По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Служение любви

Православная Церковь 9 октября вспоминает одного из величайших святых, любимого ученика Господа Иисуса Христа апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В молодости он уверовал во Христа и всю свою жизнь посвятил тому, чтобы научить людей Его главной заповеди — любить друг друга.

Будущий апостол и евангелист Иоанн Богослов родился в Галилейском городе Вифсаиде, на берегу Геннисаретского озера. Он был сыном рыбака Зеведея и дочери святого Обручника Иосифа Саломии. Родители его были люди благочестивые, еще в отрочестве они обучили Иоанна Моисееву закону. Мальчик с детства помогал отцу в трудах по рыболовству и торговле. Не склонный к мирской жизни, он навсегда остался девственником. Будущий апостол охотно слушал учение Иоанна Крестителя о пришествии Мессии — Христа. И когда на берегу озера Господь призвал его в число Своих учеников, юноша тотчас же, без промедления последовал призыву Спасителя.

За свою горячую преданность и готовность следовать за Христом повсюду апостол Иоанн пользовался особой любовью Спасителя. В самые важные и торжественные минуты Его земной жизни Иоанн был рядом со своим Божественным Учителем. Он присутствовал при воскрешении дочери Иаира и при Преображении Господа на Фаворе. На Тайной, последней Вечери Господа с Его учениками он находился в такой большой близости к Господу Иисусу, что, по выражению Евангелия, «возлежал на персех (то есть на груди) Его», отчего и произошло его наименование «наперсник».

Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его связанного вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных. Он же находился в архиерейском дворе при допросах своего Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, сострадая Ему всем сердцем. Когда Господа распяли, из всех учеников один Иоанн не скрылся, но стоял неотлучно у Креста, плача и рыдая с Его Пречистой Матерью. Христос, видя, как он скорбит, удостоил его особой чести — поручил заботиться о Богородице, сказав: Жено! Се, сын Твой! А Иоанну: Се, Матерь твоя! (Ин. 19, 26–27).

Верный завещанию Господа, после Его вознесения он взял Матерь Божию в свой дом и не уходил из Иерусалима до самого Ее Успения, заботясь о Ней с величайшим уважением. После Успения Пресвятой Богородицы святой Иоанн отправился вместе с учеником своим Прохором в Эфес, культурный центр Малой Азии, где ему выпал жребий проповедовать Слово Божие.

В Эфесе он возглавил развитую христианскую общину, основанную апостолом Павлом. Здесь он непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56–68 годы). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. Он был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался жив, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя.

После этого апостола Иоанна сослали в заточение на греческий остров Патмос. На острове он продолжал проповедовать истину, привлекая к себе жителей. Святой Иоанн изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн силой действующей через него благодати Божией разрушил все бесовские ухищрения, и гордый волхв погиб в морской пучине.

Однажды апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1, 8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис), в которой раскрыты все тайны судеб Церкви и конца мира.

Патмосская пещера, в которой апостол получил Откровение, в настоящее время находится под строениями храма, названном его именем. Тройная расщелина в потолке пещеры — символ Святой Троицы — из которой святой Иоанн и услышал глас Божий. Здесь же находится и каменный аналой, на котором писал ученик Иоанна Прохор.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и около 96 года вернулся в Эфес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Тогда же, не в силах сносить хулу еретиков, Иоанн написал свое Евангелие: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20, 31). В нем он завещал всем христианам любить Господа и друг друга и этим исполнить Закон Христов.

На закате своих дней святой Иоанн был единственным очевидцем Господа и пользовался особым вниманием всего христианского мира. Многие искали случая видеть апостола и считали за честь и счастье коснуться его риз.

Апостол Иоанн Богослов прожил более 100 лет. Обстоятельства его смерти оказались необычными. Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу. Обняв учеников, он сказал: «Возьмите землю, матерь мою, и укройте меня». Со слезами исполнили ученики заповедь святого и засыпали его землей. Узнав об этом, христиане пришли отыскать тело апостола, но могила оказалась пустой. С тех пор ежегодно на его могиле 21 мая (8 мая по ст. ст.) выступает тонкий слой целительного праха. В честь этого события установлено также и весеннее празднование памяти святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

На протяжении всей своей проповеднической жизни апостол неустанно повторял: Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3, 18). Он умел, что умеют достичь лишь единицы — безраздельно отдать Богу сердце. Полюбив Христа однажды, он пронес эту любовь до глубокой старости.

Наталия Бондаренко


Оставить комментарий
Поделиться в: