Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в канун Недели сыропустной и Воспоминания Адамова изгнания

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сердечно вас поздравляю с наступающим воскресным днем, который в Церковном уставе называется Воспоминанием Адамова изгнания или Прощеным воскресением.

Завтра особый день – он выделяется из всего богослужебного года. В этот день мы вступаем в Великий пост. В течение трех седмиц Церковь предлагала нам разные поучения и притчи, чтобы настроить нас на молитвенный лад, возбудить в нас чувство покаяния и вины перед Богом. Церковь рассказывала нам о том, что человеческая жизнь оценивается Богом, и в конце этой жизни человека ждет суд.

Завтра вечером мы будем просить друг у друга прощения. Это особое условие, без которого истинный пост невозможен для человека.  Но прежде мы вспоминаем нашего праотца, первого человека, созданного Богом, Адама, который нарушил данную ему заповедь и был изгнан из рая. Именно это событие вспоминает наша Церковь и предлагает познакомиться с ним на богослужении.

Мы знаем из Священного Писания, что Бог создал человека, взяв от земли. Человек есть прах по своему существу. Бог вдохнул жизнь в человека, дал ему свободу. Святые отцы говорят, что образ и подобие Божие, о котором мы так часто слышим, – это свобода, которая есть у человека. Свобода выбора: любить или нет, идти или нет, отвечать или же молчать в ответ. Бог никогда не нарушает эту свободу. Он дает нам заповеди для того, чтобы мы могли подтвердить ее. Если мы идем за Богом, то должны делать это добровольно, не по принуждению, а если не хотим идти за Ним – это наш выбор.

Бог дал жену человеку – Еву. С древнееврейского «Ева» переводится как «жизнь», а Адам – «земля». Бог вселил их в райский сад и заповедовал им блаженствовать. Но как часто бывает, дорогие братья и сестры, истинная опытность приходит тогда, когда, к сожалению, человек ошибается. Не избежал этой участи и наш праотец. Под влиянием искусителя, врага рода человеческого, который есть по своей сути зло, человек начал сомневаться: «Насколько правдива заповедь Божья?», «Насколько нужно исполнять ее, и нет ли здесь какого-нибудь подвоха?». Дьявол посеял в сердце человека помысел о том, что Бог есть обманщик. Была заповедь не вкушать от древа познания добра и зла, а если вкусите – смертью  умрете (Быт. 2,17). И вот враг рода человеческого говорит, что это не так, что если вы вкусите – вы будете как Боги, вы сможете уподобиться Богу. И человек, к сожалению, этой греховной мыслью прельщается. Сначала жена, потом Адам. Когда Бог вопрошает человека о том, что случилось с ним, Адам начинает обвинять всех. Сначала свою жену, а потом и самого Бога: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3,12).

Бог есть чадолюбивый Отец. Он милосерден. Не лишая жизни человека, Он выносит приговор – человек должен пройти долгий и трудный путь, чтобы исправиться. Первые люди покидают райский сад и оказываются на грешной земле. Это очень глубокий образ. Люди неверующие, далекие от Церкви, наверное, усомнятся в том, что когда-то в истории человечества такое произошло, но ведь в жизни мы можем найти этому массу подтверждений. Когда мы любим Бога, когда мы идем за Ним, когда мы стараемся жить так, как Господь заповедует нам, у нас появляется уверенность и понимание, что жизнь наша не случайна, что в ней есть смысл, что Бог рядом с нами, и Он помогает нам. Но согрешив и упав, нарушив заповедь Божью, человек тут же начинает ощущать свое одиночество, свою наготу. Господь говорит: Где ты, Адам? (Быт. 3,9). А глупый человек пытается спрятаться от Бога, приводит себе на память и окружающим людям кучу примеров, массу фактов и оправданий, чтоб только не сказать: «Господи, виноват я перед тобой».

Наверное, если бы Адам сказал слова покаяния, Бог бы простил его. Но человек по гордости, по своей нераскаянности, не делает этого.  Единственный способ исцелить его от этого греха – дать ему свободу идти до конца: изжить грех, изжить страсть через страдания и скорбь.

И вот первые люди оказываются на земле и сталкиваются с теми проблемами и трудностями, которые сегодня так нам знакомы. Мы дети Адама, мы его потомки. И в наших чувствах, сердцах, в разуме есть то самое семя тли, которое появилось в душе Адама. Оно будто бы передается по наследству человеку и, к сожалению, каждый день своей жизни мы, дорогие  братья и сестры, это семя умножаем, совершая неблаговидные поступки, следуя страстям, завидуя, гневаясь, раздражаясь и совершая многие другие грехи. Адам видит райские врата, которые затворены для него. Он сидит и плачет и говорит:  «Увы мне, увы». Только теперь он понимает, чем мог он обладать и чего лишился.

В православном богословии Христос, который есть обетованный Мессия, был, есть и всегда будет нашей надеждой. Он был обещан изгнанному из рая Адаму. Именно Господь, пришедший в мир, Сам станет человеком и избавит человечество от греха и порока, потому что собственными силами это сделать уже невозможно. Именно поэтому Христос в православном богословии называется Новым Адамом или Человеком с неба. Адам был земляным человеком, то есть от земли взятым, а Христос – Богочеловек, пришедший с  неба. Как Адам совершает грех, удовлетворяя свою страсть вкушением плода, так и исправление человека возможно через пост и воздержание. Именно поэтому Великий пост – это время подвига и время молитвы.

Пост это время, когда мы трудимся. Это вовсе не значит, что в остальное время человек должен порабощаться страстями и не думать о вечности. Еще преподобный авва Дорофей говорил, что Великая Четыредесятница есть десятая часть жизни человеческой, десятая часть года, которую мы приносим Богу как десятину. В это время мы трудимся, подвизаемся, просим друг у друга прощение, каемся в грехах, стараемся жить так, чтобы совесть наша была чиста.

Мы видим, что покинувшему рай Адаму, нужно пройти очень долгий, скорбный путь. Он прожил долгие годы и всегда вспоминал тот рай, который для него был потерян. Он трудился, в поте и крови добывал себе пищу и ждал Мессию. И каждый его потомок, каждый из нас, дорогие братья и сестры, желая стяжать райское блаженство, должен пройти через труд, пройти с достоинством через всю жизнь, которую Господь отводит нам. Человек должен научиться молитве, смирению, кротости, прощению. Вступая в Великий пост, мы вспоминаем нашего праотца и молимся Богу, чтобы в тех случаях, когда возможно нам не делать ошибок, мы не повторяли грех Адама. И что греха таить, часто мы порабощаемся не какими-то великими страстями, а порой такой мелочью, о которой и говорить то стыдно.

Однажды старца Паисия Святогорца спросили, каковы  искушения, которые бес или дьявол посылают людям, искушая их. И старец Паисий рассказал видение одного старца, который увидел беса, сидящего на заборе и болтающего ножками. Старец спросил его: «Что же ты ни чем не занят?». И он ответил: «Современного человека мне искушать не надо, он сам все делает. Он сам и искушается, и падает, и унывает. У меня в последнее время и работы нет никакой».

Будем помнить об этом, братья и сестры. Многие наши жизненные ошибки связанны не с тем, что враг рода человеческого нас искушает, а с тем, что мы сами искушаемся собственной похотью и греховностью. Но есть у нас надежда, есть у нас возможность исправления, есть у нас упование. Христос всегда рядом с нами, а Великим постом мы особо будем чувствовать и видеть Его рядом с собой.

Время Великого поста – время особенное. В церкви, в храме Божьем все поменяется: будет другая служба, будут другие песнопения, молитвы. Сами прихожане поменяются лицом, но будем помнить и слова Священного Писания, которые мы слышали отчасти сегодня на Литургии и в полной мере услышим завтра: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6,16-18). Принеси Богу истинную жертву – будь весел и радостен оттого, что Господь дает тебе время потрудиться, Господь дает тебе силы принести жертву себе. Время поста это не время скорби, это время радости.

Мне приходилось видеть много прихожан, православных людей, которые ждали пост с радостью, без страха, ибо надеялись в нем увидеть избавление. В глубокой древности великая Черыредесятница – шесть недель великого поста и Страстная седмица – воспринималась Церковью как сложная, длинная, долгая, но очень благодатная дорога, как путь, ведущий человека от бездны падения к совершенству, к небу, ко Христу.

Великий пост – это время, когда в древности оглашенные готовились к принятию Святого Крещения, изучали Священное Писание, учились благочестию, молитве. И для нас, дорогие братья и сестры, пусть Великий пост станет временем надежды, пусть Великий пост много исправит в нашей жизни.

Я всех вас сердечно поздравляю. Помощи всем Божией. Желаю, чтобы время поста вы потратили не напрасно – исправили свои греховные страсти, покаялись в грехах, научились любить и молиться. Храни вас Бог.

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий,
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса),
21 февраля 2015 г.

Оставить комментарий
Поделиться в: