходе в вечность. Вы слепы, ничего не видите и потому не боитесь, но я открою вам глаза и покажу смертные муки».
И тут же она увидела… Вся Поднебесная была заполнена некими существами. Тела у них прозрачные – как слизняки. Они копошатся вокруг каждого человека и тянут его мысли во все стороны, устраивая этот известный всем нам мысленный раздрай. Она была в каком-то полумертвом состоянии, попыталась изобразить на себе крестное знамение, а тело ее не слушалось. Наконец, когда с трудом она смогла это сделать, то эти существа, – рассказывала потом, – как раскаленным железом прожигались.
– Батюшка, эти бесы вокруг дома теперь все стоят. Оградите их крестом.
Оградил крестом на все четыре стороны.
– По четырем углам остались.
Он еще раз оградил крестом.
– Один остался, – говорит хозяйка.
Третий раз оградил крестом – ни одного не осталось.
Оказывается, некоторые духи до двух крестов выдерживают. Два крестных знамения их не берет.
Некоторые считают: «Я перекрещусь – и нечистая сила исчезнет!» Нет, смотря кто. У бесов, демонов тоже есть своя иерархия. Что делать? Прежде всего нужно креститься с верою. Про это хорошо у Сергея Нилуса написано: когда крестятся без веры – так, помашут рукою, – то на такое крестное знамение бесы не обращают внимания. Даже если и с верой крестится человек, как видно из рассказанного случая, бесы не сразу могут отступить. Некоторых из падших духов не устрашить и одно-двукратным осенением, потому что отпали разные ангельские чины, какие-то из них выносят и крестное знамение. Могут даже на себе мечтательно-обманчиво изобразить крестное знамение, изрыгая при этом хулы. Крестного знамения бесы, конечно, боятся, но не так все просто. Хотя по вере глубоковерующих творятся чудеса.
В нашем храме в Акулово одна раба Божия рассказывала, как она в детстве как-то раз тонула. Переправлялись они через реку, да паром перевернулся – а она плавать не умеет! И вот она с уверением произнесла про себя: «На мне же крест, я не могу утонуть». Тут же ощутила, что за что-то зацепилась, – так она и оказалась на берегу.
Или известный случай, как один прихожанин, который, видимо, был связан с нечистой силой, к себе домой священника зазывал. На Пасху раньше по домам молебны служили, и тут вроде неудобно отказаться. Хотя батюшке и не хотелось в тот дом идти. Но пришел, чувствует: что-то неладно. Помолились, сели за трапезу. Хозяин наливочку батюшке предлагает… А он еще раз помолился и перекрестил подношение. Вдруг и рюмка разлетелась, и бутылку разорвало.
Много известно таких историй. Я в самом начале своего служения в Переделкино служил, у нас там был ныне уже покойный отец Назарий. Позвали его как-то причащать больного, он пошел, а там собака не на цепи. Свирепая такая летит прямо на него. А он взял и перекрестил ее. Так она, точно повиснув в воздухе, встала сначала на дыбы, а потом и назад попятилась. Вот так.
Поэтому при любой угрозе, будь она внешнего толка или брань мысленная, когда всякие нечистые помыслы лезут, прежде всего надо постараться оградить себя крестным знамением. Сделаешь это и сразу же чувствуешь, что все это наносное как-то стихает, отлетает куда-то назад (даже выражение такое есть: с задней мыслью), а ты словно вперед устремляешься. Это как у апостола Павла сказано: «Братие, аз себе не у помышляю достигша: едино же, задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе» (Фил. 3: 13).
– Приезжал тут ко мне как-то такой мученик Мишенька из Сибири. Он прошел все карцеры. Столько всего претерпел. Но вернулся домой. Стали они жить с женой, а только она его чем прогневит, он кулачком ей приложит то по шее, то по ребру. Сам на себя удивляется: «Как же так? Там, в заключении, я терпел невообразимое, а здесь себя сдержать не могу?! Не в силах потерпеть от жены какую-то малейшую обиду…»
Пошел к одному подвижнику, жил у них там такой юродивый старчик, и говорит ему:
– Такая у меня история… Что же мне делать?
А тот ему отвечает:
– Мишенька, ты неправильно крестишься. Ты, крест на себя налагая, вот сюда руку не доносишь. А надо полный крест на себя налагать: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! А то ты руку не доносишь, а там лукавый и сидит да шепчет тебе: «Бей жену!»
Как стал он правильно креститься – все исчезло: никакого гнева, никакой раздражительности.
Была у меня еще знакомая, Марья Григорьевна, она у меня выполняла функцию связной со старцем-долгожителем Феодосием. И вот она как-то поехала к своей сестре в Киев. Приехала, собрались они всей родней обедать, читают «Отче наш». А у сестры муж был коммунист: руки назад и не крестится. А Марья Григорьевна ему и говорит:
– А кого ты боишься? Мы же – твоя семья: вот жена, а я ее сестра. Кого ты стесняешься? Почему бы тебе лоб не перекрестить? Что в этом страшного?
А он понес какую-то ахинею про антихриста. Они ему прямо так и сказали:
– Так вот в тебе, коммунисте, этот дух антихристов и живет. Раз ты даже просто при нас отказываешься перекреститься.
Пообедали. Сестры пошли в садик посидеть, а он прилег на диван, закурил. Решил все-таки продемонстрировать, что и он помнит с детских лет, как надо креститься, – пробует, а рука у него не гнется… А он был спортсмен, штангист. Думал: все ему по плечу. А тут пытается руку протянуть для крестного знамения, а не может. И так, и этак пробует, а не получается. Он тогда уже свою правую руку левой взял и еще раз попытался перекреститься – опять никак! Стучит женщинам в окошко: идите, мол, сюда.
– Вот я решился перекреститься, но испугался сейчас того, что, может быть, мою руку парализовало? Почему она не гнется? Не могу даже до лба дотянуться ею…
Марья Григорьевна взяла его руку – раз-раз-раз! – трижды его перекрестила. Он аж дышать легче стал!
– Господи, как долго я жил без Тебя!
Бес все это время на нем сидел да в свои черненькие мерзкие ладошки хлопал! Диктовал ему всякие пакости. А тут схлопотал и смылся.
Сестры пошли ко Всенощной вечером – и он с ними пошел! Так и стал сам тоже в храм ходить. Всего-то крестное знамение надо было наложить на себя – и как это сразу же помогло!
А мы почему крестным знамением не пользуемся? Или неправильно его на себя налагаем, точно мух гоняем?!
Крестное знамение имеет огромную силу для того, кто правильно им пользуется. Таким людям Бог дает верный образ христианской жизни.
Господи, помилуй!
– Крестное знамение – это наше исповедание веры. Крест называют Животворящим. Он принял на себя Страдания Христовы для спасения рода человеческого – с тех пор древо крестное возымело такую силу, что даже мертвых воскрешает.
Налагая на себя крестное знамение, мы тем самым свидетельствуем, что принимаем Жертву Христову, Его Страдания за нас. Мы исповедуем, что мы, христиане, приняли веру православную вовсе не для того, чтобы, как иные захожане выражаются, «все было хорошо».
Мы же в курсе, что Сам Христос, а также все Его ближайшие ученики так или иначе пострадали. Бог Отец не ставил Христу такой задачи: чтобы у всех все было хорошо.
Все, что на нас грядет, мы должны принимать, и притом безропотно. Потому что, чтобы изжить грех, гнездящийся в каждой душе, нужно очень много потерпеть. Ибо каждый христианин может достичь спасения, только приобретя такую добродетель, как смирение. То есть надо со смирением принять ту жизнь, которую мы по милости Божией каждый проживаем. А смирение выковывается терпением. Поэтому человек, который отвергает страдание, отворачивается и от своего спасения – отказывается от Самого Христа. Если такой эгоист крестится, то чем для него является крестное знамение? Клоунадой, что ли, какой-то? Все крестятся, и я крещусь – так, что ли? Но мы же не от обезьянки произошли. Каждый жест у нас должен быть осмысленным.
Если мы крестимся, то тем самым свидетельствуем, что и наш ум, и наше сердце, и наши рамена, символизирующие силы телесные, существуют не для нас и исполнения наших похотей, а для того, чтобы нам последовать за Христом, разделив Его Страдания.
Нельзя христианину прожить жизнь без боли. Горести неизбежны. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22).
Надо все происходящее в нашей жизни принимать как из десницы Божией. Наши страдания Христа ради тоже называются нашим крестом.
Поэтому как бы ни пыжился человек устроить себе как можно более удачное существование, ничего из этого не выйдет. Мартышкин труд.
А что требуется? С терпением принимать все, что Промысл Божий тебе уготовал. У каждого из нас разные кресты: кому болезнь, кому труды непомерные, иного оклеветали… – все надо понести. Как бы ни был тяжек именно твой крест, надо принимать его распахнутым сердцем. Потому что крестом – спасение.
О силе крестного знамения я расскажу случай, о котором поведал некогда митрополит Иннокентий Московский, просветитель Аляски. Один мужик устроился работать в артель на Волге близь Астрахани. Тогда там жило много татар. Оказалось, что он один в артели православный. Так вот эти татары – это сейчас они крещенные бывают, а тогда все как один мусульмане – стали над ним подтрунивать:
– Как ты веруешь в Того, Кого распяли? Что это вообще за Бог Такой, Которого смогли убить?! Да зачем ты крест на себе носишь?..
А мужик им попался сообразительный, говорит:
– Я бы вам сказал, почему я крест на себе ношу, да ведь вы обидитесь.
– Нет, не обидимся, – пришлось им пообещать: интересно же, что дальше скажет.
– Ну, давайте, кто из вас храбрый? – обратился тогда он.
Вышел ему навстречу один татарин из тех, что покрепче. Стоит, смотрит. А наш мужик возьми сними с себя крест и пошел прямо на татарина, чтобы ему на шею надеть… А тот как завизжит, как отскочит!!
– Вот видите, так и бесы креста боятся! – резюмировал он.
Крестным знамением осеняем себя, потому что Крест – это орудие смирения Господа нашего Иисуса Христа. Гордостью отпал от Бога диавол. А Господь победил его Своим смирением. Ничего так не боится диавол, как смирения, потому для него и непереносим вид Креста.
– В Евангелии Господь обращается к нам: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16: 24). Что за странные слова? Кто может это слышать? У каждого из нас есть свой крест. Трудные обстоятельства жизни, болезни… И не нужно ничего посланного нам отвергать – потерпи!
Святые отцы говорят: «Вы, христиане, настоящие мученики, если исполняете слова Господни». Как нам порою не хочется исполнять то, что читаем в заповедях Христовых. А ты понуди себя, и тогда это вменится тебе в безкровное мученичество.
Преподобный Феодор Студит († 826) пишет: «Братия, и мы причисляемся к мученическому сонму; ибо и мы тем, что любим и терпеливо проходим многоскорбный путь крестоносной жизни… свидетельствуем, что Иисус есть Христос Сын Божий, свидетельствуем, что есть Суд и воздаяние, свидетельствуем, что должны пред Страшным Судилищем Христовым дать отчет о том, как жили, противостоя диаволу, Христову врагу, который мучит и бичует нас приражениями худых помыслов и смертоносных похотей, понуждая отрещись от Бога. Но мы, как свидетели Христовы, еще будем давать доброе свидетельство, еще продолжим доброе исповедание исповедовать, радуясь со всеми святыми, что сподобились свидетельствовать о Христе, не преклоняя колен пред Ваалом, то есть не склоняясь на похоти плоти и другие греховные сласти… Какой плод такого мученического свидетельства, вы знаете; знайте, что свидетели Христовы, свидетельствовавшие о Нем всем и за истинное свидетельство неимоверные муки понесшие, в будущем веке сонаследниками Его объявлены будут, как говорит апостол: “Егда же Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитесь во славе” (Кол. 3: 4)».
Когда Господа нашего Иисуса Христа видят во славе, то всегда эта слава осиявает Его Крестом. На иконах Спасителю пишут крестчатый нимб именно потому, что Его так видели те, кто сподобился Его лицезреть. Каждый из нас должен потерпеть свой крест, чтобы и в нас отобразился Христос. Без креста нет Христа.
«Да знаменуется на нас свет лица Твоего, Господи» (Пс. 4: 7), – повторяли ранее на Руси и осеняли себя крестным знамением. Свет-то этот крестный, и другого света у Господа нет.
«Зачем? – упирается современник. – Не хочу!» – но тогда это значит оставаться во мраке.
Сейчас так же, как и веком ранее, наступают исповеднические времена. Нападки-нападки-нападки: на священников, на епископат, на Святейшего, – и вся эта ругань незаметно, может быть, и для тех, кто ее изрыгает, переходит на Самого Христа. Это очень похоже на то, что уже было 100 лет назад.
Лет 30 назад один старенький священник, озираясь так вокруг, недоумевал:
– Покаяния-то почему нет?
На его веку духовенство и верующих мирян расстреливали, гнобили – и никто даже прощения не попросил… Сколько в нашей стране людей в XX веке уничтожено! И что? Как будто так и надо?
Быть православным и сейчас уже стало не «модно». Вот спросят вас в троллейбусе, проезжающем мимо храма:
– И ты, что ли, верующий?
– Конечно, верующий! – ответишь так и перекрестишься: значит, исповедовал Христа!
Ответишь так; «Конечно, верующий!» – и перекрестишься: значит, исповедовал Христа! А отмолчишься – постыдился
А отмолчишься да отвернешься – постыдился.
Сказано: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8: 38).
«Силою Креста Твоего, Христе, утверди мое помышление», – поем в одном из ирмосов.
Расскажу такую историю. Лет 30 назад в Москве один псаломщик на всенощном бдении, прочитав канон, зашел в алтарь и вместо того, чтобы поклониться священнику, взял и поклонился диакону! А дело в том, что после того, как заканчивается чтение канона, полагается зайти в алтарь, перекреститься и поклониться настоятелю или архиерею, если он служит. А тут вдруг псаломщик поклонился диакону… Тот, уразумев, что это некая шутка, возьми да и ответно благослови его так, как это делает архиерей или священник. Но руку сложил так, как могут и миряне благословлять, например своего сына или дочку. И вдруг из его руки благословляющего буквально зримо пошла сила – сила крестного знамения! – такая, что они оба, эти шутники, уже не на шутку испугались: и диакон весь затрясся, и псаломщик затрепетал – и оба разбежались по разным углам алтаря.
Укрепи нас, Господи, в исповедании Креста Твоего, даруй нам твердо и не изнемогая нести свой маленький-маленький крестик, данный нам десницею Твоею, дабы и нам приблизиться хоть немножечко ко всем святым Твоим. Аминь.
14 августа 2018 г.