Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Главное чудо – встреча с Христом

Церковь надмирна и вневременна. Ее называют частичкой Неба на земле. В Церкви многое кажется непонятным, непостижимым и недостижимым для человека. И это правда. И это повод сделать шаг Церкви навстречу, взглянуть на ее жизнь и учение глазами христианина, ищущего Истины, а не темного, во всех смыслах, человека. О том, как не нужно относиться к Церкви, рассуждает настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая пос. Новопушкинское священник Алексий Талалаев.

– В церковных кругах о Церкви говорят без эпитетов «мистическая» или «таинственная», хотя по сути это одно и то же (от греч. mistikos – таинственный), считая, что эти слова имеют негативный оттенок и никак не относятся к Церкви. Отец Алексий, так ли это?

– Все, что связано с магией и некими тайными знаниями, сверхъестественными силами, не имеет к Церкви никакого отношения. В Церкви есть таинства, внешне выражаемые в церковных обрядах, но они никак не связаны с магическими ритуалами. Таинство – это изменение человеческой души под действием Божественной благодати.

Самое первое таинство, в котором участвует христианин, – Крещение. И любой интересующийся человек может обратиться к чинопоследованию этого таинства: посмотреть молитвы и понять, что ни в обрядовой стороне, ни в тексте нет ничего загадочного и мистического. Священник все читает и поет в голос, ничего не скрывая и не утаивая от мирянина. Открытость и доступность – вот главное различие между адептами оккультизма и Православной Церковью.

Большинство людей, пришедших в храм впервые или бывающих в нем редко, к мистике приравнивают чудо, и отношения с Господом строят именно на получении просимого. Плохо все в жизни – приди в храм и попроси у Бога то, что тебе нужно. Почему? Потому что Он всемогущ. Говорят, что все мы родом из детства, а в детстве мы читаем сказки, где герои обращаются к более могущественным персонажам, обладающим волшебными силами и способным творить чудеса. Вот и к Церкви возникает подобное отношение.

Из Евангелия мы знаем, что Господь совершал множество разных чудес. Однако это никогда не было самоцелью. А что происходит у нас? Людей буквально зовут за чудом в храм. Но чудеса вроде исцеления неизлечимо больных случаются редко. Это начало разочарования, ведь многие не готовы понять, что главное чудо в Церкви – это встреча с Христом. С другой стороны, едва ли в таком подходе можно упрекнуть кого-нибудь. Из Священного Писания мы знаем, что и ближайшие ученики Христа оставили все и пошли за Ним только после явных чудес. Апостолы всю ночь ловили рыбу и не поймали ничего, а после слов Христа они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась (Лк. 5, 6). Апостол Нафанаил признал Господа потому, что Он сказал ему: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин. 1, 48). Сказал о том, о чем мог знать будущий апостол и Бог. Множество народа искало Иисуса, но только из-за того, что ели хлеб и насытились (Ин. 6, 26). И действительно, когда Христос начал проповедовать Царствие Божие, люди стали отходить от Него, так как не были готовы принять услышанное. Поэтому человек в Церкви должен искать Бога, а не чудес. К Господу, к священникам нельзя относиться, как к волшебникам.

– Есть такое понятие, как религиозный или мистический опыт. Что понимается под ним в Православии?

– Преподобный Симеон Новый Богослов называет мистическим опытом христианина – познание Христа, борьбу со страстями, падения, преодоление искушений. Этот опыт есть у каждого человека. С религиозным опытом можно познакомиться, его можно передать. Например, святые отцы оставили нам множество трудов, размышлений. Они оставили нам молитвенное правило – плод пережитого ими духовного опыта. Ведь их молитвы, каноны, чинопоследования богослужений – это не что иное, как образец обращения к Богу. И мы должны на него равняться. Хотя это не значит, что мы не можем молиться своими словами. Вообще, что касается терминологии, то слово «мистический» используют, когда говорят о религии вообще, а это могут быть языческие, оккультные инославные верования. У христианина может быть духовная жизнь, духовный или религиозный опыт. И он никак не связан с мистикой или магией.

– Тем не менее, Церкви все равно приписывают владение тайными знаниями. Раз Церковь говорит о существовании мира ангелов и демонов, «загробной жизни», «конце света», значит, имеет ко всему этому доступ?

– Во все времена людей интересовало то, что находится за гранью понимания. Церковь знает о мире ангельском и демонском, о посмертной участи человека, Втором пришествии из Священного Писания. Церковь ничего этого не скрывает, но и не занимается выяснением подробностей того, как это будет. В церковной среде возникали течения, последователи которых предпринимали попытки оформить какие-то учения и добиться их признания, но все это приводило к расколам и образованиям сект.

К сожалению, многих людей на волне интереса к неизведанному привлекает сомнительная литература, содержащая будто бы тайные знания, которые «замалчиваются». В Церкви, чье дело проповедовать Христа и спасение души, такого нет, верующим доступно все. И мы, наоборот, призываем прихожан изучать основы вероучения, читать святоотеческую литературу, чтобы понимать, что происходит в храме. Вопрос в другом: хочет ли человек просвещаться, хочет ли он принимать слова Господа?

– Батюшка, почему нередко церковные предметы наделяют магическими свойствами? Например, в народе говорят, что нельзя ставить свечку левой рукой, прикладываться к иконам после Причастия, что поставленная на канун свеча за живого человека принесет ему несчастье, а отсутствие нательного крестика сделает тебя невидимым для Бога.

В церковной традиции действительно упоминается, что праведники будут по правую руку от Бога, а грешники – по левую. Однако есть икона «Господь Вседержитель с предстоящими», где справа от Господа находится Божия Матерь, а слева – Иоанн Предтеча. В любом случае, это всего лишь образы и их не нужно переносить в жизнь. Не важно, какой рукой человек ставит свечку. В конце концов, есть левши, люди, у которых по какой-то причине не действует правая рука – им что, не молиться теперь?

Если поставить свечу на канун за живого человека по незнанию, то, конечно же, ничего не случится. Но если делать это целенаправленно, то причинить вред можно только себе, потому что это уже магия, попытка подчинить себе для совершения злодеяния мир бесов, а если нет, то кого – Бога? Господь всеблагий, и Он никогда не сделает человеку плохо. Он может прислушаться только к нашей молитве за человека. Поэтому бояться, что кто-то нашлет порчу таким образом, значит не доверять Богу.

Запрета прикладываться к иконам после Причастия не существует. В конце службы все верующие подходят к кресту и целуют его. Что плохого в том, чтобы также поцеловать икону? Да, есть правило, что сначала причастнику отирают уста и потом подают запивку. Делается это для того, чтобы на губах не осталось частичек Тела и Крови Христовых и не случилось попрания святыни. Если же человек думает, что, целуя иконы, он растеряет благодать, полученную в таинстве, значит, он придает значение суевериям. Но кроме наших злых поступков и греховной жизни ничто, по слову апостола Павла, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией (Рим. 8, 38-39).

Христианину естественно носить крест, ведь это символ победы над смертью и грехом. Крест и крестное знамение имеют великую силу, что подтверждает жизнь святых. Без нательного креста мы становимся легкой добычей для бесов. Практика ношения креста появилась только в III веке – до этого, мы знаем, были времена первых христианских мучеников, прославленных Церковью. Не думаю, что Бог не заметил их подвига только из-за того, что на них не было нательных крестиков.

– Как Вы думаете, можно ли развеять мифы о том, что в Церкви «творится магия»: совершаются таинства, которые должны обеспечить здоровье, богатство?

– Человек ждет от Церкви чуда, но Церковь проповедует не чудеса, а Христа и Его учение. И вот это нужно понять, чтобы мифы о Церкви сами разрушились. Вообще, не удивительно, что Церковь воспринимают как нечто мистическое – ведь человеку предлагают и он соглашается – принимать именно так весь мир. Взглянем на действительность – вокруг: разгул магизма и мистицизма. По телевидению показывают шоу с участием экстрасенсов-шарлатанов, по радио крутят астрологические прогнозы. Самое интересное, что на разных каналах, станциях – прогнозы разные. Это уже ставит под сомнение их истинность.

Мой совет – научиться жить в Церкви. Мало зайти, поставить свечки и уйти. Должно быть продолжение. Христианская жизнь похожа на жизнь спортсменов: у нас есть периоды усиленных тренировок – посты, подготовка к Причастию. Чтобы стать красивыми и сильными, недостаточно купить абонемент в спортзал и фотографироваться на фоне тренажеров – нужно заниматься. В Церкви тоже надо трудиться, тогда и жизнь изменится и, может, чудеса какие-нибудь произойдут. Церковь во все времена занималась просвещением, в верующих семьях из поколения в поколение передавали знания о вере, благоговейное отношение к Богу, святыням, храму, священнику.

Сейчас есть много хорошей и доступной литературы, в нашем Покровском епархиальном образовательном центре есть курсы, где рассказывают об основах веры, церковной жизни, объясняют как раз самые элементарные вещи: зачем носить нательный крест, зачем женщинам надевать платок, а мужчинам снимать головные уборы при входе в храм. Если у человека все равно остаются вопросы или сомнения, лучше обратиться к священнику.

Беседовала Дарья Хохлова

 

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: