Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры, всех вас сердечно поздравляю. Мы собираемся в храме, чтобы помолиться Богу и причаститься Святых Христовых Тайн. Причастие – это самое великое таинство. Таинство, которое открывает Бога человеку. Господь говорит: Если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его; то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Исполняя эту заповедь, мы с вами причащаемся Святых Христовых Тайн.

Но когда собираемся подойти к чаше, мы говорим: «Да не в суд и не в осуждение будет мне причащение Святых Христовых Тайн, но во оставление грехов и в жизнь вечную». Оказывается, человек может причаститься и в осуждение. Но тот, кто подходит с благоговением, тот, кто прощает обиды, кто кается в собственных грехах и признает себя недостойным, удостаивается исцеления своего тела, а главное спасения своей души.

Мы знаем, братья и сестры, что Господь зовет человека к совершенству. Но при этом понимаем, что достигнуть этого совершенства можно только через постоянный, ежедневный, ежеминутный труд. Человек все время встает перед выбором: совершить греховный поступок или же добродетельный. Пойти путем Христовым – а это крестный путь – или же пойти легкой дорогой, которая, по слову Христа, ведет в погибель.

Человек должен навыкнуть жить добродетельной жизнью. Бог очень много дает нам с вами, дорогие братья и сестры, для того, чтобы мы шли этой дорогой. Но при этом надеется, что мы будем добродетельны не только из страха, не только из жажды награды, но и по любви ко Христу. Господь говорит: Даждь Ми, сыне, твое сердце (Прит. 23, 26). Это лучшая жертва, которую человек может принести Богу.

Сегодня мы с вами слышали Евангельскую притчу о талантах. Это одна из самых удивительных, умилительных притч. Господин, уходя на чужую сторону, дал своим рабам таланты, то есть дал средства, которые каждый из этих людей мог применить по своему усмотрению. Кто-то приобрел еще пять талантов. Кто-то приобрел два. А нашелся один человек, которому дали меньше всех, но он и это не приумножил. Он закопал этот талант в землю. И когда господин попросил у него ответа, он сказал: Господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое (Мф. 25, 24-25). То есть мало того, что он не приобрел прибыли с этого таланта, он еще и обвинил своего господина в жадности и корысти.

И в жизни, братья и сестры, бывает все как в этой притче. Бог раздает Свои таланты людям по Своему Промыслу. А нам кажется, что нам дали меньше, мы завидуем, обижаемся. Но даже то, что получаем, мы, к сожалению, не всегда хотим и умеем приумножить. Мы не пускаем в оборот свой талант. Одному Бог дал прекрасный голос, и вместо того, чтобы прийти и петь на клиросе, служить своим голосом Богу, этот человек прыгает на сцене и поет невесть что или просто кричит хульные слова. Другому человеку дал Бог богатство. И он строит себе один особняк за другим, покупает машины, сорит деньгами. Но ему в голову не приходит, что это не его богатство. Это дар Божий, который он должен разделить между своими близкими, нищими, убогими, бедствующими, детьми, что на эти деньги можно построить храм, в который последующие поколения будут ходить и молиться. Вот стоит собор. Много поколений николаевцев уже ушло в мир иной, а здесь совершается служба, потому что на рубеже XIX и XX веков нашлись люди, которые построили этот храм.

Кому-то Господь дает силу. И такой человек мог бы пойти послужить Родине, защитить ее от врагов, от бедствий. А он тратит силу свою не на блага, а на собственную погибель, расточает свое здоровье. Кому-то Господь дал разум, большое сердце, любвеобильную душу, кротость, смирение, целомудрие. Но человек не использует эти добродетели, не приумножает их, а прозябает в грехе, в праздности, в повседневных каких-то малозначащих заботах и губит свою жизнь потому, что не приносит жертву Богу и не приносит плода.

Господь говорит своим слугам: Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов (Мф. 25, 28). Потому, что кто имеет, у того будет еще больше. А тот, кто не имеет, у того и последнее отнимется. Здесь не о материи говорится, а о духовных дарах. Тот, кто трудится малым даром, который Бог дал, пытается развить его, приумножить, молится каждый день: «Господи, дай мне силы смиряться, дай мне силы любить, дай мне силы прощать ближних». Вот такому человеку Господь даст к этому таланту еще десять. А тот, кто в землю закапывает свой дар, духовный или душевный, у такого человека все отнимется. Он сам своими руками разорит все.

Господь в Евангелии предлагает нам очень много притч. На востоке это распространенная форма выражения мысли. Притча – это иносказание, в котором человек пытается донести до нас какую-то мысль, не нарушая нашу свободу. Христос, говоря притчами, дает каждому человеку возможность для духовного роста. Ведь все мы, братья и сестры, разного возраста, образования, достатка, ума и способностей. И каждый человек, что-либо услышав, воспринимает это по-своему. Когда командир в армии отдает приказ, он просит солдата его повторить. Почему? Потому, что велика вероятность того, что солдат понял приказ не так, как его изложил командир, а так, как ощутил и понял сам. Часто, говоря какое-то слово к своим ближним, детям, родителям, знакомым, начальникам или подчиненным, в ответ мы получаем не нужный результат, а тот, который человек может исполнить. А иногда и противоположный.

Однажды Святейший Патриарх Кирилл сказал такие удивительные слова: «Часто, когда мы даем какое-либо благословение, то ждем от этого человека, что он сделает дело на хорошо или на отлично, или хотя бы как-нибудь. Но в большинстве случаев мы получаем не положительный результат и даже не нулевой, а отрицательный». Это потому, братья и сестры, что природа человеческая испорчена грехом. И часто мы слышим не то, что говорят нам, а то, что подсказывает нам наше греховное естество.

Все вы ходите в храм. И, наверняка, у вас есть друзья, знакомые, родные, которые в храм не ходят, а может и в Бога не верят. Порой они спрашивают: «Ну что там, в Церкви, делают? Неужели вы все время молитесь? Неужели Церковь существует для того, о чем вы говорите? Может у нее другие цели, другие задачи?». И мы с вами видим и слышим, что часто духовенство, Церковь, да и простых прихожан обвиняют во всех страшных грехах. А почему? Потому что обвиняющий не может поверить, что человек бескорыстно ходит в храм и молится, что он не просит у Бога себе только богатства, здоровья, счастья, а говорит: «Господи, помилуй!»
Часто люди говорят: «А вообще, зачем ходить в храм? Я ходил, а болезнь моя не прошла. Я ходил, а денег больше не стало. Молился Богу и даже причащался Святых Христовых Тайн, как ваши священники говорят, а в моей жизни ничего не случилось. И даже повенчался, но семья моя распалась. Где ваш Бог? Где ваша Церковь?»  При этом сам человек не хочет трудиться. И у Бога только просит: «Дай! Дай! Дай!» А Господь говорит о том, что блаженее давать, нежели принимать. А что может дать человек Богу? Свечку? Деньги? Нет! Это все лишь только внешнее выражение нашей веры, нашей любви. Человек должен дать Богу сердце свое. А испорченное сердце видит в окружающих людях только те грехи, которыми само питается.

У преподобного аввы Дорофея есть замечательный рассказ о том, как на углу улицы стоял человек. И мимо него прошли трое. Первый подумал: «Это разбойник стоит, он ждет своих подельников, чтобы пойти вместе с ними что-нибудь украсть, совершить преступление». Второй сказал: «Это блудник, и он ждет женщину, чтоб пойти с ней согрешить». А третий прохожий сказал: «Это добрый христианин, он ждет своего друга, чтобы пойти Богу помолиться в храм». Был один человек и три мнения. А все потому, что у этих трех людей, три устроения сердца – разбойника, блудника и человека благоговейного, молитвенного. Мы всегда судим людей, наших ближних по себе, братья, сестры.

Сегодня, братья и сестры, на службе совершилось великое таинство – хиротония. На ваших глазах простой человек стал священником. Таинство рукоположения – это великий дар Божий. Простой, немощный человек принимает благодать Духа Святаго через возложения рук Архиерея и становится священнослужителем. Становится пастырем словесного стада. Ему Бог дает власть вязать и решить. Он будет исповедовать людей, причащать их. Будет приводить людей ко Христу, совершать таинство крещения. Будет соединять руки и сердца людей, которые пожелают вступить в брак.
 
Священник получает величайший дар от Бога. И во время рукоположения Архиерей передает ему частицу Тела Христова со словами: «Прими залог сей и сохрани его даже до пришествия Господа нашего Иисуса Христа, ибо в нем потребуется у тебя отчет». Мы знаем, что Тело Христово – это образ Церкви. Священник есть хранитель Церкви, оберегатель ее. Этот великий дар священник должен приумножить. Мы все знаем, братья и сестры, что священники делятся на две категории: на хороших и очень хороших хороших батюшек. Хороший священник – это тот, который заботится не о себе, а о Церкви Божией. Кто день и ночь молится, трудится, проповедует, строит, ходит по домам, исповедует, причащает и отпевает. Священник получает дар от Бога и должен его умножить, развить. Должен любовь, которая должна поселиться в его сердце, максимально расширить, отдать свое сердце людям. Такой священник будет любим народом, но прежде всего он исполнит свой долг.

Если батюшка просто будет совершать богослужение абы как, а все заботы его будут о его личной жизни, такой священник разорит тот дар, который дал ему Бог. Он понесет наказание от Бога, но самым худшим наказанием для него будет то, что он не исполнит свой долг, что растеряет данную ему Божественную благодать.

Будем молиться, будем надеяться, что новорукоположенный пастырь исполнит долг и разовьет дар священства. Люди всегда с благоговением и любовью относятся к хорошим батюшкам. Но помните, братья и сестры, что от священника нельзя только ждать любви. Нужно давать эту любовь и ему самому. В свое время святитель Игнатий (Брянчанинов) спрашивал: «Отчего же в наше время нет духоносных старцев?» И сам себе отвечал: «Потому что нет искренних и добрых послушников». Бог спасает человека не только за молитвы наших пастырей, но и за нашу любовь, и за наше внимание, за умение слушать.

Часто священник проповедует, трудится. А людям нет до этого дела: кто-то заготовками занят на даче, кто-то более серьезными делами. И храмы остаются пустыми. А должно было бы иначе совсем. Должно было бы так быть, что мы жаждали слова Божьего. Помните, Христос сравнивает проповедь, пастырский труд с жатвой. Задача пастыря трудиться, наставлять. Задача прихожан – идти за своим пастырем, слушаться его, учиться у него, спрашивать. Спрашивать не только, как сделать так, чтоб все было хорошо. А нужно спрашивать: «Как жить? А что Евангелие говорит нам об этом? Что святые отцы пишут?»

Священник должен быть сам молитвенником, читать, рассуждать о богословии, о традиции Церкви, любить святых отцов, быть их учеником и передавать эту любовь, эти навыки своим прихожанам. Вот тогда батюшка и умножит талант. Тогда он принесет истинный плод. Пожелаем отцу Андрею помощи Божьей, а сами будем стараться приобретать любовь. Будем стараться учиться у наших пастырей, спрашивать их, советоваться с ними. И стараться приходить в храм  и идти дорогой Христа, Христовым путем.

Сегодня попразднство Крестовоздвижения, братья и сестры, и, совершая поклонение перед крестом Господним, мы с вами не можем не вспомнить слов нашего Господа: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 24-25). Это первое условие. Нужно перестать верить себе, перестать рассчитывать только на себя. А сказать: «Господи, я ничего не умею, ничего не знаю, научи меня. Помоги мне Господи, дай мне силы, дай мне мужества». Отвержение собственной воли и несение креста – вот два условия спасения. И удивительно, братья и сестры, что ведь Христос все это совершил Сам. И поэтому имел власть нам об этом сказать.

Во Христе соединены две природы – Божественная и человеческая. Как сказали отцы на Четвертом Вселенском Соборе: «Две природы соединены неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно». Но кроме двух природ во Христе еще и две воли: воля Божественная и воля человеческая. Но воля человеческая подчиняется воле Божественной. И Господь говорит, молясь в Гефсиманском саду: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 24). И значит, братья и сестры, и мы с вами должны помнить, что в нашей жизни кроме нашей воли должна присутствовать воля Божия. И нужно искать этой воли Божией о нас, о каждом человеке. Нужно стараться отлагать свою злую волю и принимать волю Божественную. Отлагать собственные мудрования и исполнять заповеди Божьи. Вот тогда наш путь будет истиной, тогда концом этого пути будет Сам Бог, Царствие Божие и встреча со Спасителем.


+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, Свято-Воскресенский соборный храм
г. Николаевска (Пугачева), 28 сентября 2014 г.

Оставить комментарий
Поделиться в: