Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Церковные каноны и современная жизнь

Когда у прихожанина храма возникает вопрос, он обращается с ним к приходскому священнику. Но бывают случаи, когда для ответа на него требуется соборное решение. О тех канонах, по которым живет Церковь, о решении сложных вопросов, связанных с повторным браком и отпеванием, мы беседуем с председателем дисциплинарной канонической комиссии протоиереем Александром Писларем.

— Отец Александр, если деятельность остальных отделов епархиального управления понятна из названия, то круг вопросов, которые решает дисциплинарная каноническая комиссия, не всегда понятен даже церковным людям. Расскажите, пожалуйста, об этом.

— Церковь с древних апостольских времен в устроении своей внутренней жизни и в отношениях с внешним миром всегда руководствовалась канонами. Говоря светским языком, канон — это закон. Эти законы вырабатывались с древних времен, основной корпус канонических правил Православной Церкви был установлен уже к концу IX века. Каноны регулируют все многообразие внутренней и внешней жизни Церкви.

Если говорить более конкретно, то каноническая комиссия, которая существует во всех епархиях Русской Православной Церкви, занимается теми каноническими вопросами, которые не могут быть решены на уровне прихода. Они включают в себя две крупные категории вопросов. Первая категория касается благословения повторных браков, вторая категория — отпевания тех людей, которые самовольно закончили свой жизненный путь.

Каждый приходской священник, когда сталкивается с подобными вопросами, выслушав просьбу обратившихся к нему людей, например, совершить венчание их второго или третьего брака, должен им сказать, что не может решить такой вопрос и нужно обратиться в каноническую комиссию, объяснить, где она находится.

После этого обратившиеся могут прийти в комиссию в приемный день. В это время дежурный священник, который является членом канонической комиссии, выслушивает обратившихся и помогает им правильно написать прошение на имя правящего Архиерея. В нем отражаются все основные сведения по их проблеме. Если это касается венчания, то это история первых браков: когда они были заключены, когда расторгнуты и по какой причине, о намерении вступить во второй брак. Зарегистрировав прошение, священник объясняет этим людям, когда им необходимо приехать на заседание комиссии, на котором оно будет рассмотрено. Полное заседание комиссии бывает один раз в месяц, на нем рассматриваются все прошения в присутствии обратившихся в нее людей.

— Где дежурит священник, входящий в каноническую комиссию Покровской епархии?

— На сегодняшний день ввиду того, что наша новообразованная епархия испытывает трудности с помещением, где могли бы нормально размещаться ее службы, наша комиссия делит помещение с воскресной школой Свято-Троицкого кафедрального собора.

— Какие документы должны привезти с собой на заседание комиссии люди, написавшие прошение?

— Это касается в основном второй категории обращающихся — желающих получить разрешение на отпевание самоубийц. Что касается повторных браков, то тут практически никаких документов не требуется, ведь юридической стороной заключения брака в нашей стране занимаются органы ЗАГСа. До революции эти вопросы относились к ведению духовных консисторий. По каждому вопросу о церковном разводе проводилось расследование с привлечением сторон, с опросом под присягой и т. д. Потому что большинство подданных Российской империи были православного вероисповедания, все они были приписаны к определенному приходу. И поэтому при необходимости, по повестке церковного суда, они были просто обязаны явиться. Сейчас по вполне понятным причинам Церковь не может проводить такие расследования. Например, такая типичная ситуация: супруга является воцерковленным человеком, и она придет по этой повестке, а муж скажет: «Я не подчиняюсь церковному суду».

— Когда мы говорим о разрешении на венчание повторного брака, имеется ли в виду, что первый брак был венчанным союзом или только закрепленным гражданскими органами?

— Этот момент даже был разъяснен Владыкой в циркулярном письме, которые получили настоятели всех храмов нашей епархии. В нем подчеркивается, что второбрачными считаются не только те люди, которые были в первом браке венчаны, но и те, кто был зарегистрирован по всем правилам нашего законодательства.

— Получается, что люди, не зарегистрировавшие свои отношения и состоящие в так называемом гражданском браке (а проще говоря, в блудном сожительстве), находятся в более выгодном положении. Если они захотят вступить в брак с другим человеком, перед Церковью и законом они как первобрачные.

— Я согласен, что некий соблазн в этом есть. Формально, действительно, такой человек считается первобрачным. «Гражданский» брак — это очень серьезное зло, которое сегодня охватывает не только наше общество, но и весь мир. Если сожительствующий имеет хоть малейшую обеспокоенность о своей духовной жизни, о своем спасении, то рано или поздно он обязательно услышит от священника грозные слова: «Вы не можете приступать к Причастию, пока не узаконите свои отношения». А отлучение от Причастия равно отлучению от Церкви, и священник должен это разъяснить человеку. Такое наказание заставит его задуматься. А если он не задумается, значит, он еще слишком далек от Бога, от веры, и вопрос о венчании для него еще преждевременен.

— Что касается родственников, желающих получить разрешение на отпевание самоубийцы. Наверное, рассматривать их обращения очень тяжело. Получается, что грех совершил человек, которого уже не вернешь и не исправишь. Остались убитые горем родственники, которые хотят хоть чем-нибудь помочь его душе. Утверждают, что он был психически болен, его убили. На основании чего решается вопрос об отпевании самоубийств?

— Вы правильно заметили, что вопросы, относящиеся к этой категории, особенно сложные. И зачастую священник, который первым принимает родственников вот так умершего человека, вынужден просто утешать людей, беседуя с ними порой и по часу, и больше. Год назад по благословению Священного Синода был составлен «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Этот чин, который, конечно, не является отпеванием, может быть совершен любым приходским священником.

— Как решается вопрос об отпевании, когда родственники уверены, что его убили или что он совершил этот шаг под воздействием помутившегося рассудка или психического заболевания? Ведь каноническая комиссия не следственный комитет, вы не можете провести полноценное расследование или судебно-психиатрическую экспертизу.

— В случае гибели людей, на самом деле, есть косвенные признаки, детали, по которым мы можем судить, насильственная это была смерть или самовольная. Для того чтобы их выяснить, нужно просто внимательно выслушать родственников. У священников, несколько лет несущих это послушание, накапливается определенный опыт.

— Если кто-то недоволен решением канонической комиссии, он может его обжаловать?

— Это бывает очень редко, чаще всего по брачным делам. Потому что такое страшное несчастье, как смерть близких, тем более через самоубийство, смиряет людей. В большинстве случаев, даже если люди были не очень воцерковленные, оно приближает их к Богу. И они бывают готовы выслушать священника и получить какое-то утешение.

А вот по брачным делам бывают такие одновременно и комические, и грустные истории, когда люди буквально чуть ли не стучат рукой по столу: венчайте нас обязательно, какое вы имеете право нам отказывать? При этом не имея никаких прав на это венчание. Например, когда муж бросает свою законную супругу, с которой прожил 20 лет, детей, приводит свою любовницу и говорит: «Венчайте нас». Мы объясняем, что вы, мягко говоря, неправы. Но мы разговариваем на разных языках. Вот такие люди бывают недовольны. Но и они не жалуются, поскольку у них хватает понимания, что это общецерковное отношение к их случаю, и в Церкви они другого ответа не получат. Это скорее их недовольство Церковью вообще как таковой. Дай Бог, чтобы в дальнейшем они что-то поняли и изменили свою жизнь.

— А вопросы Причастия в православных храмах младенцев, крещенных в католичестве, взаимоотношения с инославными также решает каноническая комиссия?

— Эти вопросы, как правило, не рассматриваются всей комиссией. Священник или сотрудники храма дают телефон одного из членов комиссии, чаще всего мой, и люди просто звонят и задают вопросы, связанные с применением какого-то канона.

Беседовала Марина Шмелева

Оставить комментарий
Поделиться в: