Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Домостроители Церкви Божией

12 июля по новому стилю — память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. День, когда Церковь празднует память святого, — это, как правило, день его перехода в вечную жизнь, окончания жизни земной. Исследователи не могут прийти к единому мнению в вопросе установления точной даты кончины святых апостолов: по одной из версий, святые Петр и Павел восприняли мученический венец в один день, по другой — в один день, но с разницей в год. Перенесение мощей святых апостолов, состоявшееся 29 июня (12 июля) 258 года в Риме, окончательно закрепило совместное празднование их памяти. Если придерживаться церковного предания, то этот год — юбилейный: ровно 1950 лет минуло с тех пор, как кровь святых апостолов Петра и Павла оросила землю «вечного» Рима — Нового Вавилона. Это потом в нем воссияет свет христианской веры, а тогда пылали огнем заживо сжигаемые вместо факелов члены первых христианских общин — на потеху безумному императору Нерону.

Святые мученики Флор и Лавр, Киприан и Иустина, благоверные князья Борис и Глеб, просветители славян равноапостольные Кирилл и Мефодий… Эти святые объединены друг с другом не только памятной датой в церковном календаре, не только совместным иконографическим изображением, не только общими трудами, подвигами и, зачастую, обстоятельствами кончины. В сознании церковного человека образы этих святых так тесно связаны друг с другом, что уже и неразделимы: где благоверный князь Муромский Петр, там и благоверная супруга его, княгиня Феврония; обращаемся ли в молитве к мученику Гурию — тут же поминаем мучеников Самона и Авива. Так ли обстоит дело с почитанием святых апостолов Петра и Павла? И да, и нет.

Человеку, решившему впервые познакомиться с жизнеописаниями этих угодников Божиих, сразу станут очевидны различия между ними. Симон Петр — неискушенный в науках и грамоте рыбак родом из Вифсаиды, что в провинциальной Галилее. Это человек простой, семейный, работящий, но при этом любящий и боящийся Бога. Призванный в самом начале служения Христа вместе с братом Андреем, он буквально горел верой и готов был пожертвовать ради Спасителя всем, даже жизнью, хотя и после призвания оставался рыбаком, мужем, отцом.

Симон первым из апостолов исповедовал Иисуса Христа как Бога. Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16), — ответил он на вопрос своего Учителя о том, за кого Его принимают ученики. За что и получил от Господа новое имя: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою (Мф. 16, 18).

Петр (на арамейском Кифа) означает в переводе с греческого «камень, скала». Но и у этой «скалы» случались моменты слабости, малодушия, сомнений, но только не в Господе, а в себе. Когда Петр увидел идущего по воде среди бушующего моря Христа, он тотчас же спросил позволения идти навстречу, но, сделав несколько шагов, испугался сильного ветра, усомнился и начал тонуть. При этом характер Петра был таков, что он даже спорил с Самим Гос­подом! Когда Христос открывал Своим ученикам, что Ему должно будет много пострадать от первосвященников и книжников — даже до смерти, то Петр отвел Его в сторону и начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою! (Мф. 16, 22). Но в то же время, когда после речи Христа о Себе как о Хлебе жизни, сошедшем с Небес, отвернулись от Него многие последователи, именно Петр с горячностью выразил мнение двенадцати ближайших учеников о том, что они никогда не покинут Учителя: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68).

Дополняют портрет апостола Петра эпизоды того великого дня, когда было установлено таинство Евхаристии. Перед трапезой Петр протестует против умовения его ног Спасителем, но просит омыть не только ноги, но и руки, и голову, когда слышит слова Господа: если не умою тебя, не имеешь части со Мною (Ин. 13, 8). Во время моления Христа в Гефсиманском саду Петр сначала по слабости и от одолевшей его печали засыпает, не исполнив просьбы Учителя бодрствовать с Ним, а затем опрометчиво бросается с мечом на стражника, защищая Спасителя.

И конечно, нельзя не вспомнить троекратное отречение Петра в ту страшную ночь, когда Иисус Христос был приведен во двор первосвященника Каиафы, и его последующее горькое раскаяние. В этом весь апостол Петр, порою он — одна эмоция, сплошной порыв, импульс. Однако присущие всем нам человеческие недостатки, слабости святой апостол с лихвой покрыл горячей верой и любовью ко Господу.

Павел — будущий апостол язычников — родился в столице Киликии, крупном портовом городе Тарсе. Он был назван своими знатными родителями-иудеями Савлом и получил не только права римского гражданина, но и блестящее образование, в том числе — в Иерусалиме, у знаменитого законоучителя Гамалиила. Савл, по собственному признанию, преуспевал в Иудействе более многих сверстников, будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий (ср.: Гал. 1, 14). Эта «неумеренная ревность» к букве Закона подтолкнула Савла к тому, что жизнь свою он в какой-то момент посвятил, как ему тогда казалось, делу благому — защите и охранению этого самого Закона, своей религии. Нашлось и от кого защищать: последователи Христа, утверждавшие, что Он воскрес, в сообществе ортодоксальных иудеев имели репутацию, мягко говоря, неважную. Савл не только с одобрением наблюдал за казнью первомученика архидиакона Стефана, но вскоре и сам прослыл известным гонителем христиан, испросив у собрания старейшин — синедриона — разрешение преследовать их даже за пределами Иудеи. Для этих целей он и направился в сирийский Дамаск, по дороге в который произошло его чудесное обращение ко Христу.

Получив свое апостольское призвание не от людей, а от Бога, Савл, называющий себя к тому времени на римский манер Павлом (Paulus в переводе с латинского означает «малый»), умер для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых (Рим. 7, 4). При этом он никогда не видел Спасителя во время Его земной жизни.

Нельзя сказать, что апостол Павел пренебрегал проповедью в своем — иудейском — народе. Напротив, он стремился, досконально зная Закон, переубедить соплеменников, благовествуя в синагогах во время длительных миссионерских путешествий. Но Господь уготовал ему другое служение: Павлу было вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных — ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и [Павлу] у язычников (Гал. 2,7–8).

В одном старом голливудском фильме апостол Павел, роль которого блестяще сыграл Энтони Хопкинс, после очередного изгнания из синагоги говорит слова, которые можно назвать неким кредо его служения: «Улица — мой алтарь». Если нельзя проповедовать в среде своего народа, если Господа невозможно прославить в местах, предназначенных для этого прославления, то таинство знакомства человеческого сердца с неведомым ему Богом переносится на городские улицы и площади, которые и становятся своеобразным святилищем, — ведь здесь человек слышит живительное слово о Творце, здесь истосковавшиеся души прикасаются к тайне Жертвы Спасителя.

Новый Завет вместил в себя не только описание невероятных путешествий апостола Павла, но и четырнадцать его Посланий, в которых раскрывается христианское учение и затрагивается огромное количество насущных во все времена для верующего человека тем. Оставаясь всю свою жизнь безбрачным и находя в этом положении определенные преимущества, святой Павел говорил удивительно глубокие слова о высоте брака, о сути любви, об отношениях между мужем и женой, о супружеском союзе как образе духовного союза Христа с Церковью. Слова святого апостола Павла слышит верующее сердце в таинствах Крещения, Венчания, во время отпевания, то есть в самые важные моменты жизни души.

Случались у двух святых апостолов и разногласия. Павел даже обличал Петра за его колебания между обрядовой строгостью и свободным общением с необрезанными христианами из язычников. Петр же говорил о Посланиях апостола Павла, что в них есть нечто неудобовразумительное (2 Пет. 3, 16). Но все же — при всем различии в происхождении, образовании, призвании, характерах — между святыми апостолами Петром и Павлом не составляет труда найти много общего. И прежде всего общим было их главное делание — строительство и собирание Церкви Христовой, проповедь о воскресшем Христе всему миру. Эти два великих мужа явили собой незримый союз, образ единства Церкви — Церкви древнего Израиля, о которой радел апостол Петр, и Церкви Нового Израиля, избранного Господом и призванного благовестием Павла.

Оба апостола на личном опыте познали свою немощь пред лицом Божиим и позволили силе Божией совершаться через их немощь. Петр до конца своих дней помнил о своем отречении и о своих самонадеянных словах, предшествовавших этому отречению: если и все соблазнятся, но не я (Мк. 14, 29). Павел никогда не забывал, как был гонителем своего Бога, ослепленным уверенностью в своей правоте. Но как Петра Господь исцелил и восстановил в апостольском достоинстве троекратным вопрошанием: любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 15), так и Павла от слепоты духовной исцелил сначала слепотой физической, исцеленной при крещении, а затем — восхищением до третьего неба, где апостол слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 4).

Наверное, за это — полное самоотречение, готовность послужить славе Божией даже до смерти, неизбывную любовь к своему Создателю и Спасителю, заполняющую все пространство их бытия, — Святая Церковь и называет славных всехвальных апостолов Петра и Павла первоверховными.

Священник Алексий Стрижов

Православие и современность.Ru


Оставить комментарий
Поделиться в: