Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Ведущий по пути спасения

Был Великий четверг на Страстной седмице. Перед традиционным Чином омовения ног, в котором обычно участвуют священники из всех храмов епархии, один из них вышел с проповедью. Его пастырское слово было таким проникновенным, столько в нем было вдохновения, что душа наполнялась светом, желанием служить Христу. Когда узнала, что это благочинный Андреевского округа протоиерей Валерий Генсицкий, несущий послушание духовника епархии, родились тема и вопросы для этой беседы.

– Отец Валерий, в начале нашего разговора давайте поясним само понятие «духовник»: кто он и в чем заключается его миссия?

– Условно «институт» духовничества можно разделить на три степени. Духовник – это приходской священник, роль которого – совершать таинства Церкви. Он может не быть выдающимся проповедником, не иметь особых духовных дарований. Достаточно, что он имеет твердую веру во Христа и крепкое упование, что в тех таинствах Церкви, которые он совершает, действует Сам Христос. Такой священник может давать какие-то простые советы-подсказки во время исповеди, но главная его задача – это свидетельство Богу о принесенном человеком покаянии. Таких духовников в Церкви – большинство.

Вторая степень духовничества – это священник, не просто совершающий таинство, а способный давать наставления другому человеку, как правильно совершать свое шествие по жизни, чтобы эта «дорога» действительно превратилась в путь от земли на Небо. Таких духовников называют «духовными отцами». Как родители по плоти рождают своих детей для жизни в земном мире, так «родители духовные» «рождают» своих чад для жизни вечной и воспитывают их.

Третья, высшая степень духовничества – это старчество. Старчество во все времена отличало не только наличие таких даров Святого Духа, как прозорливость, пророческий дар, дар исцелений… Главным их отличием являлись глубочайшая вера и безграничная любовь к Богу и людям, основанные на подлинном смирении. Если среди духовников далеко не многие способны стать «духовными отцами», то старчество – это удел единиц.

– Какие критерии можно назвать главными в выборе того, кому отводится такая ответственная роль – быть духовным руководителем на пути спасения?

– Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Все священники-духовники хорошие, потому что носят епитрахиль. На них − Божественная благодать, и когда они читают разрешительную молитву, Бог все прощает...». Старец Паисий часто подчеркивал, что во время исповеди через священника действует Сам Бог. Поэтому каждый из них имеет возможность принимать исповедь и прощать людям грехи. Однако при этом пояснял, что в поисках духовного наставника не следует идти наудачу. Наставлять могут только те, кто прежде сам позаботился о своем очищении. Обретя опыт через делание, они получают заповедь учить.

При выборе духовника важно руководствоваться двумя главными принципами: чтобы духовник искал славы не своей, а славы Божией, вел человека не к себе, а ко Христу и чтобы то, чему он учит, о чем говорит, соответствовало Евангелию и Священному Преданию. Если мы видим, как нам кажется, какое-то несоответствие, то нужно внимательно исследовать и разобраться: возможно, мы сами смотрим «не под тем углом», но если мы внимательно разобрались и видим, что учение духовника не соответствует выше названным критериям (подчинить себе, а не привести ко Христу и учит не по Евангелию) – лучше от такого духовника держаться подальше.

– Как становятся духовником?

– В древние времена запрещалось быть духовником чуть ли не до пятидесяти лет, пока не будет приобретен нужный опыт, пока не изменится твоя природа и ты не будешь свободен от каких-то своих страстей плотских. Сейчас в силу того, что храмов огромное количество и священнослужителей не хватает, а людей к ним обращается очень много, фактически вместе с саном священнику любого возраста дается право духовного руководства.

Святых во все времена было немного, тем более их мало в современном мире. Поэтому на роль духовного отца вполне подойдет благочестивый и духовно опытный пастырь. Если человек ставит перед собой цель найти только святого наставника, он может оказаться на своем жизненном пути и вовсе без духовного руководства. Надо быть смиренным в своих стремлениях, и Господь пошлет истинного духовного отца. Если для спасения человеку будут необходимы чудеса и пророчества, Спаситель даст ему и то, и другое через самого простого и скромного священнослужителя.

– А как Вы стали духовником епархии?

– Господь благословил через нашего Правящего Архиерея – Владыку Пахомия. Каких-то особых дарований за собой не вижу. Думаю, что выбор пал на меня, потому что к тому времени я уже более двадцати лет служил в Церкви. Служил на приходах в разных городах и населенных пунктах Саратовской области, знал приходскую жизнь, многих батюшек.

Помню, как Владыка Пахомий в ответ на мои сомнения, опасения в том, что я и сам еще нуждаюсь в духовном руководстве, сказал: «Ну, будем учиться». Вот и учусь все эти годы, у своих батюшек в том числе. Из общения с ними, во время их покаяния на исповеди учусь тому же духовничеству и приобретаю опыт для каких-то будущих духовных наставлений.

– Миссия духовника очень ответственная и, наверное, в отношении священнослужителей, которых Вы исповедуете, в особенности.

– Еще какая ответственность! Я всегда готовлюсь и испытываю волнение перед каждой встречей на исповеди. Батюшки, их около ста, все грамотные и уже имеют определенный опыт, а я им должен дать ответ, наставить их, что-то подсказать. В каждой епархии есть свой духовник, которому исповедуется священство. Кроме того, батюшки ездят к монастырским духовникам или стараются регулярно исповедоваться у опытного наставника, у старца или у старших священников. Обычно чем чаще они исповедуются, тем более высокую духовную жизнь ведут.

– Говорят, что быть духовником – это дар Божий, помноженный на труды.

– Одна из главных задач духовника: пожалеть, дать человеку выговориться, и он услышит себя сам. Человек не понимает сам себя до тех пор, пока кто-нибудь не начнет его слушать. Сам себе человек объяснить себя не может. Духовник – это в первую очередь «доброе ухо». Здесь нет еще ничего духовного, но здесь есть то человеческое, что позволяет Духу Святому прийти и стать между нами. Надо выслушать человека, дать ему возможность слышать себя.

То есть для нас, простых священников, которые не духоносные, не знают все заранее, каждый вопрос человека – это совместный поиск правильного решения. Задача простых священников – педагогическая внимательность, терпеливое выслушивание, не навредить какими-то резкими благословениями, помолиться Богу за человека как можешь, как умеешь. Если духовник навязывает тебе свою волю, то нужно бежать от такого духовника, опасно, если вдруг он свое, человеческое, скажет.

Не надо играть в духовничество, надо знать свою меру. Надо быть элементарно честным и состраждущим, сопереживающим человеку. И быть очень осторожным. Можно что-то сказать мимоходом, а человек вдруг примет это как руководство к действию и повредится.

– А что для Вас является самым трудным в служении духовника епархии?

– Проведение ставленнической исповеди с кандидатами к рукоположению – их называют ставленниками, отсюда и такое название исповеди. Духовник должен засвидетельствовать перед архиереем, что никаких препятствий к рукоположению нет, определить, готов или не готов человек к принятию священнического сана. Это очень ответственно, поэтому я всегда переживаю, как бы не ошибиться.

– Были случаи в Вашей практике, когда после ставленнической исповеди кандидата не допускали к рукоположению?

– Такого, слава Богу, у меня не было. У нас в епархии замечательные батюшки – образованные и очень ответственные. Сознаюсь, когда меня назначили духовником, у меня были сомнения относительно молодых батюшек. Мы-то, старшее поколение, росли с верой с детства, у нас родители были верующими. А они и не знали Бога, жили в другое время – время безверия. Сейчас радуюсь, глядя на них, наблюдая за их духовным ростом, и черпаю в общении с ними много полезного для себя. Смена хорошая, я за них спокоен.

– Вы сказали, что с детства росли с верой. Расскажите, пожалуйста, немного об этом.

– Вырос я, можно сказать, под сенью Божией Матери. Мы жили на Украине рядом со Свято-Успенской Почаевской Лаврой. Родители воспитывали нас в традициях православной веры и с одобрением восприняли мое решение поступать в семинарию. А я рад, что и наши с матушкой дети продолжают сейчас православные семейные традиции. Сын стал священником, дочь замужем за диаконом. Я счастлив, что Господь послал мне верующую жену. А это очень важно для священника, это основа для создания крепкой семьи.

– Недавно Вы возвратились из Италии, из Бари, где принимали участие в мероприятиях, связанных с принесением в Россию части мощей святителя и чудотворца Николая. Что было для Вас самым ярким впечатлением в этой поездке? Прибавила ли она что-то к Вашему духовному опыту?

– Я испытал ни с чем не сравнимую радость, когда приложился к мощам нашего любимого святого. Это невозможно описать словами, это надо пережить. Я не думал о том, чтобы что-то получить от прикосновения к святыне. Мне Господь все дал, в том числе, надеюсь, и по молитвам святителя Николая Угодника. Уже то, что я был рядом с ним, великое счастье, этого было достаточно. Батюшка Николай как будто всех нас охватил своею милостию и объятиями. В Бари я получил такую духовную благодать, такую радость, как будто побывал на Небе. Кроме того, я приобрел определенный духовный опыт в общении со священством.

Беседовала Наталья Абрамова

Оставить комментарий
Поделиться в: