Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Зачем Гоголю мистика?» - писателю посвятили встречу в Клубе любителей культуры

«Зачем Гоголю мистика?» - очередная встреча в клубе любителей культуры была посвящена  таинственному  миру мистических повестей писателя.

Более загадочного  писателя в русской литературе, чем Гоголь,  найти трудно. О нем много спорили при жизни писателя и продолжают спорить по сей день. Святитель Игнатий Брянчанинов видел в Гоголе смешение света и тьмы, религиозный философ и литературный критик Василий Розанов называл гоголевский смех сатанинским,  говорили даже,  что писатель разжигает нездоровый мистицизм, заигрывает со злом.   И сегодня споры продолжаются, они сводятся к тому, был Гоголь мистиком или нет?  Ведь  человек, верующий в Бога, находящийся в лоне Церкви, не может быть мистиком.

Кем был Гоголь на самом деле, что пытался сказать своими книгами, зачем пугал читателя всякими упырями, ведьмам и  приведениями –в этих непростых вопросах творчества одного из величайших классиков русской литературы разбирались гость клуба священник Аркадий Махсумов и  его постоянная ведущая Ольга Стрелкова.  Она рассказала о судьбе писателя, впитавшего с раннего детства украинскую культуру,  наполненную разного рода легендами, поверьями, языческими обрядами.  Семья писателя была очень религиозной, но при этом так же верила в сны, гаданья, христианство   переплеталось с язычеством, и в этой атмосфере прошло детство Гоголя.  Мистические образы прочно вошли в сознание писателя, стали частью его творчества. И если в повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» нечистая сила вызывает смех и веселье, то в самом мистическом произведение «Вий» писатель показывает, как зло проникает в душу человека, не имеющего крепкой веры для борьбы с ним.                       

«По сути, герой повести   философ  Хома вступает в духовную брань с бесами, не прося  помощи у Бога, и проигрывает этот смертельный поединок», - отметила ведущая.  

Так от чего погиб Хома? От страха или своего маловерия?  Отвечая на этот вопрос, отец Аркадий  сказал: «Страх, конечно, вызывает  и отчаяние,  и чувство беспомощности, но если человек с Богом, никакая нечистая сила его не одолеет. Гоголь прекрасно знал, что монахов в монастырях злые духи не раз искушали, и даже причиняли им физические страдания,  но они побеждали их молитвой. В герое повести был тот духовный изъян, который и дал возможность нечистой силе одержать победу над ним».

Интересным открытием стал для слушателей и разговор ведущих о самом спорном произведение писателя – повести «Шинель».                        

Принято считать, что повесть «Шинель» - это повествование о «маленьком человеке», забитом, глубоко несчастном, никому не нужном. «На самом деле, -   сказал отец Аркадий, «Шинель» — это прит­ча, в которой показано, как кроткий, смиренный, почти что святой человек может впасть в грех, стать рабом своих страстей и погибнуть духовно. Главное в повести происходит не на петербургских улицах, не в департаменте, где служит Акакий Акакиевич, а в его душе.  Цель православного человека - духовное совершенствование. Для Акакия Акакиевича  высшей идеей стала обычна вещь - шинель. И когда герой её лишается, жить ему становится незачем, он умирает».

 Продолжая беседу, ведущие отметили,  что Гоголь в этой повести доводит до читателя евангельскую истину: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут». (Мф. 6;19).

Заканчивается повесть вполне в духе Гоголя – мистически. По Петербургу носится приведение и срывает с чиновников шинели. Сердце Акакия Акакиевича  остается на земле, неприкаянная его душа мечется в поисках  шинели, она прилипла к ней. Жизнь без Бога приводит человека к духовной гибели. В этом христианский смысл повести, делающий её бессмертной.

Не сразу проявляется религиозный  смысл еще одного бессмертного произведения Гоголя – повести «Портрет». Она посвящена проблеме творчества, отношению художника к своему таланту, к тому особому дару, который приближает человека к Богу. Гоголь, обращая внимание читателя на казалось бы незначительные детали,  показывает, как  постепенно Чартков превращается из талантливого художника в злого завистливого демона и умирает в  приступе бешенства.

«Гоголь через мистические образы указывает нам на человеческие пороки, уродливые черты в душах людей, их внутренние болезни. Таков его художественный мир. И проникая в него, православный читатель не только наслаждается прекрасной  прозой русского классика, но  глубже понимает творчество гения, растет духовно на его произведениях», - завершила ведущая клуба беседу о мистике в творчестве  писателя.

Участники клуба любителей культуры поблагодарили ведущих за интересный разговор, отметив, что после него появилось желание перечитать известные со школьной скамьи произведения,  вникая в их  глубокий христианский смысл.

 

Пресс-служба Покровской епархии
Теги: Клуб любителей культуры, Покровское благочиние, образование, Читаем классиков сегодня.
Поделиться в: