Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Недетские вопросы про детей

Ставит их жизнь перед родителями почти ежедневно. А может, и чаще, но честно ли мы ищем на них ответ? Готовы трудиться, чтобы ответы воплотить в собственной жизни? Наши читатели задают эти вопросы, а педагог Ирина Валерьевна Струкачева размышляет на заданные темы. Надеемся, кто-то увидит здесь собственную проблему и, что важнее, пути ее решения.

Ну и гад-же-ты, или Что делать с зависимостью от них?

Во времена моего детства врачи и педагоги на полном серьезе говорили о том, что находиться перед экраном детям можно 30 минут, а взрослым один час. Если учесть набор тогдашних передач на двух каналах Советского Союза, среднестатистический меломан, прослушав целиком пятую симфонию Бетховена, первую серию Штирлица должен был бы досмотреть до половины, чтобы сберечь здоровье. Сейчас об этом смешно вспоминать. Но у ученых того времени не было статистического материала о влиянии телевизора на зрителя, сидящего у экрана по пять часов в день в течение 20 лет. Телевизор тогда был новинкой.

Сейчас о влиянии на развитие и здоровье тех, кто провел детство с гаджетом, говорить пока рано. Это всего одно поколение, не достигшее зрелого возраста, – совсем не тянет на репрезентативную выборку.

Повод для нашей тревоги – формирование зависимости. Но зависимость бывает разная. Представляете, было даже время, когда и круглосуточно включенный радиоприемник тоже считали формой зависимости.

– Петрович, выключи ты, наконец, эту мозгодробилку. Ты умом скоро тронешься.

– Не могу! Жена пилит, теща скребет, прораб гнобит… а включу радио – и удои растут, и БАМ строят, и в космос летают, и Пугачева с Шульженко в перерыве поют. Значит, хорошо, в принципе, живу.

Есть общее у Петровича и у человека с гаджетом. Жизнь невзрачна и пресна. Нажимаешь некий «эскейп» – а в ВК уже 20 лайков, в игре – новый уровень, а в перерыве какой-нибудь Стас Михайлов или «скибиди-ва-па-па».

Когда взрослые начинают вспоминать, какие в нашем детстве были дворы, игры, прогулки, друзья – я скажу: «А помните “Электронику «Ну погоди!»”, где волк ловил яйца? Один такой девайс мог тогда парализовать все игры и затеи двора и все перемены в школе. Один бы играл, пятеро ждали очереди, а остальные бы глядели в экран из-за спины». Благо, эти игрушки в то время могли купить единицы избранных.

Тогда хочешь не хочешь, надо было искать друзей, собираться в компании и придумывать новые и новые развлечения. В библиотеку шли добровольно и втягивались в чтение, потому что из детских программ были 15-минутный мультик, «В гостях у сказки» по субботам, а детский фильм – хорошо, если раз в неделю.

Мы, ограничивая детей в гаджетах, что им сейчас предлагаем? «Почитай». А сами-то мы тем временем прочно сидим в ВК или смотрим сериал. И на вопрос ребенка: «Что вы делаете в сети?» — нет смысла врать: «Я читаю Льва Толстого». Такой ответ научит тому, что читать скучно, но приходится время от времени делать вид, что читаешь. Если вы любите чтение и хотите, чтобы ребенок читал, читайте вместе. И читайте без него. И слушайте аудиокниги во время домашних дел. Но не отнимайте права любить то, что он любит.

«Погуляй» – даже во время семейной прогулки, за столиком в кафе, даже в гостях у бабушки, мама, папа, дочка сидят, уткнувшись в свой телефон. А мелкий, у которого айфона пока что нет, всем им мешает.

Или еще: «Займись уроками». Вы серьезно? Вы действительно собираетесь увлечь ребенка этим проектом вместо того, чтобы играть в компьютере? Если бы сейчас мне было лет 10 и даже меньше, я бы сразу поняла, что это манипуляция и обман. Уроки я должна делать в угоду взрослым, чаще всего не понимая, для чего. А айфон мне приносит настоящее удовольствие. И что я выберу?

И что, не обращать внимания, если ребенок проводит все свободное время с телефоном? Вовсе нет! Его послание нам в этот момент таково: «Дорогие мои родители, мне нечем с вами заняться, не о чем говорить, ваш мир – тоскливая бодяга, по сравнению с тем, что я могу найти тут в два клика». Самое странное и жестокое, что мы можем после этого сделать, – это запретить человеку его мир. Одним махом смять его бумажный городок и не дать взамен ничего. Если я хочу, чтобы у человека было в жизни что-то, кроме айфона, чтобы он не сбегал от меня туда, мне самому надо показать нечто увлекательное и полезное, начать жить так красиво, полноценно, увлеченно, чтоб другому человеку захотелось присоединиться к моему делу.

Увлечь можно лишь тем, от чего сам получаешь удовольствие. Так чем из этого вы готовы поделиться с детьми? Сделать свою среду по-настоящему яркой, интересной, творческой. Чтобы и родному нашему ребенку очень-очень захотелось пожить в ней. Вместе с нами.

Детская ревность и как ее избежать?

«Старшей 2,6, младшей – 2 месяца. Старшая чувствует теперь нехватку внимания и делает назло, не слушается. Можно ли наказывать и как?» Представьте себя на месте старшей сестренки в этой ситуации. Представьте, что вы при появлении нового сотрудника на работе (или невестки в семье) теряете часть внимания значимого вам человека – босса или сына. Согласитесь, не всякому взрослому удается достойно вести себя в такой ситуации. А до семи лет дети вообще не мыслят нравственными категориями – они лишь считывают эмоции взрослых по всякому поводу, делая свои выводы.

И вот босс (или сын) увидел, что вам стало труднее существовать в расширенном коллективе (или семье) и наказал вас за это. Вы чувствуете в себе силы дослушать эту садистскую историю до конца или прекратим уже?

«Делает назло» – это послание вам о том, что лучше хоть какое-то внимание, чем никакого. Взрослый, если разобраться, сам понимает, что отговорки типа: «Мы и тебя тоже любим, но так получилось… малыш требует внимания…» – дела не меняют. Мало того, учуяв вашу эмоцию вины, большинство детей быстро воспользуются ею для манипуляций. Старшая дочка должна понимать, насколько она важна маме. Особенно теперь. И пусть она находится внутри процесса заботы о младшей сестренке. Это прибавит ей значимости и подымет ее статус.

Просите помощи у старшей девочки, когда заботитесь о младшей. Советуйтесь с ней, какую лучше выбрать погремушку, кофточку в магазине. Прямо так скажите: «Оля, ты недавно была такой же лялечкой и, наверно, помнишь, что тебе нравилось. А я давно выросла и все забыла. Ты мне подскажи, какой из этих двух мячиков ей понравится», – и это не будет ложью или отговоркой, это будет Олиным вкладом в воспитание сестры.

– Ой, какая Катя маленькая и беспомощная! А Оля – большая. Оля, какие мы наденем ей носочки? Помоги надеть ей носок, она пока что не умеет.

– Не умеет наша Катя бутылочку держать. А Оля ей поможет? Замерзла Катя, а Оля ее укроет одеялом? – находите новые и новые поводы позаботиться о малышке и почувствовать себя старшей и компетентной. Но, конечно, не забывайте, что перед вами ребенок, а не нянька. Забота о маленьком должна быть в радость.

И еще, если у вас до рождения малыша было какое-то уединенное занятие – прогулка, настольная игра, рукоделие, – продолжайте время от времени уединяться со старшей, пока папа или бабушка гуляют с малышом. А потом постепенно подключайте к этим занятиям и малышку.

Ирина Струкачева
Поделиться в: