По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь Епископа Покровского и Николаевского Пахомия в канун праздника Входа Господня в Иерусалим

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В завтрашний день Церковь воспоминает событие, которое называется Входом Господним в Иерусалим. В русской традиции этот день еще именуется Вербным воскресеньем. После воскрешения Лазаря Христос совершает торжественный вход во святой град, добровольно отправляясь на страдания. И люди – сотни, может быть даже и тысячи – выходят Его встретить, потому что помнили воскрешение Лазаря.

Христос, увидев Иерусалим, прослезился, предсказывая его скорое разрушение. Слезы Христа и радость кричащей толпы соединены в этом празднике. И до сегодняшнего дня этот праздник вызывает в наших сердцах очень смешанные чувства. С одной стороны радость – мы подобно людям, встречающим Христа в Иерусалиме, поднимаем в своих руках ветви вайи, вербные ветви и также восклицаем: «Осанна!», прославляя грядущего Господа, благодарим Его за милость, оказанную нам. Но Христос знает, что те, кто кричал: «Осанна!» через несколько дней закричат: «Распни!». Во все времена в человеке борются эти два чувства. С одной стороны мы рады и восклицаем: «Осанна!», с другой стороны, при первой же опасности, искушении, если не кричим: «Распни!», то, по крайней мере, молчим. Вся человеческая жизнь проходит между двумя этими возгласами.

Евангелист говорит о том, что Христа встречало очень много детей. Дети не понимают многих вещей. Ребенку невозможно объяснить историю Церкви, какие-то глубокие богословские мысли пока еще трудны для его понимания. Ребенок не знает ни правил, ни канонов, он просто сердцем ощущает благодать, которая исходит от Господа. Взрослые, как правило, утрачивают это качество. И Господь, указывая народу на детей, говорит, что именно таковых есть Царствие Небесное.

Сердцем надо встречать Господа, вкладывать в этот возглас: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!» всю свою любовь, все свое чувство. Но когда придут испытания, трудности, нужно найти в себе мужество и остаться со Христом до конца, не поддаться искушению оставить Его. Не поддаться искушению, когда мы слышим какие-то обвинения в адрес Бога, Церкви, ближних наших. Нужно устоять в своей вере. Ведь часто, братья и сестры, люди искушаются обстоятельствами: что-то услышали, подумали и отступают от Христа, отступают от Церкви.

Найдем в себе силы и мужество не только сегодня прославить Господа, но и войти с ним вместе в Страстную седмицу. Проведем эти несколько дней в молитве покаяния, у Креста Христова. Будем стараться посещать на этой неделе как можно чаще храм, бывать на Литургиях Преждеосвященных Даров и вечернем богослужении.

Страстная седмица – это удивительное время. Молитвы, песнопения, каноны, которые звучат в эти дни в храме, содержат удивительные мысли. Сердце не может не растаять от слышанного – Бог, Творец Вселенной, уничижает Себя до состояния рабского.

В первые три дня Страстной седмицы на вечерних богослужениях читают особые каноны, синаксари, поются песнопения: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…», «Се Жених грядет в полунощи…». Это возвышенные образцы литургического творчества, которые наша Церковь сохранила за многие столетия.

В Великий Четверг, как все мы хорошо знаем, день Тайной Вечери. С утра совершается Божественная литургия Василия Великого, на которой, по традиции, все христиане причащаются Святых Христовых Таин. По окончании Литургии, в кафедральном соборе совершается Чин умовения ног.

Вечером в четверг совершается утреня Великого Пятка. На этом богослужении читаются двенадцать Страстных Евангелий, поются Страстные антифоны. Это богослужение также обязательно посетить.

В Великую Пятницу, ради крестных страданий Христа, Литургия не совершается. Утром в храмах служат Царские часы. Около двух часов дня совершается вечерня с выносом Плащаницы. А в пятницу вечером – утреня Великой субботы. Совершается погребение Плащаницы.

В Великую Субботу с утра служится Литургия Василия Великого, на которой также все христиане причащаются. Это особый день – суббота тишины и покоя, ибо Христос пребывает во гробе, а мы молимся и с благоговением созерцаем великое таинство – Христос лежит во гробе.

Вечером в субботу привычного нам богослужения уже нет. Незадолго до полуночи начинается полунощница. А ровно в двенадцать часов ночи начинается утреня с Пасхального крестного хода.

Предстоящая седмица молитвенно насыщенна, на этой седмице самый строгий пост. Конечно, в наших сердцах не только скорбь, печаль и молитва, но и ожидание радости. Помните, дорогие братья и сестры, что истинный праздник можно ощутить не только приготовив пасху, кулич, покрасив яйца или убравшись в квартире, но, прежде всего, помолившись в храме, приложившись к Плащанице, послушав двенадцать Страстных Евангелий. Тогда сердце наполняется настоящими, глубокими чувствами, тогда человек как бы сам проживает эти дни, сострадая Христу. Прошу вас, дорогие братья и сестры, отнестись серьезно к богослужениям этой седмицы, постараться выбрать время и прийти в храм.

Сердечно вас всех поздравляю, желаю всем помощи Божией! Аминь.

 

 

 

 

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

 

 

 

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

 

 

 

08 апреля 2017 г.

 

Теги: Вход Господень в Иерусалим.
Оставить комментарий
Поделиться в: