Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в канун Недели 25-ой по Пятидесятнице, в день памяти апостола и евангелиста Матфея

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры! Всех вас сердечно благодарю за сегодняшнюю совместную молитву.

Сегодня мы с вами слышали краткий отрывок евангельского повествования – рассказ о том, как был обращён апостол и евангелист Матфей. Христос увидел на мытнице, то есть на месте, где собирали пошлину, мытаря, которого все презирали, проще говоря, ненавидели. Он собирал налоги в пользу Римской империи, а для иудеев одно то, что ими в политическом отношении владели римляне, уже было большим унижением. Ну и конечно, к сожалению, как часто бывает, он, видимо, был нечист на руку. Мытари, собирая налоги, жили на то, что собирали сверх этого в собственный карман. За это их и не любили. И вот мы видим чудесное обращение Матфея. Евангелие говорит, что он оставил всё и пошёл за Христом. Представить в современной жизни нечто подобное очень сложно. Мы видим, апостол Матфей оставляет своё делание, свою мытницу, наверное, и деньги, которые собрал. Он бросает свою профессию, свой достаток, пропитание и идёт за Христом.

Во втором отрывке говорится, что человек, обращающийся к Богу, не должен заботиться и думать о том, что будет завтра. Господь утешит и пропитает любого. В Евангелии мы слышим, что один книжник, подойдя к Христу, сказал: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел» (Мф. 8, 20). А Господь ему ответил: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8, 20). То есть Христос не имеет здесь никакого пристанища. Он странник, бессребреник. Нет ничего, что связывало бы Его с этим миром. Он абсолютно свободен. Другой человек говорит: «Господи, хочу пойти за тобой!» (Мф. 8, 21). Видимо, его увлекло учение Христа, удивили Его чудеса, но он добавляет: «Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего» (Мф. 8, 21). А Господь отвечает: «Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22). Третий вопросивший говорит, что ему нужно попрощаться с ближними. Видимо, он тоже решил выбрать путь следования за Господом, стать Его учеником, но он, как и мы, сказал: «Я верю, но у меня много обязательств, у меня домашние задания, работа…».

Дело не в том, что мы должны отказывать ближним в погребении, прощании и утешении. Христос говорит, что человек должен иметь решимость. Вы все помните, что в древние времена мученики и святые, когда наступал момент гонения, когда к ним приходили и спрашивали, христиане ли они, те отвечали согласием и готовы были идти и на страдания, и даже на смерть. В ХХ  веке наши с вами отцы и деды застали гонения и притеснения, когда за веру Христову расстреливали, ссылали и наказывали. Но кто-то говорил: «Нет, не хожу в храм не верю». А кто-то: «Я готов за тобой, Господи, идти и на смерть, и в темницу».

Господь призывает нас не отказаться от ближних, не презреть свои мирские заботы, он призывает нас обрести решимость, внутреннюю готовность всё бросить ради Него. Вот с таким устроением человек может послужить Богу. Приходя в храм, отрекитесь от своих помыслов, от того, что нам иногда кажется, что мы много знаем и умеем. Идти за Христом нужно с чистым сердцем, признавая себя незнающим, всегда быть, в самом возвышенном смысле этого слова, учеником. Ученик – тот, кто готов учиться. А ведь посмотрите, братья и сестры, часто, приходя в храм, мы привыкаем к богослужению, к святыне, привыкаем настолько друг к другу, что порой прихожане не испытывают чувства любви и признательности к своим ближним, обижаются друг на друга, гневаются и раздражаются. Приходит человек в храм со стороны. Да, он, может быть, выглядит странно, потому что стесняется, чувствует себя неловко, для него эта атмосфера нова и незнакома. А постоянные прихожане надмеваются над ним, грубят. А мне приходилось видеть, как, обижая человека, над ним ещё и надсмехались. Это сильно ранит людей.

Мы все, чего греха таить, обижаемся и хотим, чтобы нас любили, утешали, ласкали. Но по отношению к своим ближним мы не всегда проявляем эти качества. Так вот Господь учит нас оставить всё, переменить ход своих мыслей, быть учениками. Он учит нас слушать, вникать в Его учение, отлагать всё и быть готовым идти за Ним. Это евангельское слово часто проявляется в нашей жизни: в том, с какой решимостью мы встаём на молитву, идём в воскресный день на молитву или же остаёмся дома, чтобы отдохнуть, как исповедуемся, как учимся читать Священное Писание, труды святых отцов.

Некоторые думают, что жизнь православного человека состоит из набора неких внешних правил. Часто спрашивают: «Что нужно делать? Ну, там креститься, молитвы читать, а что же нужно ещё?» А нужно сердце. Нужно каждый день помнить, что Бог его нам дал для того, чтобы мы познали Истину, приблизились к Нему. Поэтому мы каждый день читаем Священное Писание. Казалось бы, тот же евангелист Матфей написал своё Евангелие, 28 глав. Прочитать можно за один день, но мы читаем его всю жизнь. Потому что каждый раз Господь чистому сердцу открывает всё новые и новые горизонты Евангелия. Мы должны читать творения святых отцов, которые, толкуя Священное Писание, открывают нам, как нужно поступать в той или иной ситуации, открывают нам дух этой священной книги. Услышав сегодня о евангелисте Матфее, мы должны, прежде всего, задуматься о том, есть ли подобная решимость в нашем сердце, готовы ли мы меняться?

Помните, что приходская, церковная жизнь зависит не только от пастыря. Господь строит Церковь, но и от священника, и от прихожан зависит, какова будет церковная жизнь: будет ли любовь между прихожанами, будет ли внимание и желание развивать приход. Мы должны с вами помнить, что нельзя замыкаться внутри храма. Казалось бы, пришло несколько человек, все друг друга знают, вот есть небольшая комнатка, где можно молиться, и храм уже не нужен.

Старообрядцы говорят, что у них есть внутренний круг, а в остальном – хоть трава не расти. Православный человек так поступать не может. Мы должны открывать двери храма всякому человеку. В древности язычники говорили о христианах: «Посмотрите, как они любят друг друга!». Любовь, искренность – главные качества христианина. Если нет этих качеств в нашем сердце, то горе нам, братья и сестры. Горе нам, если мы стараемся спрятаться от людей, если стараемся навязать свою волю этим людям, если обижаемся и гневаемся на них.  

Любовь –  качество, которое меняет мир. И Христос пришёл к нам, к людям, чтобы спасти, чтобы пострадать за человеческий род. Он, если и обличал, то с любовью, если учил, то так, чтобы люди поняли, о чём Он говорит. Даже когда гневался, Он делал это так, что каждый человек мог принять это исправление. И вот, братья и сестры, давайте стараться быть искренними, самоотверженно трудиться, чтобы потом, когда явимся мы перед лицом Божиим на Страшном Суде, нам не было стыдно, за то, что мы могли что-то сделать, но не сделали.

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, Свято-Никольский храм

г. Ершова, 29.11.14 года.


Оставить комментарий
Поделиться в: