По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Великий пастырь

История Православия знает немало имен святых подвижников, уходивших в пустыни, чтобы там, вдали от мирской суеты, проводить жизнь в молитве и размышлениях о Боге. Среди них особое место занимает преподобный Феодосий Великий — основатель общежительного монашества на Святой Земле.


Будущий преподобный родился около 424 года в Каппадокии (область на востоке Малой Азии) в благочестивой семье. С юности, трудясь чтецом и певчим в церкви, он горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. Юноша обладал прекрасным голосом, но, несмотря на открывающуюся перед ним блестящую карьеру, мечтал о пустынной уединенной жизни отшельника.

В 451 году Феодосий оставил свою должность и отправился в Иерусалим. По дороге он встретил святого Симеона Столпника, который, как повествует житие, «поцеловал богодухновенного юношу и предсказал ему, что он будет пастырем словесных овец и спасет многих от мысленного волка; предсказал ему еще многое и, благословив его, отпустил».

Поклонившись святым местам, Феодосий решил поселиться в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил тридцать лет в великом воздержании и непрестанной молитве. Пост его был безмерен: он совсем не вкушал хлеба, питался только финиками, сочивом или травами и кореньями, да и этого употреблял так мало, лишь бы только не умереть с голоду.

Со временем у отшельника стали появляться ученики, нарушив тем самым его уединение. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, братия стала докучать ему с просьбой основать возле пещеры монастырь. Преподобный вовсе не помышлял об устройстве монастыря и никоим образом не стремился стать настоятелем, но жизнь распорядилась иначе, ведь слава всегда бежит за теми, кто от нее скрывается.

Поддавшись уговорам, святой стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный Феодосий пошел по пустыне. В одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Так Господь указал, чтобы именно здесь был основан первый общежительный монастырь, или Лавра, по уставу святителя Василия Великого. Ученики святого тотчас принялись за дела: построили церковь, келии и ограду и скоро устроили просторную обитель.

Монастырь был создан по образцу киновии, т. е. в собрании воедино монахов, которые вместе молились, принимали пищу и работали. Душевное успокоение в Лавре находили не только иноки, но и миряне — странники, нищие, больные и убогие. В обители было устроено несколько странноприимных домов и больниц, учебные центры, гостиницы, постоялые дворы и конюшни для животных, обслуживающих как монахов, так и паломников. Среди братии были люди разных национальностей, поэтому заботами преподобного внутри монастыря было устроено три церкви: «в великой церкви Пречистые Богородицы — греки, в другой — иверийцы, в третьей — армяне — пели церковное правило на своих языках, по семь раз в день». Во время же Причащения Пречистых Таин вся братия собиралась из всех церквей в одну, в которой пели греки, и все причащались вместе.

Преподобный Феодосий назидал всех: «Братия, ради любви Господа нашего Иисуса Христа, позаботимся о душах наших; вспомним суету кратковременной земной жизни и помыслим о будущей, вечной жизни; не будем лениться и проводить в праздности дни наши, отлагая до следующего дня доброе начинание: да не встретит нас смерть без добрых дел и да не будем изгнаны из чертога радости и слишком поздно восплачем о неправедной жизни. Тогда раскаяние уже будет бесполезно; теперь же время для него благоприятное: здесь — покаяние, а там — воздаяние, здесь — делание и терпение, а там — утешение… Здесь долготерпением Божиим наслаждаемся, а тогда правосудие Его узнаем, когда воскреснем, одни — в жизнь вечную, другие — в муку вечную».

Скоро Лавра сделалась знаменитой, и в ней собралось до 800 иноков. Многие из них впоследствии стали основателями других монастырей, прославились иноческими подвигами. Среди них духовный писатель Иоанн Мосх и будущие Иерусалимские Патриархи святые Софроний и Модест. Деятельность святого игумена стала образцом для всех, желавших устроить киновию. Монахи палестинской пустыни обратились к Иерусалимскому Патриарху с просьбой поставить «Феодосия архимандритом и начальником всех монастырей, находящихся около Святого Града». Патриарх удовлетворил просьбу монахов.

Еще при жизни Господь наделил своего избранника даром исцеления и чудотворений. Однажды, когда в Палестине случился голод, и к монастырю собралось множество людей, он приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидали, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами. И такое чудо повторялось всякий раз, когда преподобный Феодосий хотел помочь бедствующим. Принимать всех приходящих за помощью было правилом его монашеского устава.

Во времена правления Константинопольского императора Анастасия возникла ересь пресвитеров Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению. Пытаясь привлечь на свою сторону святого Феодосия, Анастасий послал в дар Лавре много золота. Но преподобный Феодосий твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твердо держаться православного исповедания. На некоторое время император смирился, но потом возобновил гонение на православных. Тогда святой старец Феодосий, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в храме, став на возвышении, анафематствовал всех, кто не почитает четыре Вселенских Собора. За это преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора.

В 529 году в возрасте 105 лет после продолжительной болезни святой подвижник отошел ко Господу и был погребен в пещере, в которой жил в начале своего подвига. Честные мощи преподобного Феодосия Великого хранятся в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

* * *

Пустыни благодатное украшение

7.2.jpgВ иудейских горах, в одиннадцати километрах от Вифлеема, расположен великолепный монастырь, похожий на дворец из восточных сказок — Лавра преподобного Феодосия Великого.


В настоящее время это православная греческая женская обитель во имя Пресвятой Богородицы, находящаяся в подчинении Иерусалимской Патриархии. Монастырь, основанный в 476 году, существовал до начала XVI века. Затем был разорен турками, после чего долгое время находился в запустении. В 1858 году Греческая Патриархия выкупила развалины и восстановила его. В некоторых местах обители сохранились древние раскопки, оставшиеся от монастыря. Во дворе до сих пор хранятся различные археологические артефакты, что большая редкость для местных монастырей.

Главное сокровище Лавры — пещерный храм с гробницей святого. Подземная крипта состоит из двух частей: в одной из них подвизался преподобный Феодосий, а в другой была устроена усыпальница. Слева от лестницы при спуске в крипту хранятся мощи мучеников, пострадавших от персов в 614 году.

В пещере много чтимых святынь: гробницы святых Иоанна Мосха (автора книги о подвижниках «Луг духовный»), его ученика и преемника будущего Иерусалимского Патриарха Софрония. Там же были похоронены матери преподобных Феодосия и Саввы Освященного, святых бессеребренников Космы и Дамиана. При жизни они не могли видеться со своими сыновьями, избравшими тяжкий путь служения Господу: суровый монастырский Устав запрещал им это, но они до последнего следовали за ними, охраняя и поддерживая материнской молитвой. На иконах святые изображены вместе со своими матерями. Здесь же находится почитаемая мироточивая икона погребения преподобного Феодосия Великого.

В храме можно поклониться образу преподобной Евфросинии Полоцкой. По преданию, святая русская княжна последние годы жизни провела на Святой Земле и была похоронена в Лавре преподобного Феодосия.

И по сей день множество паломников со всего мира приезжают в святую обитель, ведь здесь ощущаешь особую связь с Богом и ни с чем не сравнимую тихую радость.

Подготовила Наталия Бондаренко


Оставить комментарий
Поделиться в: