Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Уроки Рождественских чтений

Международные Рождественские образовательные чтения — это перерождение, улучшенная и обогащенная версия скромной конференции православных педагогов. С 1992 года специалисты сферы образования делились опытом, рассказывали об успехах и открытиях, но главное — непрерывно учились, извлекая добрые уроки. Какие же уроки получили представители педагогического сообщества Покровской епархии?

 

 

Елена Владимировна Аристархова, старший методист кафедры гуманитарного и эстетического образования Саратовского областного института развития образования:

– Я курирую два направления: внедрение православного компонента в дошкольное образование и методическое сопровождение курса ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Поэтому посетила соответствующие секции. Меня интересовало все, что связано с нормативно-правовой базой, сопровождающей направления моей работы. Я узнала, какие нормативные документы необходимы, чтобы православный компонент можно было ввести уже на дошкольной ступени. Представители Саратовской области – докладчики из Балашова и ЗАТО Шиханы – рассказали о своем опыте работы в данном вопросе. Этот опыт мы можем успешно использовать. Также мне было интересно побывать на секции, посвященной модулю ОПК (Основы православной культуры). Здесь делились формами работы с учениками и родителями, говорили об учебниках, вышедших из употребления, об изменениях, которые готовятся в федеральном перечне учебников. Для меня как для методиста это очень важно, ведь педагогов нужно направить. На круглом столе «Духовно-нравственное образование в Литве» был представлен опыт преподавания православной культуры с 1-й по 12-й класс. Сначала ребят знакомят с основами, а в старших классах — интерактивные занятия с применением заложенных ранее знаний в жизни. Участники круглого стола также представили свою издательскую продукцию, которую можно получить и в электронном виде.

Елена Геннадиевна Борисова, начальник управления образования Федоровского муниципального района:

— В Рождественских чтениях я участвую впервые. Меня впечатлило, что в форуме участвуют педагогические работники и духовенство, так как это говорит об определенном взаимодействии структур в сфере духовно-нравственного воспитания. На одной из секций прозвучало предложение об улучшении результата работы путем систематизации таких партнерских взаимоотношений и предложение об изучении ОПК не только в начальной, но и старшей школе. Также я познакомилась с грантовым конкурсом «Православная инициатива» и проектами-победителями. Примечательно, что замыслы проектов мы можем реализовать у нас. Заслужила внимание и телеигра «Зерно истины». После более подробного знакомства с ней у меня также родились идеи для наших сельских школ. Мы можем начать с того, что определим дату игры и дадим время на подготовку, в течение которого дети будут познавать историю, культуру, православную веру, научатся работать в команде и за короткое время мобилизовать полученные знания. Эта игра напоминает мне «Что? Где? Когда?», только с православным уклоном. Думаю, мы проведем такую игру. Это позволит нам оценить уровень знаний по ОПК и эффективность этого предмета.

Наталья Федоровна Саламаткина, начальник управления образования администрации Дергачевского муниципального района:

— Я впервые посетила этот форум. Конечно, масштаб поражает. В первую очередь я посетила те секции, которые помогут мне в работе. Секция, посвященная дошкольному образованию, началась с вопроса о формировании программы в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и о использовании православного компонента и актуальных методик. Участники представляли опыт конкретных образовательных учреждений. Понравилось выступление заведующей детского сада «Золотой ключик» города Балашова и рассказ о программе «Добрый мир» Л. Л. Шевченко. Еще запомнилась педагогическая мастерская «Поезд творческих идей» — совместный проект Екатеринодарской и Кубанской епархий и Минобрнауки Краснодарского края, секции и мастер-классы, посвященные народной культуре и традициям. Считаю, что поездка даст новый импульс в работе, во взаимодействии с представителями местного храма. Конечно, работа, о которой я узнала на секциях, у нас тоже ведется, но теперь я знаю, как сделать ее лучше и интереснее.

Татьяна Германовна Белякова, руководитель отдела по благотворительности и социальному служению Покровской епархии:

— Для меня особенно полезной оказалась секция «Человек и зависимость: технологии церковной помощи». В нашей епархии работа с зависимыми людьми ведется, но пока не так, как хотелось бы, в связи с этим мне было интересно узнать, как эта работа налажена в других округах. Прозвучало много достойных докладов и предложений. Например, протоиерей Александр Новопашин рассказал о фильме «Меня это не касается», и я думаю, мы обязательно должны показать этот фильм нашей молодежи. Еще я узнала, что в Московской Патриархии действует 75 реабилитационных центров, и теперь мы можем помимо бесед предложить реальную помощь — направить человека на лечение в какой-либо центр. Также я взяла на заметку опыт разных епархий по созданию кабинетов первичного приема, о привлечении к этой работе координаторов — врачей-наркологов, священников. В общем, узнала, с чего нужно начать. Большой спор вызвала реабилитационная программа «12 шагов», разработанная в штате Миннесота. Эту программу у нас используют, и довольно эффективно. Священники ее поддерживают, Патриарх Кирилл тоже высказался положительно. Единственная загвоздка — молитва. В программе каждый может обратиться к своему Богу, но для православных это канонически недопустимо, поэтому поступили предложения адаптировать программу для нас. Мне понравилось, что участники секций открыты для диалога, охотно делятся опытом и поддерживают друг друга.

Алексий Талалаев, священник, помощник благочинного Покровского округа по религиозному образованию и катехизации:

– Наибольший интерес для меня представляли секции, связанные с моей деятельностью: религиозное образование в воскресных школах, детских садах и т.д. Детские сады – не новое направление, опыт обширен, в том числе и в нашей епархии. Упор сделан на секции, посвященные непрерывному дошкольному образованию с использованием православного компонента. Были представлены нормативные документы, регламентирующие работу с детскими садами. Это значит, что мы имеем право вносить религиозный компонент в воспитание детей в детском саду. Также я узнал о методических разработках и программах для работы с детьми. На данный момент их не так много, это вполне можно использовать как базу, в которую можно привносить что-то свое. Очень важной оказалась секция по катехизации на приходе. Большой интерес вызвала презентация об основных методах катехизации, практике раскрытия ключевых тем вероучения, нравственности перед Крещением и после и выступление о способах катехизации, основанных на богослужебных текстах октоиха и триоди. Здесь предлагается говорить о содержании текстов и применении их в жизни. Однако этот способ применим для последующей катехизации. Для тех, кто только пришел в храм, этот способ будет отвлеченным.

Наталья Леонардовна Бударина, помощник благочинного Балаковского округа по религиозному образованию и катехизации, директор воскресной школы Свято-Троицкого храма г. Балаково:

— Секции, имеющие отношение к работе воскресных школ и катехизации, дали мне много нового. В нашей воскресной школе мы занимаемся не только образованием, но и организацией летнего отдыха, поэтому доклады об организации летнего отдыха, эффективных методиках находили у меня живой отклик. В рамках секции «Методические аспекты организации просветительной деятельности в воскресных школах» участники говорили о поиске альтернативных методик преподавания. Я согласна с мнением, что систему общего образования нельзя применять к воскресным школам, потому как воскресная школа не только учит, но и воспитывает. На личном примере. А что это такое? Это семья. Поэтому нужно работать с семьей, привлечь в воскресную школу именно семью. Кроме того, настоящим открытием для меня стал метод усвоения материала под названием «Дети детям». То есть педагог рассказывает ребенку о какой-то заповеди и, чтобы узнать, как это понял ребенок, предлагает ему пересказать услышанное другому ребенку. Вот это очень понравилось. Но самое важное — я поняла, что мы движемся в нужном направлении, и об этом нам тоже следует рассказывать.

Юлия Кабдуллаевна Земскова, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Покровской епархии (ОРОИК):

– Я была на совещании, где обсуждали деятельность воскресных учебно-воспитательных групп и воскресных школ. Есть спорные вопросы, но работать нам будет легче, так как многие нормативные документы упростили для новообразованных епархий. Во многом требования остались прежними, аттестации будут продолжаться, что позволит педагогам подтянуться до определенного уровня. Порадовало и то, что мы имеем право использовать авторские методические разработки. На мастер-классах, посвященных грантовому конкурсу «Православная инициатива», увидела множество хороших, доступных и понятных материалов о новомучниках. Их можно применять в школе. Педагогам, кстати, можно и нужно участвовать в конкурсе. Это будет большим подспорьем в их работе. Меня впечатлил опыт Нижегородской и Тамбовской митрополий. Так, в каждой митрополии есть коллегия, куда входят руководители епархиальных ОРОИК. Это здорово, потому что взаимодействие, обмен мнениями, поддержка, формирование единой линии работы с образовательными заведениями должны быть. И конечно, порадовало, что мы многочисленной делегацией, вместе с педагогами съездили в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру к преподобному Сергию, в Зачатьевский и Донской монастыри, Марфо-Мариинскую обитель, побывали в Свято-Ильинском храме в Обыденском переулке. Другими словами, получили пользу и для работы, и для души.

Евгения Леонидовна Земскова, секретарь отдела религиозного образования и катехизации Покровской епархии (ОРОИК):

— В этом году мы привезли на чтения методические пособия и контрольно-измерительные материалы по нескольким предметам: Ветхий Завет, История Церкви, Новый Завет. Это разработки коллектива педагогов нашего Покровского епархиального образовательного центра, плод десятилетней работы. Пособия пользовались спросом и вызывали интерес. Чтения дали возможность распространить наши наработки и тем самым рассказать о нашей епархии. Важен и тот факт, что к нам обратились не только по вопросам приобретения, но и редакции. Таким образом, мы сможем улучшить пособия. Но в целом нашей работой остались довольны. Рабочая тетрадь не требует учебника, в методичке все подробно расписано, каждый урок поделен на части, в качестве закрепления знаний предлагаются творческие тематические задания. Этот материал подойдет и дошкольникам, так как при создании пособий мы ориентировались на стандарт (Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации) и, соответственно, разрабатывали материал для первой ступени обучения. Контрольно-измерительные материалы универсальны, по ним можно сформировать проверочную работу на свой вкус. Все это педагогам понравилось, потому как это сделано логично и на основе личного опыта.

Тамара Николаевна Кацуба, помощник благочинного Андреевского округа по религиозному образованию и катехизации, руководитель РМО ОРКСЭ Марксовского района, учитель курса ОРКСЭ и физики:

— Среди прочих мне понравилась секция «Актуальные методики катехизации». Я получила целостное представление о своей работе. Мне импонирует идея создания семейного клуба как средства катехизации. В таком клубе можно вести все виды работы: просветительскую, культурную, социальную, оздоровительную и др. Тем более что у нас на приходе есть семьи, готовые поддержать эту идею. В продолжение я посетила секцию «Большая семья в современном мире». Впечатлила и выставка «Война и милосердие: уроки истории», где представлены фото из архивов Международного комитета Красного Креста (МККК), Государственного музея современной истории и ТАСС. Смотришь на лица и поражаешься, что в такое трудное и страшное время люди находили силы проявлять милосердие. Здесь я почерпнула новые идеи и думаю, что смогу их воплотить в наших муниципальных Свято-Елизаветинских чтениях. Очень много пособий, проектов и образовательных программ было представлено на конференции, посвященной воспитанию почитания памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Ирина Вячеславовна Козлова, учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 г. Покровска (Энгельса), учитель курса ОРКСЭ:

— Такие поездки очень помогают в работе. По крайней мере, мне. Я вижу: то, что мы делаем — хорошо, потому что мы делаем это не одни. Я побывала в московской школе с этнокультурным русским компонентом образования № 1148 им. Ф. М. Достоевского. Кстати, не в первый раз. В этом году педагоги рассказали о проектной деятельности, о том, как они реализовывают этнокультурный компонент. В школе русские традиции представляют как часть православной культуры. Модуль ОПК идет в школе с 1-й по 4-й класс, но дальше обучение не прекращается. Изучение ОПК продолжается через изучение народного декоративно-прикладного творчества. Хорошо налажена работа с родителями. Связь с семьей здесь особенно важна, потому как всё, что делают педагоги, должно находить отклик в семье. Проектная деятельность школы была связана с годовым кругом праздников. Нам представили «Зимние праздники радости: Рождество, Крещение и Сретение». В нашей школе такая форма работы тоже ведется, но все равно приятно понимать, что, находясь далеко друг от друга, имея разный статус, мы делаем одно дело. Потом я посетила выставку на ВДНХ «Россия — моя история», интерактивную экспозицию «Рюриковичи». Это кладезь радости и знаний для детей. Впечатляют технологии. Например, лежит книга с чистыми страницами, как только переворачиваешь одну, на ней вдруг проявляется текст и картинка. Для ребенка это настоящее чудо. Еще понравилось, что на выставке можно увидеть цитаты святых. Складывается впечатление, что ты общаешься с историческими деятелями, святыми подвижниками.

Елена Викторовна Бурмистрова, учитель истории и обществознания СОШ им. М. В. Скворцова с. Березовая Лука Духовицкого района, преподаватель ОПК, руководитель РМО учителей, преподающих ОРКСЭ:

— На Рождественские чтения я попала впервые, хотя знала о них давно. Эмоций и впечатлений, конечно, много. Дух сотрудничества, взаимодействия, ощущение, что все вместе мы делаем очень важное, нужное для нашей страны, нашего общества дело. Возможность общения с единомышленниками, возможность поделиться проблемами, найти ответы на вопросы — все это дали Рождественские чтения. Было много встреч с интересными, неравнодушными людьми, было обсуждение важных для всех участников чтений вопросов. На секции «Духовно-нравственное воспитание в Крыму» в ходе круглого стола «Современный школьник и традиция: как заинтересовать?» я познакомилась с опытом Симферопольской и Крымской епархии по организации телеигры знатоков православной культуры «Зерно истины». Она пользуется популярностью не только в Крыму, в ней участвуют команды из разных регионов России и стран ближнего зарубежья. Надеюсь, что в своей школе, а в будущем и в школах района, мы разработаем и будем проводить подобный конкурс.

Записала Дарья Хохлова

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: