Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в храме во имя святителя Спиридона Тримифунтского в день памяти апостола Филиппа

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, в субботний день мы совершали соборную  литургию,  слушали Евангельское чтение, которое предлагает нам евангелист Лука. В Священном Писании нам открывается то,  ради чего  человек должен приходить к Богу, а значит и в храм Божий.

Мы слышим рассказ, как Христос, находясь в неком селении, увидел сборщика податей Левия – будущего Евангелиста Матфея, который до встречи с Христом был сборщиком податей. Иначе говоря – мытарем. В еврейском народе мытарей не просто не любили, их презирали. Ведь это были люди, чья деятельность была связана со сбором налогов в пользу Римской империи.

Иудеи были единственным народом в мире, который поклонялся Единому Богу, и поэтому, к сожалению, в их сердцах была особая гордость по поводу своего богоизбранничества. Поэтому замечая среди своих единоплеменников предателей, подобных Левию, людей, которые отступают от предания своих отцов и трудятся на пользу чужеземцев, всячески старались им досаждать. Они считали таких людей великими грешниками.

И вот Христос, заметив этого сборщика податей, завет его с собой. И будущий апостол все бросает и отправляется за Христом, чтобы стать Его учеником и одним из самых ревностных проповедников Божией правды.

Спустя некоторое время в этом селении в доме Левия, была собрана вечеря, на которой был Сам Господь и многие гости. И вот, как свидетельствует Евангелист Лука, фарисеи и народные старейшины стали роптать, что Христос находясь в этом доме, ест с мытарями и грешниками. А Господь говорит им: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мк. 2, 17).

Мы наблюдаем порой в самих себе и страсти, и грехи, и пороки. И даже  тот, кто уже много лет ходит в церковь Божию, находясь в здравом уме, никогда не скажет: «Я праведен!». Ибо нет таких людей. Все мы грешны. Все мы, к сожалению, нарушаем заповеди Божии, отступаем от Бога. В той или иной степени предаем Христа. Но если есть в нас покаяние и горячее стремление к Богу и жажда, чтобы Он нас простил, то Господь не отвернется от нас. Христос говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мк. 2, 17).

И действительно, братья и сестры, в нашей повседневной жизни к доктору идет больной человек. Он ждет от врача ни каких-то нравоучений, ни наказания, ни сетования врача: «Как же ты так не берег себя?!». Мы ждем помощи, утешения, ласки, нужного лекарства и таблетки, чтобы оправиться от болезни. И в Церковь человек должен идти для того, чтобы принести покаяние, испросить прощение в грехах своих, чтобы исцелиться от греховной скверны. Ибо, если человек идет по каким-то иным причинам, то, скорее всего, он заблуждается.

Но очень важно, дорогие братья и сестры, помнить и то, как поступил Левий – будущий Матфей. Как говорит Евангелист Лука, он все оставил и последовал за Христом. Проще говоря, бросил собирать налоги, переменил образ своей жизни. Он пошел за Христом и стал Его учеником – апостолом.

Прежде чем просить у Бога прощения, будущий христианин должен сказать: «Господи, я готов идти за Тобой!». Только с таким настроем человек может приходить в Божий храм. К сожалению, братья и сестры, мы, прихожане, не всегда об этом помним. И в храм Божий приходим для того, чтобы испросить благ, здравия, счастья и удачи. Человек заходит в храм, чтобы поставить свечу о здоровье своих родных и близких. И, к сожалению, редко помнит о главной цели – посвятить  свою жизнь  Богу.

Таких примеров в Церкви Христовой много. Прежде всего, это люди, которые принимают монашеский чин, начало которого положено в III веке. Преподобный Антоний, будущий великий подвижник, столп Церкви, основатель монашеской жизни, однажды пришел в храм Божий. Во время богослужения он услышал слова Евангелия: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 27) И преподобный Антоний эти слова принял в самом прямом смысле. Он оставил все, что связывало его с земной жизнью: раздал свое имение, поручил свою сестру благочестивым девам. Сам же ушел в глубокую пустыню, чтобы в течение восьмидесяти лет жить равноангельной жизнью. И таких примеров множество.

Конечно, кто-то возразит: «Ведь монахи –  это люди, которые посвятили всю свою жизнь Богу! Может ли поступить так человек, у которого семья, дети, работа, обязанности перед Отечеством, ближними своими?» Конечно, нет. У каждого человека своя мера. Кто-то оставляет все и идет за Христом, как первые монахи, а кто-то говорит: «Я обременен обязанностями». И такой человек, приходя в храм, ожидает, что ему там помогут, научат, утешат. А о том, что нужно Богу отдать свое сердце не думает.

 «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Прит. 23, 26), – говорит Господь. А что мы, братья и сестры, можем сделать ради Бога? Чем мы можем пожертвовать? Прежде всего, переменить образ своих мыслей.

В греческом оригинале слово «покаяние», то самое покаяние, которое мы приносим Христу, звучит, как «метанойя», что означает перемена ума. Кающийся и грешный человек, принося покаяние, должен изменить свой разум. Начать относиться ко многому тому, чем он жил раньше, совершенно иначе.

Мирские люди, люди неверующие воспринимают жизнь, не как дар Божий, а как нечто само собой разумеющееся, но христианин говорит: «Господи, ты привел меня в этот мир! Я благодарю тебя!» Человек неверующий говорит: «Мне все должны!». И когда не получает каких-то благ, утешения, похвалы, восклицает: «Но, как же так! Почему меня не замечают и не любят? Почему государство не заботится обо мне?». А христианин не эти вопросы должен задавать, а должен говорить: «Господи, что я могу сделать ближним моим? Чем я могу послужить Тебе? Меня не любят, а я люблю всех. Меня не ценят, а я ценю всех, кто рядом со мной. Меня не понимают, а я постараюсь сделать так, чтобы понять других людей, и значит, скорее всего, и они меня со временем поймут».

Часто мы ждем от своих ближних теплых слов, любви и поддержки. Но, как часто бывает, в наших сердцах нет этих качеств. И когда ближний наш приходит к нам с переживанием и скорбью очень часто мы не находим слов, чтобы поддержать его. Еще в меньшей степени мы находим слова, чтобы порадоваться с человеком, у которого радость и кому Господь послал какое-либо утешение.

Мы часто воспринимаем мир, как будто он нам что-то должен. Но ведь Господь не сказал, что нас будут любить, нам будут благотворить, поддерживать и всячески утешать. Он сказал: «В мире будете иметь скорбь..» (Ин. 16: 33), а также: «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас» (Мф. 10, 17). Господь говорит, что даже из синагог ваших выгонят вас. То есть из храмов ваших выставят вас. И такое может случиться. Но тогда, помните, что Господь с вами рядом, «.. мужайтесь: Я победил мир!» (Ин. 16: 33)  

 «Если Меня гнали, будут гнать и вас если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15, 20). Мы с вами, дорогие христиане, должны об этом всегда помнить. Никогда не забывать о том, что мы приходим в храм не для того, чтобы утешиться, а чтобы поработать Богу, помолиться, потрудиться.

Человек может принести  Богу разную жертву. Например, деньги, какие-то таланты, вполне возможно блага мира всего. Но может ли остаться без милости Божией человек, который не имеет всего этого? Конечно же, нет! Такой человек должен принести Богу сердце, покаяние, исправление. Он должен одарить своей любовью, теплотой, своей сердечностью ближних. Порой, действительно у нас нет возможности что-то дать нищему. Но мы можем хотя бы не пройти мимо с равнодушием, а сказать доброе слово. Согреть своей любовью сироту, вдовицу, немощного и больного человека. Старец Паисий говорил: «Если ты видишь сироту, колючего как еж, прежде чем, исправлять его и учить, согрей его теплотой сердца своего, а потом уже старайся пригладить его колючки».

Сегодняшнее Евангельское чтение учит нас тому, ради чего стоит стремиться к Богу и приходить в храм Божий: ради покаяния, ради исправления и для того, чтобы послужить Ему. Построился новый храм, открылся новый приход. От прихожан зависит очень многое. Или вы пришли в храм для того, чтобы в нем напитаться благодатью молитвы, или вы пришли для того, чтобы поработать Христу. Стать, например, на клирос и спеть Литургию. Чистота и порядок на территории храма тоже зависит от неравнодушия прихожан. А какая горячая молитва льется к Богу, когда прихожане хором поют: «Господи помилуй!» и «Отче наш!».

Просветительская, миссионерская, социальная ли деятельность ведется на приходе – это тоже свидетельство того, ради чего люди пришли в храм Божий. Ведь мы должны не просто себя спасать, а пойти и как апостолы проповедовать веру Христову. Ибо Господь говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Что же это значит в повседневной жизни? А это значит, что мы прихожане, увидев невоцерковленного человека в храме, должны  окружить его любовью, а не с презрением и надменностью учить, как правильно вести себя в храме. Нужно сказать: «Пойдем. Я покажу тебе, где какие иконы и  святыни в храме. Вот самое удобное место для того, чтобы молиться и видеть, что происходит в алтаре. Встань сюда и смотри. Ибо мы каждый день в храме, а ты впервые». Но часто случается так, что в храме Божьем мы осуждаем, завидуем, гневаемся, говорим: «Но как же так, человек ничего не понимает!».

Часто мы замечаем с вами, что в храме на Литургии нет тех, кто был на Всенощной. Кто-то из этих людей, возможно, заболел или впал в какую- либо немощь. Особенно это касается пожилых людей. И мало просто вопрошать: «А где этот человек?». Нужно сходить и узнать об этом. А может быть ему необходима наша помощь? И, прежде всего, этим должны заниматься не священник, а прихожане-миряне.

И еще, дорогие братья и сестры, мы должны быть благодарны Богу за то, что он привел нас к Себе. Всегда об этом помнить. Не гордиться этим, а говорить: «Слава Тебе, Господи, что Ты образумил меня. Вразумил. Наставил на путь истинный. Открыл мне дверь в храм!». И никогда, братья и сестры, не стоит осуждать ближних своих, которые не ходят в храм.

Часто приходиться сталкиваться с грехом осуждения, надменности. Но когда мы видим человека осуждающего, ни в коем случае не будем сами осуждать его. Нужно понимать, что вполне возможно в тот момент, когда он согрешил, его сердце охладело, и он просто не смог справиться с грехом. Такого человека просто нужно пожалеть.

Но нужно помнить еще и о том, что у каждого из нас своя мера. Кто-то от рождения имеет великую любовь, смирение, теплоту и мягкость. А кто-то как железо, как камень. Все мы разные. Одному человеку  достаточно сказать слово и он разрыдался: «Господи, помилуй!». А другого жизнь бьет, уничтожает, но вполне возможно только на смертном одре такой человек придет в Божий храм. Но Господь призывает каждого человека, одаривая своими щедротами. Всем дает одну награду.

Все вы помните притчу о винограднике и работниках. Когда, тот, кто  был призван и первый час и в одиннадцатый получил одну награду, а тот, кто позавидовал, был укорен Господом. Ибо Он сказал: «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Мф. 20, 13-15). Потому что Господь нас всех  любит и никогда и никого не разделяет. Но повторюсь, братья и сестры, у каждого у нас, своя мера.

Мне вспоминается рассказ преподобного Арсения Великого – человека высокой жизни. К нему однажды пришел простой монах и увидел, что старец во время молитвы прочитал недостаточное количество псалмов. У него был келейник, который помогал ему по хозяйству. А когда они сели кушать была подана рыба и даже поставили оливковое масло. Монах соблазнился жизнью преподобного Арсения и сказал: «Как же так, отче, ты же подвижник и должен жить жизнью более суровой!». Видя, что брат ушел обиженным и соблазненным, преподобный Арсений догнал его и задал такой вопрос: «Скажи мне, кем ты был до того момента, как принял монашество?». Монах ответил: «Я был простым крестьянином». Старец снова стал вопрошать: «А как ты жил? Что ел? Чем занимался?». Монах ответил: «Я работал в поле, пас скотину, ел хлеб и воду!». «А чем живешь сейчас ты?», –  спросил преподобный Арсений. «Примерно тем же самым, добавив при этом молитву», – ответил монах.

Тогда преподобный Арсений рассказал ему о жизни, которая была у него до монашества. Старец был когда-то большим чиновником в Риме. Во время пиров, на которых он присутствовал, стояли десятки и сотни яств, десятки слуг прислуживал ему. Оставив дворцы, имение, золото, слуг, родных и близких своих, преподобный отправился в Египет в пустыню. И сегодня его пища – это хлеб, рыба и оливковое масло. Он бросил славу, величие и почет вменив все эти блага ни во что. С ним был всего лишь один послушник. И тогда  монах понял, что он, придя к Богу, оставил немногое в жизни. А у преподобного Арсения, жизнь поменяла коренным образом.

Поэтому, дорогие братья и сестры, для Бога очень ценна жертва, на которую человек идет ради Него. И Господь знает ее, а мы нет. Поэтому когда мы видим ошибающегося человека, а может быть даже согрешающего, не будем его судить. А лучше подумаем о своей жизни, что мы можем принести Господу? Чем мы можем исправить свою жизнь? Будем помнить об этом, братья и сестры, и будем стараться по мере наших сил и возможностей не просить у Бога: «Дай!», а говорить: «Господи! Прими жизнь мою! Прими сердце мое! Возьми мои таланты и возможности! Я хочу послужить Тебе и потрудиться ради Тебя и Церкви Твоей!». Только тогда, братья и сестры, в наших сердцах поселится настоящая радость и утешение, а вместо эгоизма появятся такие добродетели, как любовь к ближнему и жертвенность. Ведь  Господь говорит: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35).

Я всем нам, дорогие братья и сестры, желаю этих качеств. Искать, прежде всего, славы Божией и покаяния, а все остальное к этому будет приложено.  Поздравляю вас всех с праздником и храни вас Господь!


+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г.Покровска (Энгельса)

24 октября 2015 г.


Оставить комментарий
Поделиться в: