Проповедь на всенощном бдении в канун Недели 1-ой Великого поста. Торжество Православия
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
С праздником, дорогие братья и сестры! Закончилась первая седмица Великого поста. Завтра, в первый воскресный день, мы совершим службу, которая в церковном уставе называется Чин Торжества Православия.
Согласно древней церковной традиции, в первый воскресный день Великого поста вспоминают и молятся о тех, кто своей жизнью и подвигом, своими праведными и ратными трудами отстаивал православную веру. В этом Чине поминаются и Патриархи, и духовенство, и государи, и правители Византийской империи и нашего с вами Отечества. Также в это день анафематствуют еретиков и всех тех, кто противится воле Господа, кто своей гордостью и злым умыслом или неразумием принес Церкви те или иные трудности.
С середины IV до IX веков в этот день Церковь вспоминала великомученика Феодора Тирона, чью память мы совершали сегодня. Великомученик Федор пострадал во времена последнего и очень страшного гонения на христиан. В 362 г. великомученик явился в Константинополе архиепископу Евдоксию. В то время император Юлиан-отступник, племянник Константина Великого, решил восстановить в Византийской империи почитание идолов и языческих богов. По свидетельствам историков, потерпев обиду от своих родственников-христиан, а также от Константина Великого и его детей, Юлиан затаил обиду и решил поспорить с Богом. Он снова сделал языческий культ государственным. Как это уже было неоднократно в истории Церкви, используя свою власть, Юлиан начал отправлять духовенство и архиереев в ссылки, гнать христиан, закрывать и разрушать храмы.
Во время Великого поста, на первой седмице, когда все христиане стараются особо подвизаться, Юлиан пошел на нечестивый поступок. Чтобы осквернить христианский пост, он приказал окропить на рынке все яства идоложертвенной кровью. Конечно, дорогие братья и сестры, древним христианам хорошо были известны слова Священного Писания: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15, 11). Также Господь говорит о том, что «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления». (Мф. 15, 21). Но если человек совершает что-то великое и возвышенное, то ему очень не хочется, чтобы кто-то ему в этом помешал, а тем более сделал какое-либо нечестивое дело. Поэтому и христиане Константинополя забеспокоились.
Великомученик Феодор явился архиепископу Евдоксию и сказал об умысле языческого императора. Он научил архиепископа, чтобы христиане в этот день приготовили дома пшеницу с медом и сладостями и весь день вкушали эту пищу. На рынок в этот день не ходил никто из христиан.
Отсюда в Церкви произошла традиция освящать в этот день коливо (в России его называют еще кутьей), которой мы следуем до сегодняшнего дня. Эта традиция существовала до IX в. В воскресный день Церковь вспоминала это великое чудо. Это было своего рода подтверждением и подкреплением веры христиан в том, что Великий пост – это время особое. Сам Господь заботится о Своей Церкви и Своей пастве.
В IX в. Церковь завершила эпоху Вселенских Соборов. В 748 г. при императрице Феодоре снова было восстановлено иконопочитание. Споры, трудности и гонения, которые переживала Церковь, связанные с этим событием, тянулись более ста лет. И в первый воскресный день Великого поста, в Константинополе прошел огромный крестный ход, посвященный этому событию. Народ торжествовал. С того времени Церковь вспоминает память этого события, которое также стало называться Торжеством Православия. А память великомученика Феодора Тирона была перенесена на на день субботний.
Завтра, дорогие братья и сестры, по окончании Литургии мы с вами совершим Чин Торжества Православия. Это молебные пения Господу и благодарение Ему за те благодеяния, которые Он посылает Своей Церкви. Это воспоминание и восхваление тех святых и не прославленных, но благочестивых людей, которые служением и трудами, умножали Божию славу.
В этот день в центре храма на аналой кладут две иконы: Божией Матери и Спасителя, как знак того, что Торжество Православия связано с иконопочитанием. В этот день православные поклоняются не только иконам, но и святым мощам, которые хранятся в каждом храме и каждом монастыре.
Самое главное, дорогие братья и сестры, христианину глубоко отнестись к этому празднику, а также подумать о том, что главное событие, которое мы вспоминаем – это не внешнее торжество Церкви. Ибо история Церкви знает непростые и даже тяжелые для Церкви годы. Торжество Православия – это, прежде всего, торжество духа Церкви. Каждый из нас, дорогие братья и сестры, знает, что когда с нами случаются те или иные искушения, и мы принимаем их как волю Божию, смиряемся и, что немаловажно, благодарим, то Господь подает силы и дает нам ощутить истинное торжество – торжество над грехом и пороком.
И вот, братья и сестры, заканчивая первую седмицу, будем молиться Господу, прося, чтобы Он преумножал не внешнюю, а внутреннюю славу Церкви. И давал нам не славу человеческую, а веру, любовь к Богу, истинное понимание того предназначения, ради которого мы пришли в этот мир.
Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)
19 марта 2016 г.
4 апреля 2016 г.