По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Мужественный исповедник

 
Мужественный исповедник Сто лет назад произошла революция, кардинально изменившая нашу страну. Сто лет назад и без того внушительный сонм русских святых стал пополняться новомучениками и исповедниками. За годы гонений их было так много, что до сих пор прославляют новых свидетелей Христовой веры. А на иконе «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» изображены не только известные и прославленные, но даже безымянные мученики и мученицы. Подвигу некоторых из них посвящены отдельные сюжеты, изображенные в клеймах. Кончина митрополита Казанского Кирилла (Смирнова), чью память Церковь празднует 20 ноября, изображена на одном из них.

Духовный сын великого пастыря


Священномученик Кирилл (в миру Константин Иларионович) родился 26 апреля 1863 года в городе Кронштадт Санкт-Петербургской губернии. Отец его был псаломщиком. С детства Константин знал святого праведного Иоанна Кронштадтского, с которым впоследствии их связывала настоящая духовная дружба.

Константин выбрал путь служения Церкви, закончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, был рукоположен в священный сан. 10 октября 1900 года по просьбе отца Константина митрополит Антоний (Вадковский) поставил его настоятелем кладбищенской Свято-Троицкой церкви в Кронштадте. Составители жизнеописаний святого объясняют этот выбор желанием быть ближе к духовному отцу.

15 лет отец Константин прослужил в священническом сане. Но произошло событие, изменившее его жизнь. Маленькая дочь Ольга проглотила иглу и умерла мучительной смертью, а вслед за тем скончалась от горя и жена батюшки. В 1902 году отец Константин принимает монашество. Вскоре его назначили на должность начальника Урмийской Духовной Миссии в Персии. Но уже 6 августа 1904 года состоялась хиротония архимандрита Кирилла во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии.

20 декабря 1908 года умер праведный Иоанн Кронштадтский. Перед своей кончиной он завещал, чтобы отпевание совершал епископ Кирилл. Преданный и благодарный ученик несколько раз служил панихиду по своему духовному отцу, а затем участвовал в его отпевании. Через пять месяцев, 22 мая 1909 года, скончалась матушка отца Иоанна Елизавета Константиновна. Отпевал ее владыка Кирилл.

Деятельный владыка

С 1908 года владыка Кирилл управляет Тамбовской и Шацкой епархией. В 1914 году его трудами состоялось прославление святителя Питирима Тамбовского.

Деятельный архипастырь совершает многочисленные поездки, стремясь как можно больше общаться со своей паствой. Епископа Кирилла отличали простота в общении, ревность о вере и в то же время величие и благородство. «В личности владыки Кирилла удивительно сочетались епископское достоинство, цельность натуры и невозмутимость характера, которые, при несомненной внешней величественности иерарха, производили неизгладимое впечатление на всех, кто когда-либо общался с ним», – так воспринимали его современники.

Во время войны по инициативе архиепископа Кирилла были организованы сборы средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, у которых погибли родители, комитеты помощи воинам.

Владыка Кирилл принимал участие в работе Поместного Собора 1917-1918 годов, возглавлял отдел о преподавании Закона Божия в школе.

Девятнадцать лет лагерей и ссылок

Архиепископа Кирилла отличала большая любовь к богослужению, стремление привлечь к активному участию в нем прихожан. Летом 1917 года владыка стал служить в московских церквах торжественные воскресные вечерни со всенародным пением и проповедями. Кроме богослужебных песнопений, после вечерни весь народ пел отрывки из посланий апостола Павла. К примеру, в храме Воскресения в Сокольниках пели: «Никто из нас не живет для себя, никто не умирает для себя, но живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем, всегда Господни!». Когда множество людей с воодушевлением произносило эти слова, казалось, что они клялись так и построить свою жизнь, выражая свое отношение к происходящему.

Еще во время февральских событий 1917 года владыка предупреждал с амвона: «Если не удержимся над своим прошлым, то напишем такую страницу своей истории, которую следующие будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать ее, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории».

После Октябрьской революции начался крестный путь владыки-исповедника. 19 марта 1918 года его назначили на митрополичью Тифлисскую и Бакинскую кафедру, а также на должность Экзарха Кавказского, однако к месту назначения выехать ему не удалось. Помешал первый арест по обвинению «в контрреволюционной агитации путем рассылки воззваний и сношения с Колчаком и Деникиным».

После освобождения в 1920 году он становится Казанским митрополитом, но через месяц вновь арест – «выехал из Москвы в г. Казань без разрешения ВЧК». В 1921 году его освобождают по амнистии, и владыка Кирилл возвращается в Казань, но в 1922 году его вновь арестовывают и после заключения в Московской тюрьме ссылают в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар).

В Московской тюрьме он сидел в одной камере со священномучеником Фаддеем, архиепископом Астраханским. Вместе они написали обращение к верующим по поводу «Живой церкви», которое удалось разослать по России. Затем владыку ссылают в Усть-Кулом, где его соузником становится епископ Афанасий (Сахаров).

Но тяготы гонений, страдания в неволе не сломили этого мужественного человека. Вот как вспоминает о владыке Кирилле сын священномученика Илии Четверухина Серафим: «С приходом владыки Кирилла все оживали. Он говорил, а мы, дети, не всегда понимая, видели, как внимательно, с глубоким интересом и почтением слушали его отец и мать, как их лица светлели. Детям владыка обязательно уделял часть времени, спрашивал нас, как взрослых, о наших делах, говорил что-то серьезное и ласковое, дарил на память книги. У меня долго хранилась небольшая книжечка “Пролог” с его надписью».

По завещательному распоряжению Святейшего Патриарха Тихона от 25 декабря 1924 года именно митрополит Кирилл был назначен первым кандидатом на должность Патриаршего Местоблюстителя. Однако он не смог восприять должность, так как находился в ссылке, им стал священномученик митрополит Петр (Полянский).

В 1926 году среди епископата возникла мысль о тайном избрании Патриарха. Под актом избрания митрополита Кирилла было собрано 72 архиерейские подписи. Таким образом, митрополит Кирилл был избран Патриархом, но интронизация его не состоялась, так как ГПУ стало об этом известно. Большевики пытались склонить владыку к сотрудничеству, но получили решительный отказ.

Вскоре владыка Кирилл был арестован и выслан в станок Хантайка Туруханского района Красноярского округа, а затем в город Енисейск. С 1932 года владыка находился в ссылке в Туруханском крае. Полгода здесь длится морозная ночь, прерываемая только Северным сиянием, полгода обитатели этого края оторваны от всего мира. Короткое полярное лето и мириады мучительных комаров-гнусов, цинга, отсутствие предметов первой необходимости.
 
После освобождения в августе 1933 года митрополит Кирилл непродолжительное время проживал в городе Гжатске, но уже летом 1934 года был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и заключен во внутренний изолятор особого назначения Бутырской тюрьмы г. Москвы. Святителя приговорили к трем годам ссылки, которую отбывал в п. Яны-Курган (Южно-Казахстанская область).

7 июля 1937 года владыка был арестован в ссылке и заключен в тюрьму г. Чимкент. Предъявленное обвинение оригинальностью не отличалось – «возглавлял все контрреволюционное духовенство». 6 ноября митрополит Кирилл был осужден и приговорен к расстрелу, приговор привели в исполнение 7 (20 по н.ст.) ноября в Лисьем овраге под Чимкентом.

На иконе мы видим исполнение смертного приговора. Святитель молится, его поднятые руки торжественно простерты в жесте молитвы и последнего благословения, преподаваемого им всему миру. Его величественный образ, литургические одежды красно-малинового цвета резко контрастируют с болотисто-зеленоватыми силуэтами палачей. Пейзажные горки желтовато-розового цвета написаны в одной гамме со святителем, они создают образ обновленной природы, вместе со святым мучеником противостоящей мрачным силам зла, что рождает ощущение торжества и победы над адом и смертью, свидетельство вечности.

Подготовила Марина Шмелева

Пресс-служба Покровской епархии
Поделиться в: