Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Картинки с клироса

Ощущение того, что службу можно творить, рождается с первых нот, с первого взгляда на регента и священника. Потом оно с трепетом поселяется в душе. Говорят, на всю жизнь. Еще говорят – чтобы творить службу, порой достаточно горячей веры, любви, прилежания и постоянства. Вот несколько зарисовок, отвечающих на вопрос: «Почему?».

Народное славословие

Когда Литургия заканчивается, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы Покровска наступает время объятий. Прихожане бегут к хору и его регенту Наталье – поблагодарить и немножко поплакать. От радости, конечно. От того, что Богу можно приносить и молитву сокровенную, и молитву реальную во времени и пространстве. Всем вместе.

– Когда человек поет, он молится. Да и как не петь, когда Господь дал такую возможность? – рассказывает настоятель протоиерей Роман Коздринь. Батюшка служит уже тридцать лет. На Украине, откуда он родом, традиция народного храмового пения очень развита и крепка, и своих прихожан он видит исключительно поющими. Наверное, это Промысл Божий. Потому что такими их изначально видели и прежний настоятель протоиерей Владимир Серов, и регент.

Наталья Горностаева не раздумывала над благословением – учить петь прихожан, пока собирается настоящий хор. Она поехала в только что открывшийся храм, чтобы поделиться самым прекрасным знанием. У нее нет музыкального образования, зато есть слух, регентское чутье, любовь к людям и личный бесценный опыт. Его она готова отдавать даром. Чтобы общее дело жило. Чтобы родной храм наполнялся народным славословием.

– Мне с народом легко, – говорит Наталья. Год за годом, службу за службой регент берет одни и те же песнопения, иногда по просьбе батюшки учит новенькое. Ложащееся на слух, западающее в душу. И за двенадцать лет ни капли усталости и скуки от внешнего однообразия. Только одобрение настоятеля и ревностное послушание самих певчих-прихожан.

Каждый воскресный день храм для них – это место молитвы и учебы. Наталья поворачивается к народу и взмахом руки просит присоединиться к хору. Ответ не заставляет себя ждать. И с каждым разом он звучит все увереннее, чище. Верующие подхватывают первый голос, и Литургия начинается. А какая – обычная, праздничная или архиерейская – не важно. Важно, что они могут полностью спеть любую. Удобный, мелодичный, молитвенный репертуар, заботливо подобранный отцом Романом и Натальей, выучен не умом, а сердцем. Оттого так напевно и приятно льются ектении, антифоны, «Херувимская», «Милость мира» и много-много других любимых песнопений. Оттого так радостно и легко в этом маленьком храме молиться и служить – и настоятелю, и Архипастырю.

Летняя служба

Свежий волжский ветер гуляет по пустынной набережной «Гардарики» – православного детского лагеря Покровской епархии. Тишину нарушает далекий звонкий напев. В нескольких метрах отсюда стоит вместительная палатка. На деле – походный, самый настоящий храм. И в нем совершается самая настоящая Литургия. Детская и потому такая простая и теплая. Матушка Марина Шевченко плавно ведет основной голос, поддерживая поющих мальчишек и девчонок. Она считает себя самым счастливым человеком, потому что вокруг нее за раз собирается больше сотни детей – и все они молятся, поют Богу. В течение многих лет в летние месяцы регент хора Свято-Никольского храма без раздумий оставляет Дьяковку и едет в «Гардарику» – к своим детям. Такое у нее послушание.

– Сначала было трудно. Большинство ребят петь не умели, а если и пели, то не чисто. Хорошо, что мне помогала дочка, Лиза. Так мы и работали, – вспоминает матушка. И работа была оценена. Со временем Господь послал на выручку детей, которые знакомы с церковным пением, знают гласы, слушают друг друга и слушаются матушку. А она старательно проводит ежедневные спевки – разучивает партии знакомых и любимых произведений, рассказывает о богослужении, о том, что церковное пение должно быть не только молитвенным, но и красивым, что оно воспитывает душевно и духовно, помогает преодолевать трудности и идти к Богу. Это самое важное, что матушка Марина хочет донести до своих воспитанников. И на это у нее есть чуть меньше месяца.

Дни в «Гардарике» летят. Крепкий хоровой коллектив формируется только к концу смены, к моменту, когда уже пора собираться вокруг прощального костра. Но даже этот короткий временной отрезок ценен. Пусть за три недели невозможно научить петь, пусть не все обладают выдающимися данными, пусть в палатке жуткая акустика и звук уходит в песок. Зато всенощное бдение и Литургия здесь проходят спокойно и мягко, здесь у нее свой маленький хор и большая группа поддержки, здесь есть хорошее пение и много любви. Сюда определенно стоит возвращаться.

Семейное дело

Храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Озинках как будто дотягивается до небес. Величественно и с размахом. Внутри у него – целый мир, в котором есть место и занятие каждому. По душе и по силам. И как-то так получается, что для многих это пение. Самый естественный способ послужить Богу. Регент Юлия Васильевна Пономарева делает его еще и доступным для прихожан всех возрастов. Раз в неделю она встречается со своими ученицами – их около тридцати – и погружается в работу. Скрупулезную, тончайшую. По благословению настоятеля протоиерея Стахия Жулина она берет на занятия и на клирос одни и те же песнопения, легкие монастырские и обиходные распевы. И это значит только одно: служба здесь – действительно общее дело. Поет не только хор, поет весь храм.

Собираясь на спевку, Юлия Васильевна думает о том, сколько нужно всего успеть – разобрать богослужебные тексты, показать интересный обучающий фильм… Всего-то – сделать все, что может приблизить к пониманию того, что есть церковное пение и Кому оно посвящено.

После оперного театра и больших хоров крупных саратовских храмов переключиться на любительский уровень сложно. У высокой цели сделать церковное пение народным достоянием есть обратная сторона – техническая. Правильное звукоизвлечение, интонация, координация между слухом и голосом – это не пустые слова. Это основа основ. Без попадания в ноты пения не будет… Но на то Юлия Васильевна и профессионал, христианка. Укрепленная верой и добрым отношением к ближним, она добилась того, что верующие выучили песнопения Литургии и Пасхи и осилили двухголосие. Так-то.

– Нельзя отталкивать людей, которые хотят послужить Богу, научиться клиросному пению. Если не будет любителей, на многих приходах не будет хоров вообще, – размышляет регент. Для нее самое ценное – это вера прихожан, упорство и желание славить Бога единым сердцем и едиными устами. А самое удивительное – незамедлительное благословение свыше. На глазах, хоть и не сразу, люди без хорошего слуха и голоса начинают петь.

…Тонкие, полетные девичьи голоса заполняют храмовое пространство. Юлия Васильевна окружена самым дорогим, что у нее есть, – своей семьей. Своими постоянными певчими. За ее рукой точно выводят мелодию дочь Людмила, педагог музыкальной школы, и внучки Ксения, Екатерина, Александра, Елизавета. И еще три опытные любительницы. Регент такого не говорит, но почему-то кажется, что этот хор – ее главное детище. Созданное не учебным планом, а личным примером веры и любви. Самой жизнью. Просто ее девочки захотели скромно встать рядом со старшими, научиться слушать и осторожно подпевать, не нарушая стройности молитвы. Захотели стать частью одного целого и прекрасного – церковного хора и приходской семьи.

А какая семья без детей? Несколько раз в году в пение клироса вливаются десятки неокрепших голосов. Наконец-то Литургию разрешают спеть воспитанникам воскресной школы. Это радость и большая ответственность – вот так долго заниматься и однажды выйти и совсем как взрослые послужить Богу, побыть певчими по-настоящему. Юлия Васильевна и матушка Людмила говорят, что это только начало. Когда-нибудь редкая детская одноголосная Литургия станет для прихода делом постоянным. Но точно не обыденным.

Пожелание Архиерея

– Вот они, наши соловушки, наши колокольчики! – бабушки-прихожанки проводят ласковым взглядом маленьких клирошанок. Девочек теперь можно звать именно так. Они заслужили – достойно дебютировали на Литургии – архиерейской. И тем самым исполнили благословение огромной духовной силы – архиерейское. Да так, что Владыка Пахомий даже пожалел, что взял с собой солистов из хора – тоже архиерейского. Пошутил, наверное, но все равно – для девочек это самая большая похвала. Как посвящение в певчие.

За несколько месяцев до этого события уроки в воскресной школе Свято-Никольского храма в Ершове шли как обычно. Почти. В расписании только добавился новый предмет – церковное пение. Или, как называет его настоятель священник Кирилл Бауков, основа литургической жизни. В храмовой молитве все-все должны участвовать, так ведь? И лучше всего с детства – со времени, когда человек впитывает все необходимое для жизни.

На уроках Анны Карповой, певчей храма, а теперь еще и педагога, попеременно занимается три группы. И никогда здесь не увидеть потухших и скучающих глаз. Здесь учатся азам музыки и молитве сразу на два голоса. Анна смеется – это такая уловка, чтобы детки не воспринимали пение по партиям как нечто сложное. Она не боится трудностей и ответственности – она находит ответы на все детские вопросы, находит ключик к сердцу каждого ребенка. Она очень любит свое дело, но еще больше тех, кого ему обучает.

Для архиерейской службы педагог выбирает ектении. Для первого раза этого вполне достаточно. Дело вовсе не в количестве, а в качестве исполнения – умении слышать тон, вступать вовремя, понимать руку регента, отчетливо, осознанно произносить текст, точно и на дыхании воспроизводить мелодию. Дело в профессиональном подходе даже к коротеньким и незамысловатым ектениям. И еще в том, что церковное искусство в освоении поддается только тем, кто много и ревностно трудится, постепенно переплавляя желание в умение.

 

Дарья Хохлова
Теги: клирос, церковный хор, церковное пение, регент.
Оставить комментарий
Поделиться в: