Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в канун Торжества Православия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, завершилась первая седмица Великого Поста. Эти дни мы провели в храме: слушали канон Андрея Критского, молились за утренними богослужениями, старались очищать свое сердце, вспоминали свои прегрешения, и, конечно, попросили у Бога и друг друга прощения.

Первая седмица Великого поста – одна их самых строгих. Церковь благословляет нам такой труд, чтобы настроились на пост, вошли в него, укрепились, чтобы дальнейшие недели проводить в молитве, понуждая себя к исполнению заповедей Божиих. Для православного человека служение Богу, покаяние, исправление себя, всегда неразрывно связано с литургической жизнью церкви. Без богослужений православный человек не может жить, не может существовать. Наша служба, особенно участие в Евхаристии, есть основа духовной жизни, поэтому так важно для верующего, церковного человека участвовать в совместном молении или в Литургии.

 Без Причастия, без участия в Евхаристии верующий человек не может себя мыслить. Часто люди, далекие от храма, говорят, что верят в Бога, а в храм не ходят так как, нет времени и приводят прочие отговорки. Но мы с вами, дорогие братья и сестры, помним слова Христа, Который говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56). Если человек не исполнит эти слова Христа, то не будет у него возможности наследовать Царствие Божие. В Евангелии есть рассказ, открывающий перед нами удивительный образ Евхаристии. Христос произнес в Капернауме свою знаменитую Евхаристическую проповедь. Многие, как говорит Евангелие, отошли от Него. И Господь, видя это, обратился к Своим ученикам и спросил: Не хотите ли и вы отойти? (Ин. 6,67) На что апостол Петр, первый ученик, сказал: К кому идти нам? Ты, Господи, имеешь глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68-69). Петр исповедует Его Сыном Божиим. Действительно, братья и сестры, для многих людей Таинство Евхаристии, вкушение Плоти и Крови Христа, кажется странным. Но именно через это Таинство человек неразрывно связан с Церковью и другими христианами. В Таинстве мы получаем единение. Если мы не причащаемся, значит, мы не знаем нашу Церковь, не понимаем ее смысла.

Великим Постом человек старается внимательнее смотреть за собой, прилагает усилия для того, чтобы развить в своем сердце те или иные добродетели. Конечно, без участия в службе это невозможно. Постом мы чаще причащаемся, чаще бываем в храме. Сегодня вы сами видели, сколько было исповедников, а значит, что большинство христиан будет причащаться. Многие причащались сегодня на Литургии, на Литургии Преждеосвященных Даров в среду и пяток.

Чтобы почувствовать дух поста, нужно прийти в храм в один из будничных дней – в среду или пяток. В эти дни служится Литургия Преждеосвященных Даров. Христиане вкушают Тело и Кровь Христа, чтобы укрепить себя и продолжить подвиг. Причастие –  великая святыня, поэтому мы готовимся к встрече со Христом трехдневным постом, совершаем молитвенное правило, евхаристический пост, в который положено не вкушать пищу с полуночи до момента Причастия. Это очень древняя традиция нашей Церкви. Когда человек приходит в храм на Литургию Преждеосвященных Даров, он вдруг открывает для себя нечто доселе невиданное. Оказывается, по Уставу эта Литургия служится в иное время – Церковь предписывает причащаться вечером. Именно поэтому Литургия соединяется с вечерней.

Сложилось так, что в нашей Церкви и во многих других Православных Церквях эта службу переносят на утро, понимая немощь человеческую, обремененность мирскими заботами, работой, хозяйством и прочими обязанностями. Службы Рождественского или Крещенского сочельника, Страстной седмицы Великого поста, то есть Литургия Василия Великого также по Уставу должна совершаться в вечернее время. По мысли Церкви, этот день перед Причастием человек должен полностью посвятить Богу. Это не значит, что он не должен трудиться, работать, не должен заниматься семьей. Но посмотрите, насколько осмыслены будут все наши слова и поступки, все наши труды и заботы, если они будут завершаться соединением с Богом.

Часто человек не видит перед собой той цели, к которой можно было бы стремиться. Спросишь человека неверующего: « Зачем ты живешь, зачем ты трудишься, почему ты терпишь боль и скорбь?» А ему, по сути, и ответить нечего, ведь все, что он говорит почти лишено какой-либо ценности. Но если цель жизни человека – встреча с Богом, тогда весь труд, все скорби, которые выпадают на его долю, приобретают смысл. Через них человек обучается смирению, склоняет свою главу перед величием Божиим, учится терпеть, прощать и любить.

И вот христиане, которые Великим постом причащались Святых Христовых Тайн, готовились к встрече с Христом. Каждый свой шаг, каждую свою мысль, чувства они устремляли к Богу. В древности христиане не вкушали никакой пищи до самого вечера – совершали пост в прямом смысле слова. Отсюда и указание, что среда и пяток – дни постные. Сегодня мы воздерживаемся от мясных и молочных продуктов, а в древности слово «пост» означало полное воздержание от пищи. Христиане, готовясь к встрече со Христом, совершали такой пост, терпели, трудились, работали, а вечером, придя в храм, причащались. Как отголосок до сих пор в Западной Церкви осталась традиция совершать мессы вечером. В нашей Православной Церкви такого сегодня практически нигде не встретишь. Хотя в некоторых епархиях в последние годы архиереи, священнослужители пытаются восстановить эту традицию, обратить на нее внимание своих прихожан.

Дорогие братья и сестры, мне тоже пришла подобная мысль – на протяжении Великого поста совершать в нашем кафедральном соборе раз в неделю Литургию Преждеосвященных Даров в вечернее время. Все желающие смогут прийти в это время в храм и поучаствовать в богослужении, причаститься Святых Христовых Тайн. Те, у кого есть силы, могут в течение всего дня ничего не вкушать, а готовиться к Причастию. Понимая немощь, и ограниченность сил человека, Священный Синод нашей Православной Церкви, говоря о Причащении, предложил причастникам совершать евхаристический пост в течении шести часов, как перед Рождественской или Пасхальной службой. Например, служба на Пасху начинается в полночь, это значит, что мы начинаем говеть – поститься – с шести часов вечера. Наша вечерняя служба будет начинаться в 17.00, и, соответственно, с полудня желающие причаститься уже не должны ни вкушать пищи, ни пить. Исповедоваться можно будет как обычно, на самой Литургии и накануне утром. Дорогие братья и сестры, давайте посмотрим, что у нас с вами получится, давайте попробуем причаститься на вечерней Литургии, а в конце поста подведем некий итог такого литургического эксперимента.

Завтрашний, первый воскресный день Великого поста в Уставе называется Торжеством Православия. После окончания поздней Божественной литургии, мы совершим чин, называемый «Чин Православия» и совершаемый раз в год. За этим богослужением возглашается вечная память всем, кто за многие века существования Православной Церкви потрудился в деле благовестия, и провозглашается анафема всем, кто своей деятельностью, своими словами и неразумной жизнью отошел от Бога и Церкви. Так, Православная Церковь, торжествуя, показывает нам путь к Господу. Храни вас Бог, дорогие братья и сестры!

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий,
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска,
28 февраля 2015 г.

Оставить комментарий
Поделиться в: