По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в канун Праздника Торжества Православия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры, с воскресным днем! Сердечно всех вас поздравляю с окончанием первой седмицы Великого поста. Завтра наша Церковь воспоминает событие, которое случилось много веков назад, в 843 году. Церковь окончательно победила ересь иконоборчества, и было установлено совершать каждый год на первой неделе Великого поста так называемое Торжество Православия. Был составлен особый чин, который завтра будет совершаться во всех храмах и соборах, в том числе, и в нашем кафедральном соборе. Мы будем возглашать анафемы тем людям, которые отступили от Бога, от Православия, и восклицать вечную память тем, кто своей жизнью, своим подвигом, своим неравнодушием защищал Церковь, укреплял и развивал.

Ежегодно мы совершаем чин Торжества Православия, в котором наглядным образом показывается, что Церковь на протяжении многих столетий укреплялась, росла, крепла. Но сегодня, с одной стороны, Церковь имеет свободу, возможность абсолютно безбоязненно проповедовать, развиваться. Однако же мы видим, что достаточно много людей относится к Церкви критично. А многие, что еще более печально, не относятся к Церкви вообще никак. Огромное количество людей, которые холодны, равнодушны и как говорит апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «О, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 15-16). Эта теплохладность, это равнодушие, когда человек на самом деле по большому счету и верит, и не верит, а глубоко его вообще не занимают вопросы духовной жизни, сегодня очень распространены. И что говорить о людях внешних, мы это видим и чувствуем это в своих сердцах, в своей жизни. На чине Торжества Православия, скорее всего, останется очень и очень немного людей, даже из тех, кто будет причащаться.

И вот всегда у меня возникает вопрос: в чем же Торжество нашего Православия, если верующих людей немного, храмы не всегда бывают полны, даже в такие великие праздники? А если посмотреть на историю Церкви, например, на ХХ век, то о каком торжестве можно говорить? Храмы были разрушены, уничтожены, огромное количество священнослужителей и мирян были расстреляны, сосланы. Одним словом, Церковь была практически полностью разгромлена.

Но я думаю, что каждый из нас, каждый верующий человек, должен, прежде всего, думать о торжестве не внешней стороны церковной жизни, а о том духовном торжестве, которое открывает человеку Церковь. Жизни, которая на первый взгляд невидима человеческому взору. Ведь как только мы начинаем осуждать не ближних, а себя, как только мы начинаем задумываться о своих поступках, о своих грехах, страстях, а самое главное начинаем исправляться, мы видим, что действительно, Бог торжествует в нашем сердце, наполняет его смыслом, радостью. И даже в скорбях, печалях, болезнях человек приобретает такую крепость, которая ни с чем не может сравниться. Мы должны всегда с вами помнить, что в каких бы тяжелых обстоятельствах каждый из нас не находился, в каких бы искушениях и трудностях не оказалась бы наша Православная Церковь, Господь всегда рядом с нами, Он помогает каждому человеку.

Часто спрашивают по поводу анафематствования, которые слышны в этот день в храме. Многие из вас слышали слова осуждения в адрес Церкви по поводу анафематствования великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Люди говорят: «Ну как же Церковь допускает такие вещи! Это такой великий ум, как же его отлучили?! Как вообще Церковь может отказаться от своих чад, пойти на такие радикальные меры?!». Но анафематствование – это не в прямом смысле слова отлучение от Церкви, это констатация уже существующего факта. Своим учением Толстой за много лет до провозглашения Церковью анафемы сам себя отлучил и неоднократно об этом говорил во всеуслышание. И в древности, и в наше время огромное количество людей, которые покидая православный храм, делали это абсолютно добровольно. И Церковь, спустя долгое время лишь констатирует уже сложившееся положение вещей.

Бог никогда не отступает от человека, если человек сам не отступает от Него. Все мы с вами помним притчу о блудном сыне. Предав своего родителя, этот юноша получает причитающиеся ему наследство, уходит на сторону далече и все прогуливает. Спустя какое-то время он возвращается назад, и мы видим, что отец принимает его. Это свойство любого родителя – своих детей всегда прощать и миловать. Но с другой стороны, мы видим, что родитель выбегает навстречу сыну в тот момент, когда в сердце этого человека произошла перемена. Первый шаг должен был сделать сын. Господь каждого из нас зовет, но ждет, что мы сделаем первый шаг. И когда мы слышим разговор о том, почему Господь не спасает, почему Господь не исправляет, почему Господь и мне не помогает в той или иной ситуации, в этом есть определенное лукавство, которое присутствует в сердце любого из нас. Если мы хотим встречи с Богом, то должны просто вслушаться, присмотреться к своему сердцу, Господь стучит в сердце каждого человека и нужно сделать лишь только маленький шаг, как тот блудный сын, который одумался и сказал: «Господи, виноват я пред Тобою, виноват пред отцом». Он пошел в сторону дома, и отец выбежал ему навстречу. Мы не видим ни обличений, ни каких-то слов, которыми он пытался бы вразумить, исправить сына – нет, отец, увидев его покаяние, его искреннее движение сердечное, просто выбегает навстречу.

Будем об этом помнить в завтрашний день, когда будем совершать чин Торжества Православия, и будем размышлять о том, что Господь должен торжествовать в сердце человека. И если дал нам Господь жить во времена благоденствия церковного, слава Богу! Если завтра что-либо в нашей жизни переменится, не будем унывать, а будем верны Господу, Церкви Его Святой и своей совести!

Сердечно вас поздравляю, дорогие братья и сестры, желаю всем помощи Божьей. Великим постом каждому православному человеку нужно постараться больше внимания уделять духовной жизни, посещению богослужений в храме и, конечно, чаще приступать к Чаше Христовой. чтобы освятиться, приблизиться к Богу. Давайте постараемся провести Великий пост так, чтобы потом совесть нас не обличала. И пока у нас есть возможность быть рядом со Христом, быть в Его святом храме, будем это с радостью и без уныния делать. С праздником!


+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

4 марта 2017 г

Оставить комментарий
Поделиться в: