По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Начальник общего жития

Общежительный устав православного монастыря – явление для современной церковной жизни привычное и необходимое. 28 день мая христианский мир чтит память преподобного Пахомия Великого, который прославился аскетическими подвигами и устроением иноческой общежительной жизни в Египте на берегах Нила.

Родился преподобный Пахомий около 292 г. в египетской Фиваиде. Получивший в семье языческое воспитание и весьма приличное светское образование, в 312 г. юноша был призван в армию, под знамена войска императора Константина. Того самого, который позднее провозгласил христианство господствующей религией, а затем перенес столицу римского государства в Византий (Константинополь).

В период прохождения военной службы преподобный Пахомий познакомился с христианами и настолько был поражен их любвеобильностью и благотворительностью, что по окончании службы, примерно, в 314-315 гг., принял Святое Крещение. Он поселился в Шенесите, не слишком многолюдном месте, ведя там затворнический образ жизни.

Духовное руководство преподобный Пахомий нашел в лице пустынника Паламона. После десяти лет пустынной жизни он однажды услышал глас небесный, повелевший вблизи руин селения Тавенниси основать обитель, где он, собственно, на тот момент и находился. Вместе со своим наставником он начал строить жилище для иноков по благословению святого старца Паламона, который вскоре после начатых работ почил. Но вслед за этим прискорбным событием у Пахомия возникло видение Ангела Божия, вручившего ему устав монашеской жизни.

Первым, кто пришел во вновь основанную обитель, был старший брат преподобного, Иоанн, который поселился вместе с ним. Затем стали приходить и другие люди, желавшие учиться, принимать монашеский постриг и служить Господу. При этом основатель обители, установив единообразие для всех в пище и одежде, никогда не отставал от всех прочих в монастырских хлопотах: и о хозяйстве заботился, и за больными паломниками ухаживал. Посещая их, ободрял, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю, но при этом давал и послабления в соблюдении поста сообразно медицинским показаниям. А еще ввел труд переписывания книг и наставлял, что послушание «исполняемое с усердием, выше поста и молитвы».

Преподобный Пахомий Великий настаивал, что «иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников». Суровый и строгий к себе, он имел великое милосердие к недостаточно зрелым духовно инокам, отвращая их от чрезмерный подвигов, призывая к смирению.

В своих монастырях преподобный Пахомий ввел устав, обязательный для всех, который дошел до нас в латинском переложении, выполненном в 404 г. Блаженным Иеронимом. В основу этого устава легли: целомудрие, смирение, отречение от всего земного и беспрекословное подчинение авве.

Монахи жили по трое в каждой келье, вместе занимались рукоделием и вкушали пищу. Все носили одинаковую одежду (нижнюю льняную – без рукавов, верхнюю кожаную, на голове волосяную шапочку – куколь, на ногах сандалии). Несколько раз в сутки по звуку трубы монахи безмолвно стекались в Церковь. Здесь читали Священное Писание, слушали наставления старца, молились, пели псалмы. Именно преподобному Пахомию приписывается введение в христианскую практику обычая использовать чётки. В воскресение из соседнего селения являлся пресвитер, совершал литургию и причащал иноков.

Святой Пахомий не принимал священства и других не допускал к принятию сана, из опасения духа любоначалия и гордости. Без благословения старшего никто не смел ни начать новой работы, ни перейти с одного места на другое. Работа, исполненная тем или другим братом, принадлежала не ему, а всей общине. Пища принималась один раз — в полдень и состояла из хлеба, овощей, плодов. В воскресение полагалась вечерняя трапеза. Для того, чтобы все эти правила неизменно выполнялись иноками, преподобный Пахомий положил принимать желающих поступить в монастырь не раньше, как после годичного испытания. Основанное на таких началах, общество монахов еще при жизни преподобного Пахомия возросло до 7000, а через 100 лет после него до 50 000 человек.

Однажды к преподобному Пахомию пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре была создана женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.

Печальнее всего для него было полученное знание, «что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей». Святой «горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним». И был ответом преподобному новый глас: «Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни».

Преподобный ушел из жизни в 348 году в пятидесятитрехлетнем возрасте, заразившись «моровой болезнью», последние дни его были облегчены заботами ближайшего ученика Феодора.

Наталия Бондаренко


Оставить комментарий
Поделиться в: