Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Уроки любви к Церкви и Отечеству: книжное наследие митрополита Вениамина (Федченкова)

Любая юбилейная дата — хороший повод для того, чтобы оглянуться в прошлое и попытаться понять его. В текущем году мы отмечаем одну из таких дат. Столетие назад наше общество пережило страшный перелом, который поставил людей, родных по крови, по культурной идентичности, по разные стороны баррикад. Как отметил в своем докладе на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Главная трагедия народа заключалась в том, что, одурманенный сомнительными популистскими идеями, он позволил оболгать национальную историческую память, надругаться над своей традицией, позволил разделить себя на враждующие лагеря и поставить политические и социальные различия выше национального единства и культурной общности».

К сожалению, это разделение не преодолено до сих пор: и по сей день для кого-то 1917-й — это год великой революции, а для кого-то — год убиения первых новомучеников. Мы часто выносим суд и событиям прошлого, и, тем самым, своим предкам, забывая о том, что наши знания ограничены, а по-настоящему справедливый суд лишь у Бога.

Но как же нам понять события столетней давности, как извлечь из них уроки? В наш век мы легко можем получить информацию, вспомнить даты, статистику, познакомиться с данными когда-то секретных архивов. Но для настоящего понимания тех людей и тех событий нам важнее побеседовать с человеком, который жил в это время. Конечно, он мог ошибаться, не осознавать тех глобальных исторических процессов, в которые был погружен, но зато он лично видел многое из того, что для нас превратилось в сухие цифры статистики или идеологические штампы.

Возможность такого диалога с человеком, который жил столетие назад, нам предоставляют книги. И я предлагаю вам познакомиться с книжным наследием митрополита Вениамина (Федченкова) — удивительного человека, в жизни которого отразились многие события той эпохи. Читатель, который откроет его книги, найдет в авторе не только интересного повествователя, но и замечательного собеседника. Для нашего современника станут настоящим откровением особенная вдумчивость, неспешность, детская простота и открытость, а самое главное — поразительная любовь и деликатное уважение к каждому человеку. К каждому, независимо от того, по какую он сторону баррикад. «НУЖНА ЛЮБОВЬ СПАСАЮЩАЯ. Нужна и к той, и к другой стороне, иначе странно было бы: одним помогать, а другим вредить... Но как же это соединить?»[1], — спрашивает себя владыка.

Сама жизнь владыки Вениамина напоминает захватывающее повествование, полное удивительных встреч и самых неожиданных событий. Поэтому его автобиографические книги читаются как художественный роман. Будущий владыка, в миру Иван Афанасьевич Федченков, родился в Кирсановском уезде Тамбовской губернии в семье простых сельских тружеников. Отец, Афанасий Иванович Федченков, родился крепостным, затем многие годы служил конторщиком у господ Боратынских. Мать, Наталья Николаевна, вела хозяйство. Во многих своих произведениях владыка Вениамин вспоминает о родителях, которые, несмотря на нужду и сословные ограничения, смогли дать своим шестерым детям и образование, и живую веру в Бога. Три брата — Иван, Сергей, Александр — закончили духовные школы. Владыка вспоминает, что мать всю жизнь «понедельничала» за детей — взяла на себя подвиг дополнительного поста для их благополучия и несла его незаметно для всех.

Трудолюбие и огромное желание учиться помогли юноше закончить духовное училище, семинарию, а затем академию и стать одним из лучших педагогов своего времени. Казалось бы, впереди понятное поприще ученого монаха. Но привычный ход жизни нарушила революция, о которой владыка Вениамин много пишет и размышляет в своих произведениях. В этих размышлениях совсем нет обличительного пафоса, каких-либо лозунгов, а есть лишь глубокий взгляд мудрого человека, который понимает, что все в жизни происходит по Промыслу Божиему.

Приводя многие примеры из жизни, приходит владыка к такому выводу: помещичий и богатый класс жил совершенно обособленной от народа жизнью, либералы-земцы еще дальше были от народного сердца, чем даже иные крепостные господа; богатство ставило стену между народом и купечеством. Этот разрыв между правящими классами и простым народом к началу ХХ века стал таким непреодолимо глубоким, что «не случайно произошла революция»[2].

Весной 1920 года по приглашению генерала П.Н. Врангеля владыка Вениамин возглавил военное и морское духовенство Русской Армии, образованной в мае 1920 года из реорганизованных Вооруженных сил Юга России. Как епископ Армии и Флота (таков был новый титул владыки) он координировал деятельность военных священников, принимал участие в организации дней всенародного покаяния, в организации крестных ходов, и очень скоро столкнулся с теплохладностью и даже безрелигиозностью многих белых вождей и воинов. Но ради бесконечно дорогой для него части белого воинства, воевавшей «за Бога и Родину», он прошел вместе с белыми до конца и оставил пределы России в ноябре 1920 года.

Начался период жизни в эмиграции, который владыка Вениамин, любивший свою Родину, считал изгнанничеством, подчеркивая ее недобровольный характер. Он жил в Константинополе, в Болгарии, в Америке, но сердцем всегда стремился на Родину, горячо поддерживал русский народ.

Вот что о владыке Вениамине пишет митрополит Антоний Сурожский: «Помню, как-то на Трехсвятительском подворье — я пришёл почему-то поздно, и вижу: Владыка Вениамин лежит на каменном полу, завернувшись в свою черную монашескую мантию, даже без подушки, — просто лежит. Я ему говорю: “Владыка, что Вы здесь делаете?” — ”Ты знаешь, я здесь спать устроился”. — “Как, у Вас разве комнаты нет?” — “Знаешь что, сейчас на моей кровати спит один нищий, на матрасе другой, ещё один спит на подушках, а ещё другой — на моих одеялах. Так я здесь устроился, потому что в мантии моей мне тепло”. Вот это для него типично. В это время действительно было голодно… Денег никаких не было. Но Владыка Вениамин умел вдохновить всю службу, вот так ее к небу возносить... Единственное, чем он для меня памятен: своим лежанием на каменном полу и возношением богослужения к небу»4],.

29 июля 1927 года в Советском Союзе была опубликована Декларация о лояльности советской власти Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В этом документе, написанном под сильнейшим давлением и, как считают некоторые историки, при непосредственном участии представителей богоборческой власти, митрополит призывал к мирному соработничеству с государственной властью. Он пошел на этот шаг с риском потери своего доброго имени, уважения духовенства и верующих мирян, для того, чтобы сохранить Церковь в условиях тоталитарного государства. «Только кабинетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как наша Православная Церковь… может существовать в государстве спокойно, закрывшись от власти»[4], — говорилось в Декларации.

Многие священнослужители русской эмиграции не приняли этот документ, посчитав выраженное в нем лояльное отношение к богоборческой власти предательством веры и Церкви. Чтобы понять, как относиться к позиции митрополита Сергия, владыка Вениамин отслужил «сорокоуст» — сорок Литургий, внимательно прислушиваясь к тому, что происходит в его душе. Свои мысли он заносил в дневник, опубликованный под названием «Святый сорокоуст. Мысли по поводу указов Митрополита Сергия». И в завершение этого молитвенного делания он принял и понял позицию митрополита.

18 февраля 1948 года митрополит Вениамин вернулся на Родину и был назначен на Рижскую кафедру. «Радуйтесь, всегда радуйтесь, и в скорбях радуйтесь», — такими словами он приветствовал свою новую паству. Позже владыку перевели на Ростовскую кафедру, где он пробыл до конца 1955 года. В эти годы он особенно сблизился со святителем Лукой (Войно-Ясенецким).

В ноябре 1955 года владыка Вениамин стал митрополитом Саратовским и Балашовским. Новое назначение было связано с тем, что в Саратове действовала духовная семинария, и поэтому там требовался архиерей с высшим богословским образованием и опытом педагогической деятельности. Владыка Вениамин перенес инсульт, часто болел, но в период новых гонений в конце 50-х годов призывал свою паству к твердому стоянию за веру и Церковь. 

В феврале 1958 года владыка ушел на покой и поселился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Владыку Вениамина посещал и очень почитал будущий замечательный печерский старец отец Иоанн (Крестьянкин). Он любил цитировать слова владыки, выстраданные опытом: «Мы представляем собой существенную ненужность и никому не нужны, кроме Бога»[5]. 4 октября 1961 года владыка Вениамин скончался и был погребен в пещерах монастыря.

Пребывая на покое в Псково-Печерском монастыре, владыка Вениамин приводил в порядок разрозненные рукописи. Его наследие составило 18 тысяч машинописных страниц. Значительная часть — воспоминания о тех, с кем довелось встретиться, и о ком бы ни писал владыка, его воспоминания полны самой искренней любви: Господь наградил его редким даром видеть в людях самое хорошее и святое. Это прекрасный писатель — интересный, душевный, теплый. За каждой его строчкой видишь образ человека, который пишет не отвлеченно, а пропускает всё через свое сердце.

Начать знакомство с наследием митрополита Вениамина стоит с его исторических и автобиографических книг. «На рубеже двух веков» — практически его автобиография, в которой читатель найдет яркие портреты современников автора. «Вы жили на рубеже двух эпох, много видели в обеих — все это само по себе интересно. Но думаю, что это было бы важно и для истории: она будет писаться на основании разных документов, а ваши воспоминания незаурядные, вы приняли новую эпоху не легко и не сразу, потому ваши переживания особенно важны как материал для будущего историка», — говорит один из собеседников владыке Вениамину, а нам — тем, кто сегодня изучает историю той эпохи — остается лишь согласиться с его словами.

Замечательные книги: «На Северный Афон» — о паломничестве еще юного академиста на Валаам и о его духовных размышлениях, «Божьи люди» — о встречах со святым праведным Иоанном Кронштадтским, преподобным Варнавой Гефсиманским, простыми монахами, сельскими священниками, безвестными праведниками из простого народа. Эти книги написаны простым, доступным языком, вызывают живой интерес и желание приобщиться к наследию русских монастырей, русского старчества. Эти небольшие, зачастую незамысловатые рассказы о русских праведниках позволяют нам прикоснуться к настоящему богатству нашего народа и осознать уровень трагедии, которую он пережил в ХХ веке.

Знакомясь с творчеством митрополита Вениамина, нельзя обойти вниманием его литургическое наследие, которое поможет читателям лучше понять молитвы и богослужение Православной Церкви. Книгу «Молитва Господня» многие наши современники называют одним из лучших толкований молитвы «Отче наш». Владыка Вениамин последовательно и подробно разбирает каждое слово молитвы, опираясь на Священное Писание и святоотеческое наследие. О вере, богопознании он пишет просто, проникновенно и вместе с тем смиренно. Владыка много рассказывает о личном опыте, переживаниях, вспоминает случаи из своей жизни. «Молитва Господня» — книга-разговор, на страницах которой происходит живое общение автора и читателя.

В книге «Небо на земле» собраны размышления о Божественной литургии святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. В цикле работ, посвященных двунадесятым праздникам, владыка Вениамин не только рассказывает об их истории, особенностях богослужения, но и делится с читателями своими сокровенными переживаниями и размышлениями. Поэтому прочтение книги становится не уроком, а настоящей вдумчивой и задушевной беседой.

Чему нас с вами может научить знакомство и с книгами, и с жизнью митрополита Вениамина (Федченкова)? Любить Церковь, любить свою Родину, несмотря ни на какие внешние перемены. Доверять Богу, видеть во всем происходящем Промысел Божий о каждом человеке, о народе, о стране. А еще понимать и прощать всех окружающих людей, по слову владыки: «Не будем винить, а лишь поймем всё»[6]. Этого отношения владыки Вениамина не понимали ни в советской России, ни в крайне политизированных эмигрантских кругах за рубежом. Но, может, спустя столетие, оно обращено именно к нам?

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий




[1] Митрополит Вениамин (Федченков). Два сорокоуста. // http://predanie.ru/veniamin-fedchenkov-mitropolit/book/72290-dva-sorokousta/


[2] Наталья Горенок. «Сердцем веруется в правду». Жизнь и книги митрополита Вениамина (Федченкова). Православие и современность № 8 (24) за 2009 год.


[3] Митрополит Антоний Сурожский. Видные деятели русской эмиграции. https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/vidnye-dejateli-russkoj-ehmigratsii/1


[4] Декларация митрополита Сергия // http://drevo-info.ru/articles/2463.html


[5] Наталья Горенок. «Сердцем веруется в правду». Жизнь и книги митрополита Вениамина (Федченкова). Православие и современность № 8 (24) за 2009 год.


[6] Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М.: Правило веры, 2004. С. 343.

Оставить комментарий
Поделиться в: