Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Русь под Покровом Божией Матери

В октябре мы отмечаем один из самых любимых и радостных праздников — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. «Твоего Покрова праздник славим…» — поет в этот день Церковь. А что мы знаем об этом событии, когда этот праздник начал отмечаться в нашей стране? Об этом на уроке церковной истории расскажет нам клирик храма во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г. Ершова священник Кирилл Бауков.

 

Поводом для возникновения праздника Покрова Пресвятой Богородицы послужило событие, произошедшее в Константинополе в 910 году, в царствование императора Льва Мудрого. Согласно житию святого Андрея Юродивого (Х век), в константинопольском Влахернском храме, хранившем величайшую святыню христианского мира — ризу Пресвятой Богородицы, случилось Божественное посещение. Блаженный Андрей и его ученик Епифаний удостоились увидеть Пресвятую Деву в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Богоматерь молилась за предстоящих в храме людей и, сняв с головы Свой плат, простерла его над собравшимися.

История события Покрова Пресвятой Богородицы имеет много разных версий: так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение святого Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих рассказывается о нападении неназванных по имени врагов и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело: средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал об этом событии. Несмотря на эти разногласия, праздник Покрова был принят русским народом и стал особо почитаться Русской Церковью.

Святой князь и праздник Покрова

17.JPGНа Руси праздник Покрова Божией Матери был установлен святым благоверным князем Андреем Боголюбским во второй половине XII века. Святой князь, узнав о том, что святой Андрей, Христа ради юродивый, видел Божию Матерь, державшую Свой Покров над православными, воскликнул: «Не может такое великое событие остаться без празднования ему».

Святой князь Андрей Боголюбский был воспитан с детства в христианском благочестии. По словам летописцев, он обладал миротворческим даром, редким в князьях и полководцах того сурового времени. Сочетание воинской доблести с миролюбием и милосердием, великого смирения с неукротимой ревностью о Церкви было в высшей степени присуще князю Андрею. Рачительный хозяин земли, постоянный сотрудник в градостроительной и храмоздательной деятельности — он построил множество храмов на Владимирской земле, основывал монастыри, питал нищих и убогих.

Святой Андрей Боголюбский принимал непосредственное участие в литературном труде владимирских церковных писателей. Он причастен к созданию службы Покрову Пресвятой Богородицы. В 1162 году Господь послал благоверному князю великое утешение: в Ростове были обретены мощи угодников Ростовских — святителей Исайи и Леонтия. Общецерковное прославление ростовских святителей началось немного позже, но начало их народному почитанию положил князь Андрей.

Белокаменное чудо

22.jpgСвятой князь построил первый храм, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы, — храм Покрова на Нерли, который стал одной из самых красивых достопримечательностей нашего Отечества. Он был возведен князем в 1165 году в память о старшем сыне Изяславе, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию. Этот храм является жемчужиной русской архитектуры, его называют красавицей, сравнивают с невестой. Легкая, стройная, будто невесомая церковь — такое ощущение, что она высечена из единого куска белого камня.

Храм Покрова на Нерли — самый миниатюрный и в то же время самый грациозный во всей Владимирской земле. Общая его ширина чуть более 10 м, а внутренняя высота около 21 м. Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершенен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, он задуман именно так изначально. Однако благодаря археологическим исследованиям мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м, а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,6 м, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня высотой 3,7 м. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,3 м. Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Один из самых любимых праздников

Почему праздник Покрова Богородицы нашел такой резонанс в душе русского народа? Ведь невозможно принудить праздновать как-то особенно именно тот или иной праздник, да и не насаждал никто специально такое почитание.

Если посмотреть историю русской святости, то можно увидеть, что русский народ всегда любил и почитал Христа ради юродивых, а чудесного видения во Влахернском храме сподобился блаженный Андрей, и это придало почитанию праздника особое значение.

Но главной причиной такого почитания в Русской Православной Церкви является тот факт, что народ чутко откликнулся на происшедшее много веков назад. Не как на историческое событие, а как на живую реальность милосердной любви, являемой Пресвятой Владычицей. Как на вечную реальность Ее божественного, духовного Покрова, распростертого над многострадальной, мятежной, горько кающейся, но и чуткой к чистоте святости славянской, русской душой.

Бесчисленны случаи милости Божией Матери у нас на Руси. Летописи, которые ведутся при Ее святых чудотворных иконах, повествуют о самых разнообразных проявлениях любящего сердца Приснодевы для утешения страждущих. Великие общественные бедствия, не раз нависавшие над нашей Отчизной от вторжения иноплеменников, также призывали к усердным молитвам Божией Матери.

Русскому народу памятны грозные нашествия татарских орд, предводительствуемых страшными завоевателями: Мамаем в 1380 году и Тамерланом в 1395 году, а также вторжение поляков в конце XVI и начале XVII века в самое сердце Руси. Многочисленные чтимые русским народом иконы Божией Матери — «Владимирская», «Казанская», «Донская» и множество других — служили знамениями милости Приснодевы к России и непреоборимым оружием Взбранной Воеводы в эти годины тяжелых испытаний для нашего Отечества. Поверженные враги имели возможность узнать, сколь сильна молитва Божией Матери ко благосердию Владыки!

Какое значение имеет этот праздник для нас? Божия Матерь простирает Свой Покров над всеми православными христианами, над всем родом человеческим. Ни один человек не исключен из Ее ходатайства. Праздник Покрова напоминает нам, что тайна Ее предстательства за всех людей заключается в том, что чем больше у нас скорбь, тем ближе Она к нам. Она всегда там, где страдание. У Креста Христова Матерь Божия усыновляет весь род человеческий и входит во всякую скорбь, какая может быть у человека. И потому за эти великие скорби, за великие страдания наш народ не оставлен Ею.

Важно помолиться

Праздник Покрова Божией Матери отмечается 14 октября по новому стилю. Этот праздник не является двунадесятым, а празднуется как великий праздник. В честь его в храмах совершается всенощное бдение с литией.

Важно помнить, что прославление праздника начинается с вечернего богослужения, в котором надо постараться молитвенно поучаствовать. Бывает так, что некоторые христиане считают, что надо в праздник бывать только на Литургии, но это неправильно, так как всенощное бдение, которое совершается вечером, имеет очень глубокое назидательное значение. Во время праздничного вечернего богослужения поются стихиры, читается канон праздника, смысл которых помогает осмыслить важность того или иного церковного события. Поэтому обязательно надо стараться на него приходить.

 

Теги: Покров Божией Матери.
Оставить комментарий
Поделиться в: