Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Сретение Господне: радость, не знающая разочарования

События из жизни Иисуса Христа очень дороги верующим и потому с особым почтением отмечены в календаре церковной жизни. Сретение Господне, которое в переводе с церковнославянского значит «встреча» и празднуется 15 февраля, как раз одно из таких по-настоящему важных событий. Для самого человека. Ведь что может быть важнее встречи с Богом? Об этом рассуждает руководитель отдела молодежного служения Покровской епархии священник Аркадий Махсумов.

 

— Отец Аркадий, мы знаем, что Сретение — это встреча. Пожалуйста, расскажите, что это за встреча?

— В этот праздник мы снова встречаем Богомладенца Христа. Господа в младенчестве на страницах Писания мы видим всего трижды: на Рождество, Обрезание и Сретение. Известно, что по закону Моисееву каждая семья должна была принести рожденного ребенка в Иерусалимский Храм по прошествии сорока дней и совершить обряд посвящения Богу. Этот закон исполнили Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник. И мы видим не просто Младенца на руках Матери, но Установителя Закона, порядка всей жизни — Бога, смирившегося, пришедшего в мир в образе человека, чтобы не нарушить закон, но исполнить (ср.: Мф. 5, 17).

Здесь же в лице последних представителей пророческих времен — праведных старца Симеона и Анны Пророчицы — предстает ветхое человечество, встречающее Христа. Старец Симеон берет Младенца на руки и произносит: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29–32). По Преданию, праведник был одним из семидесяти двух толковников, переводивших Ветхий Завет для Александрийской библиотеки. При переводе книги пророка Исаии он увидел слова: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14). Старец подумал, что в тексте ошибка — дева не может родить. Он решил написать «молодая женщина» или «жена». Тогда Симеону явился Ангел и сказал, что за свое сомнение он будет жить, пока не увидит Спасителя, родившегося от Пречистой Девы (см.: Лк. 2, 25–26). Старец прожил триста шестьдесят лет. Конечно, в таком возрасте уже невозможно желать жизни, поскольку сменилось несколько поколений, ушли все родные люди — мир стал чужд человеку, как и человек миру. Старец Симеон просил Бога об избавлении, и Бог привел его в Храм, чтобы тот увидел исполнение пророчества. Так состоялась эта удивительная встреча.

Христу поклонилась и Анна Пророчица, престарелая вдова, также олицетворяющая ветхозаветных праведников. Она вела аскетический образ жизни, была верна Господу настолько, что могла слышать Его и пророчествовать. Увидев Младенца, праведница пошла в город с новостью о пришествии Мессии.

— Сретение называют встречей Ветхого и Нового Заветов. Но дело ведь не только в ветхозаветных личностях?

— Конечно. Ветхий Завет — это ожидание Спасителя, и в этом ожидании протекает история падений и восстаний отдельных людей, израильского и других народов, соприсутствующих в священной истории. Логической чертой, за которой обрывается Ветхий и начинается Новый Завет — договор Бога с человеком, становится пришествие Спасителя. Когда мы впервые видим Младенца Христа, мы понимаем, что Ветхий Завет встретился с Новым, потому как Господь пришел в мир не упразднить Закон, но исполнить. Иначе говоря, дополнить.

— Сретение еще и олицетворяет встречу человечества с Богом. Почему?

— Потому что в одной личности, во Христе, объединились природа божественная и человеческая. По Своей воле Бог взял на Себя нашу плоть. Встреча состоялась в Самом Христе, только это уже не просто встреча, а соединение, обо/жение — то, к чему Господь призывает всех людей.

— В жизни Христа и Божией Матери есть общие события — Сретение как принесение в храм и Введение во храм Самой Богородицы. Почему Церковь делает на этих праздниках такой акцент?

— Содержание, лейтмотив и Сретения Господня, и Введения Божией Матери во храм — верность Богу. Недостаточно знать, просто помнить о Боге, соблюдая только нравственный закон и только в своей личной жизни. Невозможно спастись без освящения, без богообщения через храм, соборную молитву и таинства. Храм — средоточие молитвенной, духовной жизни, место, где встречается Бог и человек. Важно это понять, потому как в мятежном мире, в обществе главенствует мысль, что Бог должен быть в душе, что для спасения не обязательно ходить в храм, быть частью Церкви, что достаточно иметь свои представления, причем существенно отличающиеся от учения Церкви, «быть добреньким и кормить воробышков». Эти, зачастую наивные, чаяния напрасны, ведь священная история, бытие Церкви показывают: человек без соединения с Христом не может освятиться и спастись. Для этого и нужно быть в храме, выполнять важные внешние действия — принять в свою жизнь аскетическую традицию Церкви, где есть место постам, бдениям и поклонам, дисциплину, настроить молитвенную, а главное — таинственную жизнь, изменять не только плоть, но и дух.

— Сретение — и радостный, и грустный праздник. Во многом потому, что вспоминаются пророческие слова Симеона Богоприимца: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 34–35). А Вы как считаете?

— Действительно. Христос говорит: не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его (см.: Мф. 10, 34–35). Так и происходит, когда человек видит несовершенство мира, несоответствие своей жизни, поступков замыслу Божиему о себе и о мире, когда он старается измениться. И не всем нашим близким это нравится, не все готовы идти путем покаяния, потому что это обличает. Отсюда — вражда, непонимание. Поэтому, с одной стороны, Сретение — надежда, еще один предвестник нашего спасения, а с другой стороны, это приближение событий Великого поста и Страстной седмицы, которые мы будем переживать вместе со Спасителем, вспоминать скорбные дни предательства и крестной смерти. Но будем вспоминать и Воскресение, Вознесение. И наша скорбь сменится радостью. Поэтому Сретение — многогранный, переломный праздник на пути от Рождества к Пасхе.

— На Сретение отмечают Международный день православной молодежи. В мире его празднуют с 1953 года, а в России — по благословению Святейшего Патриарха Алексия II с 2002 года. Отец Аркадий, поделитесь мнением, почему праздники совпали?

— Во Христе, в Его младенчестве сокрыта надежда человечества на обновление. Молодежь в некотором смысле тоже младенцы. Их чистым душам еще близко покаяние, им проще изменить жизнь и принять благую весть о Христе.

— Как Вы думаете, в каком возрасте легче и менее болезненно встретить Христа?

— В молодости, конечно. В зрелости человек чаще приходит к Богу через страдания, потрясения, слом привычной жизни. А в молодости душа особенно восприимчива, еще не совершены тяжкие ошибки, грехи, омрачающие и осложняющие путь к Богу, еще не тяготит житейская суета. Молодежь может беззаботно радоваться, может чаще благодарить Господа за сам факт своей жизни, за прекрасный мир. Это свойственно юности.

— Много ли плюсов у такой «молодой» встречи?

— Думаю, да. Приятно видеть, как родители приводят маленького ребенка в храм, и тот растет в православной традиции. Ребенку потом не придется переосмысливать ценности, не придется себя ломать, изживать застарелые грехи и страсти, что с большим трудом вынужден делать зрелый человек, пришедший в Церковь. Поэтому, безусловно, главный плюс в том, что ребенок гармонично растет в культуре Церкви, живет в церковной семье, где исповедуются, причащаются, соблюдают заповеди. Ему будет легче обрести Бога. Хотя есть и искушение — привыкание к святыне, например. Не исключен и отход от Бога, но фундамент все же положен, сумма духовных впечатлений другая — скорее всего он вернется к духовной жизни. Убежден: лучше воспитывать человека в вере с младенчества, чем потом подвергать его испытаниям.

— Какова роль Церкви в этом вопросе? Как она помогает молодежи обрести Бога?

— Наши юные братья и сестры задаются одним вопросом: зачем я живу? Где-то подсознательно мы понимаем, что Господь сотворил нас для радости. Радости, не знающей разочарования, по слову блаженного Августина, епископа Иппонийского. Но мы не находим этой радости и пытаемся заменить ее суррогатом, пытаемся себя отвлечь, утешить, обмануть. Полезно ли это? То, что призвано заменить радость о Господе, часто на деле отравляет. Поэтому нужно предложить молодежи найти истинный источник радости, радости, от которой не будет горечи.

Мир требует действий. И мы действуем. В Церкви есть разные волонтерские, военно-патриотические движения, разные формы социальной, творческой работы. Молодежь хочет реализовываться и может успешно это делать в Церкви. Но со стороны Церкви она ждет проповеди, потому что прежде всего хочет услышать о Христе. И наша главная задача — просветительская деятельность. Наш мир не говорит человеку о базисных понятиях не потому, что хочет умолчать, обмануть, а потому, что настолько обезумел, что сам не помнит о них. Родители не говорят детям, какой должна быть семья, какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, между людьми вообще, что строить эти отношения нужно на любви и служении друг другу, а не на эгоизме и потребительстве. У Церкви есть возможность заполнить этот пробел в общественном сознании.

— Отец Аркадий, как мы можем понять, что встреча с Богом состоялась?

— Отношения человека с Богом — тайна. И состоит она в том, что Бог обращает нас к Себе, терпеливо добивается нашего внимания, долго ждет нас, по любви ведет к Себе. И если встреча произойдет, то только по Его воле. Когда — неизвестно. Господь сделает все, чтобы мы пришли к Нему. Но и от нас кое-что потребуется: внимание к себе и своей жизни, открытое сердце и искреннее желание обрести Бога. А когда встреча состоится — ее не перепутаешь ни с чем и никогда не забудешь!

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: