Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Увидеть неповторимый образ Божий

Воспитание ребенка в русле церковной жизни требует от родителей чуткости и внимания. Первое богослужение, первое Причастие и первая исповедь… Для детей это первые, но очень важные и необходимые шаги, а для взрослых — время особой ответственности и собранности, когда маленьким христианам нужны их поддержка, одобрение и пример. Продолжая рассказ об особенностях и сложностях Причастия детей, Епископ Покровский и Николаевский Пахомий отвечает на вопросы о посте и молитве, подготовке ребенка к Таинствам и дает практические советы родителям.


Владыка, скажите, как помочь ребенку подготовиться к Таинству Причастия?

— С детьми нужно много беседовать, рассуждать, не давать односложные ответы: да — нет, нельзя — можно. Мне кажется, это очень важно. Но есть и внешняя сторона подготовки к Причастию. Для взрослого внешняя сторона подготовки заключается в соблюдении строгого поста, молитвенного правила, посещении богослужений, а для ребенка действуют другие правила.

Я бы посоветовал воцерковляющимся родителям, которые приносят младенцев на Причастие, потренироваться. Чтобы вид священника и происходящее в храме не вызывало у малыша панического страха, а было естественно и нормально, просто походите с ним какое-то время на богослужения. Пусть он приглядится, прислушается к тому, что происходит. Перед Причастием можно поднести младенца к Чаше, показав, как причащаются другие дети, а потом уже и его причастить. При этом ему нужно рассказывать и объяснять, что за Таинством сам Господь под видом Тела и Крови (хлеба и вина) входит в наше сердце.

Младенца причащают только Кровью. Когда же он подрастет и придет время вкушения частицы, то я бы снова посоветовал потренироваться — давать ребенку кусочек хлеба, размоченного в вине, чтобы этот вкус стал привычным и не вызывал негативную реакцию или испуг. К сожалению, иногда дети, в большей степени нецерковных родителей, когда их впервые причащают частичкой, пытаются ее выплюнуть. А этого нельзя допустить.

Что же касается молитвенного правила, то оно должно быть у каждого малыша. Сначала следует выучить самые элементарные молитвы, которые ребенок сможет запомнить: «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…», научить креститься, совершать поклоны. А дальше прибавлять по одной утренней и вечерней молитве. Обязательно нужно учить детей молитвам о здравии и об упокоении родных и близких, чтобы они понимали, что от христиан зависит очень многое в этом мире.

Нужно учить детей совершать пост. Конечно, маленьким нужны витамины и определенные продукты, поэтому нет такого универсального правила, определяющего, с какого возраста и от какой пищи воздерживаться. Но, как правило, в церковной семье, где постятся родители, постятся и дети, причем с раннего возраста. Если же малышам нужны молочные продукты, то не надо от них отказываться, а вот сладости, например мороженое, нужно исключить. И главное, объяснить ребенку, почему мы воздерживаемся, и по мере взросления приучать к посту, который совершают взрослые.

Как Вы думаете, является ли пост частью воспитания и чему может научить?

— Пост, прежде всего, учит доверию Богу. Когда мы постимся, необходимо понимать, что это наше послушание матери Церкви, воспитывающей нас. Пост — аскетическое упражнение, которое помогает человеку. Его нужно принять и смириться. К детям это тоже относится. Пост — время труда. Но ребенка нельзя ограничивать только запретами. Он будет слушаться, но в определенный момент его детская вера не перерастет в веру взрослого, и, скорее всего, ребенок перестанет посещать храм или вообще уйдет из Церкви. Такое, к сожалению, тоже бывает.

Возвращаясь к вопросу о подготовке к Причастию, как помочь ребенку подготовиться к исповеди?

— Родители должны побеседовать с ним, рассказать, что такое исповедь. Устоявшаяся традиция предполагает первое участие в Таинстве в возрасте семи лет. Но по своему священническому служению я помню, как прихожане приводили и пятилетних, и шестилетних детей, которые очень хотели исповедаться. Они видели, что так делают взрослые, и им хотелось подражать. Но бывает, что ребенок сам чувствует необходимость открыть совесть, ведь он тоже может грешить: обманывать, проявлять агрессию, непослушание. При должном воспитании дети рано осознают это. И если у ребенка есть такое желание, священник должен идти навстречу.

Если ребенок перед Чашей начинает кричать и плакать, с чем это связано и что делать?

— Такое поведение может говорить о том, что ребенок устал. Но в большинстве случаев это свидетельство того, что родители не живут церковной жизнью: не исповедаются и не причащаются сами или делают это очень редко. Это сигнал взрослым, что в семье есть проблемы, решение которых, возможно, решит проблему поведения ребенка перед Чашей.

Если малыш нервничает, его нужно попытаться успокоить и причастить. Но если складывается ситуация, которая грозит истерикой, то я советую отойти в сторону и подождать, пока младенчик немножко придет в себя. Но если этого не произойдет, то нужно помолиться Богу, сделать определенные выводы и прийти в другой раз.

Тем не менее нецерковные родители и их дети все же ощущают и воспринимают действие благодати.

— Божественная благодать действует на человека порой помимо его воли, которая при этом никогда не нарушается Богом. Если человек причащается, то Господь, конечно, действует на него. Но если человек не верит, не готов идти за Христом, ничего не хочет принимать в свое сердце, то благодать, которая готова действовать, не нарушит его волю, желание и свободу. С младенцем происходит то же самое. Каждый священник сталкивался с тем, что часто к Причастию подносят детей родители, которые сами далеки от храма, а это очень заметно — ребенок ведет себя агрессивно, нервничает, ему страшно. Это первое свидетельство того, что родителям самим нужно сделать первый шаг к Церкви и Богу, тогда и детям будет легче.

— Бывают случаи, если ребенка не удается успокоить, находятся участливые люди, утверждающие, что малыш не в себе или бесноватый. Что делать?

— Для того чтобы кого-то обвинить в бесноватости, нужны очень веские причины и доказательства. И быть легковерными в этом отношении нельзя. Безусловно, вражеская сила действует в мире. Но прежде чем думать, что агрессивное или нервное поведение ребенка — беснование, нужно сначала устранить проблемы, лежащие на поверхности. Родителям стоит задуматься, нет ли каких причин в семье, вследствие которых ребенок так себя ведет, так поступает. Возможно, это всего лишь попытка привлечь внимание к себе. А беснование — случай крайне редкий.

Конечно, если малыша не удается успокоить, не нужно через силу, сжимая его изо всех сил, подносить к Чаше. Для ребенка это может стать травмой, которая останется навсегда.

Возможны ли ситуации, когда ребенка отлучают от Причастия?

— Каноническое отлучение христианина за какие-то грехи от Причастия на определенный период к детям не применимо, хотя бы потому, что те грехи, за которые такое прещение может быть наложено, детям просто недоступны.

Если же священник исповедует ребенка и видит, что духовная жизнь в его сердце развивается не совсем правильно, то может предложить повременить с Причастием. Но важно учитывать разные факторы. Мне доводилось опекать дом-интернат, исповедовать и причащать детей. Первое время они просто успокаивались, убирали свои колючки, и только потом с ними можно было разговаривать, чему-то учить. А в коллективе, особенно проблемном, обострены и чувство индивидуализма, и чувство коллективизма одновременно. Представьте, что исповедались и причастились все дети, кроме одного ребенка. Это будет для него травмой. Поэтому священник должен очень хорошо подумать и все взвесить, прежде чем принять решение не причащать ребенка.

Вообще, священник по отношению к человеку должен выступать не как прокурор, а как адвокат, проявляя пастырскую любовь, милосердие, стараясь оправдать грешника, помогая встать на путь исправления, чтобы участие в Таинстве принесло пользу, а строгость пастыря не погубила ростки покаяния в душе. Другими словами, батюшка должен с большим сердцем подходить к любому человеку, тем более к ребенку.

В докладе 2013 года Святейший Патриарх Кирилл отметил: «С пониманием относясь к многодетным семьям, следует настойчиво объяснять родителям, что детей необходимо постепенно приучать к тому, чтобы вовремя приходить на богослужение. Очень печально, когда детей (конечно, я сейчас имею в виду не грудных младенцев) приводят в храм не то что после начала Божественной литургии, но даже и после чтения Святого Евангелия, а иногда и непосредственно к выносу из алтаря Чаши». Скажите, когда с ребенком нужно приходить в храм? И как воспитать в нем понимание, что к службе нужно приходить в срок?

— Во всем должна быть постепенность. Бывают две крайности: либо с ребенком приходят слишком поздно, к выносу Чаши, либо слишком рано, к самому началу службы и даже раньше. Конечно, малышу сложно долгое время находиться в храме. Он устанет, будет плакать, кричать, дети постарше начнут бегать, в результате чего храм из молитвенного собрания превратится в детский сад. Поэтому ребенка нужно постепенно приучать к молитвенному правилу, посту и богослужению. Младенца можно принести непосредственно к выносу Чаши, но потом время пребывания в храме следует увеличивать. И никакие внешние правила не компенсируют отсутствие родительского участия и воспитания, которое занимает годы.

Что касается многодетных семей, то им могут помочь прихожане: проявить заботу, кого-то из детей успокоить, взять на руки или немножко даже поругать, ведь приход — это тоже своего рода семья. Многодетные родители иногда лишены полноценного участия в литургической жизни прихода, ведь они всегда с детьми, особенно если те малы. Но нужно понимать, что воспитание ребенка — крест семьи, и с этим нужно смириться.

Владыка, на Ваш взгляд, какие ошибки совершают родители, воспитывая детей в русле церковной жизни? Как привить любовь к службе, Таинствам, а не отвернуть от Церкви/храма?

— При воспитании детей родители должны оглядываться на свое прошлое, свои детство и юность. Все когда-то были детьми, совершали ошибки. И к детям нужно снисходить. Ошибок избежать сложно. Родители, только обратившиеся к Богу, стараются воспитывать детей в русле церковной жизни. Но не имея своего церковного опыта, трудно передать его детям. У апостола Павла есть замечательные слова: Дети, почитайте своих родителей, родители, не раздражайте своих детей (см.: Еф. 6, 1–4). Видимо, умение не раздражать дорогого стоит. Ведь как сделать так, чтобы воспитание моральных принципов не превратилось в ханжество и морализаторство? Необходимо найти слова, которые донесут до ребенка то, что мы хотим, при этом учитывая его особенности, интересы, настроение, духовное состояние, внутреннее устроение. Бывает, после конфликта человек просит сиюминутного прощения, а другой человек не может этого сделать, потому что ему требуется время, чтобы прийти в себя. Так и по отношению к детям нужно иметь определенное благородство и видеть в ребенке не только продолжение самого себя, а еще самостоятельную личность, неповторимый образ Божий. К сожалению, большинство ошибок связаны с тем, что родители этого не видят или не хотят. И это касается не только духовной, но и повседневной жизни.

Беседовала Дарья Хохлова

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: