Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Просветительница и покровительница Грузии

На протяжении столетий женское имя Нина остается в Грузии первым, любимым и самым распространенным. Каждый месяц число грузинских женщин пополняют несколько десятков Нин. Такая популярность связана со святой равноапостольной Ниной. Ее почитают не только просветительницей, но и покровительницей Грузии.

Благочестивое детство

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии. Она была единственной дочерью благочестивых родителей – Завулона и Сусанны. Завулон доводился родственником великомученику Георгию Победоносцу. Находясь на военной службе у императора Максимиана, Завулон содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха.

Когда Нине исполнилось двенадцать лет, родители переселились в Иерусалим, продав все свое немалое имущество. Завулон посвятил свою жизнь служению Богу, подвизаясь в Иорданской пустыне, а Сусанна была поставлена диакониссой при Храме Гроба Господня. Воспитанием святой Нины занялась благочестивая старица Нианфора. Молодая девушка была послушной и прилежной ученицей, много молилась и читала Священное Писание.

Однажды, изучая Евангелие, Нина задумалась о судьбе Хитона Господня. Ее наставница пояснила, что, согласно преданию, мцхетский раввин Элеазар отнес нетканый Хитон в Иверию (Грузию).

«Возьми этот крест…»

В 44 году, когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан, обезглавил апостола Иакова и заключил в темницу апостола Петра, ученики Христовы, с согласия Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим. Они решили бросить жребий, чтобы узнать, кому в какую страну отправиться для проповеди Евангелия. Вытянула его и Пресвятая Богородица – Ей выпала Иверия. Но Господь велел Ей отправить туда вместо Себя кого-то из учеников Христовых. На проповедь в нынешнюю Грузию вышли апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Но хотя Матерь Божия не была в этих краях, Грузию называют Уделом Пресвятой Богородицы.

Святая Нина всей душой страдала от того, что Грузия еще не просвещена светом христианства. Она стала днем и ночью молиться о том, чтобы увидеть Иверию обращенной ко Христу, и о том, чтобы обрести Хитон Господень.

Однажды, когда святая Нина отдыхала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею». Проснувшись, святая Нина увидела в своих руках этот крест. В этот же день она рассказала обо всем своему дяде – Иерусалимскому Патриарху. Он благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

Первые шаги по следам апостолов

По пути в Грузию святую Нину сопровождали царевна Рипсимия и ее наставница Гаиания, бежавшие в Армению из Рима от гонений жестокого преследователя христиан императора Диоклетиана. По дороге они приняли мученическую кончину от рук палачей армянского царя Тиридата. Нине же чудесным образом удалось избежать смерти. Ангел Господень, являясь святой в видениях, укреплял и ободрял ее.

Прибыв в Грузию в 319 году, святая проповедовала христианскую веру в окрестностях Мцхета. Вскоре в этих землях о ней распространилась слава, потому что проповедь подвижницы сопровождалась многими знамениями. В день Преображения Господня местные жрецы совершали жертвоприношения богам Армазу, Гаци и Гаиму. По молитве святой Нины в этот час разыгралась буря, идолы божеств рухнули с высокой горы на глазах у царя Мириана и многочисленного народа.

Чудеса исцелений

В самом г. Мцхете, который в древности был столицей Грузии, святую Нину приютила семья бездетного царского садовника. Вскоре, по молитвам праведницы, его жена Анастасия разрешилась от бесплодия и уверовала во Христа. После того как святая исцелила от тяжкого недуга ярую язычницу грузинскую царицу Нану, та приняла святое Крещение и стала  ревностной христианкой.

Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан захотел подвергнуть святую Нину жестоким мучениям и поклялся вместе с ней истребить всех «верующих в Распятого». В тот момент, когда слуги Мириана стали придумывать казнь праведнице, померкло солнце, и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь. Правитель внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита стала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. Но тьма только сгущалась. Тогда устрашенные единогласно взмолились к Богу, Которого проповедовала Нина. Царь, отчаявшись, и сам воззвал ко Христу: «Бог Нины, просвети ночь сию и покажи мне путь мой, да признаю имя Твое, воздвигну крест и поклонюсь ему, построю дом для молитв и буду покорен вере Нины». В тот же миг царю вернулось зрение, и он вознес благодарность Создателю. Вскоре Мириан принял святое Крещение вместе со своей свитой.

Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень. На этом месте рос кипарис, из которого Мириан и приказал изготовить столпы для построения церкви.

По совету грузинской просветительницы он отправил послов к  Византийскому императору Константину (будущему святому равноапостольному царю) с просьбой прислать к нему епископа и священников, чтобы крестить свой народ.

Чтобы просветить всех

С прибытием в Грузию Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов население страны стало активно принимать Крещение. Вскоре христианство окончательно утвердилось в центральной части страны. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными.

В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них, уверовав во Христа, принимали Крещение. Затем равноапостольная Нина пошла в Восточную Грузию и поселилась в местечке Бодбе, в маленькой хижинке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянной молитве и обращая ко Христу местный народ.

Праведная кончина

Совершив свое предназначение, святая Нина была извещена свыше о скорой кончине земной жизни. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Но в Бодбе отправился не только епископ, но еще и все духовенство, и сам царь Мириан.  У смертного ложа святой они стали свидетелями многих исцелений. К Нине в огромном множестве приходил простой народ, чтобы поклониться, попросить об исцелении и наставлении. Тогда же праведница рассказала одной из учениц о своей жизни, 35 лет из которой она провела в апостольских подвигах.

С благоговением причастившись Святых Христовых Таин, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, а затем мирно отошла ко Господу.

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее останки в соборную церковь Мцхета, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия. Позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами.

Бодбийский монастырь в честь святой Нины в Кахетии

В базилике, построенной в V веке, главный алтарь был посвящен святому Георгию, а гробница святой Нины оказалась в правой части, в небольшой часовне. Она была украшена настолько богато, что даже татаро-монголы, грабившие храмы, опасались ее трогать.

В XVII веке монастырь был почти полностью разрушен. Но после скорого восстановления приобрел еще большую славу как духовный, культурный и просветительский центр.

В XIX веке Грузия вошла в состав России. Разоренный большевиками монастырь вновь открылся только в 1991 году.

Обитель была и остается одной из крупнейшей в Грузии. Здешние монахини прекрасно образованы: они несут не только традиционные послушания в огороде и на скотном дворе, но и в иконописной мастерской и в библиотеке. Сестры работают с архивами, переводят и издают богослужебную и святоотеческую литературу.

Подготовила Татьяна Уютова

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: