По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Земли Российския благодатное рождение

Преподобный Силуан Афонский — величайший русский святой ХХ века. Простая и небогатая внешними событиями жизнь его была наполнена великим внутренним содержанием. Житие преподобного Силуана Афонского — это история простого, необразованного русского крестьянина, который стал одним из великих христианских подвижников. Сотни монахов со всей Святой Горы приходили к нему, чтобы согреться огнем его пламенной любви.

Преподобный Силуан (в миру Семен Иванович Антонов) родился в 1866 году в селе Шовском Тамбовской губернии в бедной крестьянской семье. С раннего возраста Семен возлюбил Бога и много молился. Тогда же он ощутил в себе внутреннее изменение и влечение к монашеству. Но на просьбу сына отпустить его в Киево-Печерскую Лавру отец Семена ответил категорическим отказом, считая, что сначала надо отслужить в армии. Обладая огромной физической силой, привлекательной внешностью, Семен отличался от сверстников миролюбивым и спокойным характером.

Военную службу он отбывал в Петербурге, в лейб-гвардии, в саперном батальоне. Уйдя на службу с живой верой и покаянным чувством, Семен не переставал помнить о Боге. В армии его очень любили офицеры как солдата исполнительного, хорошего поведения, а товарищи — как верного друга, доброго и мудрого советчика. Но мысль о монастыре, теперь уже на Афоне, постоянно пребывала с ним. Окончив военную службу, Семен поехал к святому Иоанну Кронштадтскому просить его благословения поступить в монастырь. Получив благословение, простившись со всеми, он уехал на Афон.

Приехал Семен на Святую Гору осенью 1892 года и поступил в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона. Началась новая подвижническая жизнь длиною в 46 лет. Его первым послушанием была работа на мельнице.

Постриженный в 1896 году в мантию, отец Силуан по-прежнему нес монастырские послушания, в глубине сердца обучаясь «умному трезвению» — борьбе с помыслами. После принятия преподобным схимы в 1911 году на него было возложено послушание монастырского эконома.

Преподобный спал сидя один или два часа в сутки урывками по 15–20 минут, ночи посвящая Иисусовой молитве. В этой непрестанной борьбе он провел пятнадцать лет. И вот в одну из таких ночей, когда, несмотря на все усилия, молитва не приходила к преподобному, он сокрушенным сердцем воззвал: «Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?». — «Гордые всегда так страдают от бесов», — был ему ответ. «Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя». И снова в сердце прозвучал ответ от Бога: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».

Это откровение Господа преподобному Силуану в краткой формуле содержит вековой опыт христианского подвижничества. Осуждая себя во ад, признавая себя достойным наказания, но не теряя надежды на милостивого Господа, полагая в Нем Одном свою силу и упование, подвижник обретает способность противостоять собственным страстям и нападениям извне. В этой же формуле заключен путь спасения всякого христианина.

Скорбел старец о событиях в России. Со слезами десятки лет каждую ночь он молился о людях всего мира. «О, народы всей земли, на коленях припадаю перед вами и умоляю со слезами: придите ко Христу». Один Господь знает, сколько было спасено этими молитвами людей, а может, и народов.

При жизни старец Силуан не был прославлен как опытный аскет. Но особую благодать, от него исходящую, чувствовали все, от простых рабочих до иерархов. Он никогда не смеялся, никогда не говорил двусмысленно, не намекал и не подшучивал над людьми. За всю жизнь в монастыре он никого не осудил.

Одного из гостей монастыря спросили, почему он, ученый академик, ходит к отцу Силуану, «безграмотному мужику». Гость ответил: «Чтобы понять отца Силуана, надо быть академиком». Другому, предположившему, что отец Силуан ничего не читает, ответили: «Он ничего не читает, но все делает, а другие много читают, но ничего не делают».

«Господь нас неизреченно любит», — говорил каждому отец Силуан. И при этих словах глаза его всегда наполнялись слезами. Больше всего он говорил о любви Божией к людям.

Афонское монашество в своем трезвом недоверии к человеку держится правила: «Никого прежде конца не ублажай». Уже после кончины старца отцы афонские говорили: «Теперь видим, что старец Силуан достиг меры святых отцов… Кончина его в этом убедила». Преподобный Силуан мирно скончался 11 (24 по новому стилю) сентября 1938 года, не прерывая молитвы, проболев чуть больше недели. Своей подвижнической жизнью он явил пример кротости, смирения и любви к ближним. Он, как поется в акафисте, «Земли Российския благодатное рождение и ветвь масличная от корене земли Российския».

Канонизация его состоялась в 1978 году в Константинопольском Патриархате. Имя преподобного Силуана Афонского было внесено в месяцеслов Московского Патриархата по благословению Патриарха Алексия II. Глава преподобного хранится в Пантелеймоновском монастыре. Частица его мощей находится в Иоанно-Предтеченском монастыре в Великобритании.

Все беды русского народа произошли из-за отступления его сынов и дочерей от верности Отцу Небесному, и средство избавления от скорбей и гибели для России одно — указанный преподобным Силуаном спасительный путь покаяния: «Не скорбите, народы, что вам трудно жить. Боритесь только с грехом и просите у Господа помощи, и даст вам, ибо Он милостив и любит нас».

Наталия Бондаренко


Оставить комментарий
Поделиться в: